Дело № 2-283/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2020 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи М.Н.Лепихиной,
при секретаре Е.А.Бобровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой С.В. к Отделению ГКУ ПО «Областной центр занятости населения» по г.Пскову и Псковскому району, Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязании выйти с предложением в пенсионный орган о назначении досрочной страховой пенсии по старости и назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Васильева С.В. обратилась в суд с иском к Отделению ГКУ ПО «Областной центр занятости населения» по г.Пскову и Псковскому району, Отделению Пенсионного фонда по Псковской области о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязании выйти с предложением в пенсионный орган о назначении досрочной страховой пенсии по старости и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование указала, что начала трудовую деятельность с **.**..1989 и имеет трудовой стаж 30 лет. В связи с сокращение штата работников была уволена **.**..2019 с должности экономиста из ООО «П» по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ.
**.**..2019 обратилась Центр занятости по Псковской области, где была зарегистрирована в качестве безработного, до настоящего времени не трудоустроена ввиду отсутствия вакансий.
В связи с тем, что исчерпаны все возможности для трудоустройства, **.**..2019 истец обратилась к Отделению ГКУ ПО «Областной центр занятости населения» по г.Пскову и Псковскому району с просьбой оформить документы для назначения досрочной пенсии согласно ч.2 ст.32 Закона РФ №1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон №1032-1), поскольку до назначения ей пенсии осталось около двух лет. В 2019 пенсионный возраст мужчин и женщин составил 60,5 и 55,5 соответственно, следовательно, для оформления досрочной пенсии работнику должно быть не менее 58,5 и 53,5 лет, а также трудовой стаж 25 и 20 лет и количество страховых баллов 16,2.
Однако Отделением ГКУ ПО «Областной центр занятости населения» по г.Пскову и Псковскому району в направлении ходатайства в пенсионный орган о назначении досрочной пенсии истцу было отказано ввиду отсутствия права, которое может возникнуть только в 2024 году.
Истец также обратилась в Отделение пенсионного фонда по Псковской области с просьбой о направлении истца на досрочную пенсию, однако также получила отказ.
В связи с чем истец просила суд признать незаконным отказ ответчиков в назначении досрочной пенсии по старости, обязать Отделение ГКУ ПО «Областной центр занятости населения» по г.Пскову и Псковскому району выйти с предложением к Управлению пенсионного фонда РФ о назначении досрочной пенсии по старости с 25.10.2019, обязать Отделение пенсионного фонда по Псковской области назначить истцу досрочную пенсию по старости.
Определением суда ненадлежащий ответчик Отделение Пенсионного фонда по Псковской области заменен на надлежащего Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное).
В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила и дополнила исковые требования, и просила признать незаконным отказ Отделения ГКУ ПО «Областной центр занятости населения» по г.Пскову и Псковскому району и Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать Отделение ГКУ ПО «Областной центр занятости населения» по г.Пскову и Псковскому району выйти с предложением к Управлению пенсионного фонда РФ о назначении досрочной страховой пенсии по старости с **.**..2019, обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с **.**..2019.
В судебном заседании истец Васильева С.В. заявленные исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные иске, уточнениях и дополнениях к нему.
Представитель Отделения ГКУ ПО «Областной центр занятости населения» по г.Пскову и Псковскому району Анкудинова А.Е. в судебном заседании с исковыми требованиями Васильевой С.В. не согласилась, в обоснование привела доводы, изложенные в письменных возражениях. В ходе рассмотрения дела пояснила, что **.**..2019 Васильева С.В., **.**. года рождения, обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. В соответствии с п.2 ст.3 Закона №1032-1 с 30.04.2019 истец была признана безработной. По сведениям пенсионного органа истец отнесена к гражданам предпенсионного возраста. В соответствии с п.2 ст.32 Закона №1032-1 по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж, необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающий права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Критерии принятия решения о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина перечислены в п.155 Приказа Министерства труда социальной защиты РФ от 22.02.2019 №116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам». В соответствии с требованиями закона у женщин 1966 года рождения возникает право на страховую пенсию по старости в 2024 году. Таким образом, у истца при условии соответствия установленным законодательством критериям право на досрочную страховую пенсию по старости возникнет в 2022 году. В связи с чем просила в удовлетворении иска Васильвой С.В. отказать.
Представитель ответчика Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) Кириллова Т.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала позицию Отделения ГКУ ПО «Областной центр занятости населения» по г.Пскову и Псковскому району. Пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионный возраст женщин в 2019 году составляет 55,5 лет. В 2019 году Васильевой С.В., **.**. года рождения, исполнилось 53 года, право на страховую пенсию по старости у истца возникнет **.**..2024. За два года на наступления указанной даты истец вправе обратиться в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии с приложением предложения службы занятости населения. Указала, что истец в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии в установленном порядке не обращалась, в отношении истца ответчик решения об отказе в назначении пенсии не выносил. В связи с чем просила в удовлетворении иска Васильевой С.В. отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.32 Закона №1032-1 по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ), уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на страховую пенсию по старости.
Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, указанным в настоящем пункте, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.3 ст.32 Закона №1032-1).
Расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета (п.4 ст.32 Закона №1032-1).
