Дело № 5-597/2024 59RS0001-01-2024-008348-39
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 декабря 2024 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Майорова Е.В.,
при ведении протокола помощником Ярославцевой Ю.А.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – Бердиева А.Б.,
должностного лица административного органа - старшего инспектора отдела по вопросам миграции отдела полиции № (дислокация Дзержинский район) Управления МВД по г.Перми капитана полиции ФИО5 по служебному удостоверению,
старшего помощника прокурора Дзержинского района г.Перми Апаницына С.О. по служебному удостоверению,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)
в отношении Бердиева А. Б., ...,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу, Бердиев А. Б., являясь гражданином Республики Таджикистан, Дата въехал на территорию Российской Федерации, на миграционном учете состоял по адресу: Адрес, ш.Космонавтов, 49-34 сроком с Дата по Дата. Миграционный учет не продлевал. Имея срок законного нахождения по Дата, обязанность по выезду исполнил Дата, в тот же день въехал вновь. С Дата на территории Российской Федерации находится незаконно.
В судебном заседании Бердиев А.Б. пояснил, что впервые приехал в Пермь три года назад с отцом, в Таджикистане закончил 9 классов, здесь поступил в Пермский медицинский колледж на Адрес, проучился один год, был отчислен из-за того, что не сдал экзамены. В Перми проживает с родителями, братом и сестрами, а Таджикистане живут бабушка и дедушка. Родственников – граждан Российской Федерации нет. Дата при въезде указал цель въезда - работа, собирается получить патент и восстановиться на учебе.
Должностное лицо административного органа - старший инспектор отдела по вопросам миграции отдела полиции № (дислокация Адрес) Управления МВД по Адрес ФИО5 в судебном заседании на привлечении к ответственности настаивала, указав, что срок законного пребывания истек, привлекаемое лицо отчислен в июне, по информации из колледжа, место занято, законные основания для нахождения на территории Российской Федерации отсутствуют.
Допрошенный в качестве свидетеля законный представитель ФИО2, предупрежденный об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, показал, что привлекаемое лицо является его сыном, приехал в Пермь на заработки, получил патент, жена также имеет патент. А. учился в колледже, что там произошло – не знает. Планирует работать с ним, в данный момент ищет работу, получил патент Дата. В Таджикистане проживают родители, летом уезжал к ним, ребенок был тут с матерью.
Участвующий в деле старший помощник прокурора Дзержинского района г.Перми ФИО6 дал заключение о наличии в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения в виду допущенного нарушения миграционного законодательства.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, прихожу к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлено, что Бердиев А. Б., ...
На миграционном учете состоял по адресу: Адрес, ... сроком с Дата по Дата.
Миграционный учет не продлевал.
Имея срок законного нахождения по Дата, обязанность по выезду исполнил Дата, в тот же день въехал вновь.
С Дата на территории Российской Федерации находится незаконно.
С заявлением о получении разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретения гражданства Российской Федерации не обращался.
Совершение правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от Дата №, в котором привлекаемым лицом указано о согласии, справкой старшего инспектора отдела по вопросам миграции отдела полиции №, письменными объяснениями Бердиева А.Б. от Дата, указавшего на проживание в Перми с родственниками, отсутствие родственников-граждан Российской Федерации, въезд в целях работы, копией паспорта иностранного гражданина, сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ, пояснениями в судебном заседании.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит перечисленные в части 2 данной статьи сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела привлекаемое лицо принимал участие, давал пояснения. Право на защиту не нарушено. Личность установлена по его паспорту.
Бердиев А. Б. как гражданин иностранного государства должен знать требования миграционного законодательства и соответствующие компетентные государственные службы, разрешающие вопросы, связанные с его временным пребыванием на территории Российской Федерации, а также действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее правовое положение иностранных граждан.
Между тем, по истечении определенного срока пребывания, незаконно находится на территории Российской Федерации, следовательно, осознавал противоправный характер своего деяния и должен был предвидеть правовые последствия.
В соответствии со статьей 26.6 Закона № 114-ФЗ обыкновенная учебная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательной организации. Пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации на основании обыкновенной рабочей визы не препятствует его