Приказом Минтруда России от 22.02.2019 №116н утверждены Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам (далее – Правила №116н).
Согласно п.154 Правил №114н основанием для выдачи работником центра занятости населения предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину является решение о досрочном выходе на пенсию гражданина, признанного в установленном порядке безработным, исходя из объемов субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на социальные выплаты безработным гражданам.
В п.155 Правил №114н перечислены критерии принятия решения о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина являются: 1) увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя; 2) недостижение пенсионного возраста (не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста); 3) наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо указанного страхового стажа и необходимого стажа работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Законом о страховых пенсиях; 4) отсутствие со стороны безработного гражданина отказа от двух вариантов подходящей работы в период безработицы; 5) отсутствие со стороны безработного гражданина отказов от обучения по направлению органов службы занятости; 6) отсутствие нарушений безработным гражданином условий и сроков перерегистрации без уважительных причин; 7) отсутствие возможности трудоустройства (устанавливается на основании сведений о ходе предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, иных государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе по обучению по направлению органов службы занятости, а также информации безработного гражданина о самостоятельном поиске работы и причинах, препятствующих его трудоустройству).
Решение работника центра занятости населения о досрочном выходе безработного гражданина на пенсию оформляется в виде предложения о досрочном назначении пенсии, которое оформляется на бланке личного дела получателя государственных услуг. В случае отказа безработного гражданина от предложения органов службы занятости ему предлагается произвести соответствующую запись об отказе на бланке предложения. Предложение выдается безработному гражданину для последующего обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, либо направляется в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. (пункты 156, 157, 158 Правил №116н).
В соответствии с пунктами 160, 163 Правил №116н при получении от территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации документов, подтверждающих расходы, связанные с назначением пенсии безработным гражданам по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление страховой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой страховой пенсии по старости, уполномоченным органом службы занятости в субъекте Российской Федерации оформляется платежное поручение. Органы службы занятости осуществляют персональный учет получателей назначенной досрочно пенсии в течение всего периода ее выплаты.
Судом установлено, что согласно записям трудовой книжки **.**..2019 Васильева С.В. была уволена с работы с должности экономиста из ООО «П» в связи с сокращением штата работников организации по п.2 ч. 1 ст.81 Трудового кодекса РФ.
**.**..2019 истец обратилась в Отделение ГКУ ПО «Областной центр занятости населения» по г.Пскову и Псковскому району с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поисках подходящей работы.
В соответствии с приказом Отделения ГКУ ПО «Областной центр занятости населения» от **.**..2019 истец признана безработной, ей назначено пособие по безработице.
**.**..2019 истец обратилась в Отделение ГКУ ПО «Областной центр занятости населения» с заявлением о направлении в пенсионный орган предложения о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости согласно ч.2 ст.32 Закона №1032-1.
Однако ответом от **.**..2019 №4627 Отделением ГКУ ПО «Областной центр занятости населения» истцу в удовлетворении заявления было отказано ввиду того, что в связи с внесением изменений в Закон №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости у Васильевой С.В. возникает в 2024 году (по данным Управления пенсионного фонда России в г.Пскове и Псковском районе от **.**.2019), в связи с чем право на досрочную страховую пенсию по старости согласно ч.2 ст.32 Закона №1032-1 у истца возникнет в 2022 году.
**.**..2019 истец с аналогичный заявлением обратилась в Отделение Пенсионного фонда РФ по Псковской области.
Письмом от **.**..2019 №06-В-976-19 Отделением ПФР по Псковской области Васильевой С.В. разъяснено, что ею неверно определен выход на досрочную пенсию в соответствии с ч.2 ст.32 Закона №1032-1, которая устанавливается не ранее чем на два года до наступления соответствующего пенсионного возраста. Поскольку истец родилась в 1966 году, право на страховую пенсию по старости у нее возникнет в 2024 году в возрасте 58 лет. Однако по предложению службы занятости органами ПФР может быть назначена досрочная пенсия на два года раньше, которая за счет средств органов службы занятости выплачивается до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Исходя из положений приложения 6 к Закону №400-ФЗ, учитывая, что истец родилась в 1966 году и 55-летнего возраста достигнет в 2021 году, в связи с чем право на страховую пенсию по старости у нее возникнет в возрасте 58 лет, т.е. в 2024 году.
В связи с чем суд приходит к выводу, что у истца возникнет право на страховую пенсию по старости ранее общеустановленного возраста согласно ч.2 ст.32 Закона №1032-1 в 2022 году, в связи с чем доводы истца о том, что такое право у нее возникло в 2019 году основаны на неправильном понимании норм материального закона.
При таких обстоятельствах отказ Отделения ГКУ ПО «Областной центр занятости населения» по г.Пскову и Псковскому району в выдаче истцу предложения о досрочном назначении пенсии является правомерным.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что истец в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии в установленном порядке не обращалась, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Васильевой С.В. к Отделению ГКУ ПО «Областной центр занятости населения» по г.Пскову и Псковскому району, Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязании выйти с предложением в пенсионный орган о назначении досрочной страховой пенсии по старости и назначить досрочную страховую пенсию по старости, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н.Лепихина
Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2020 года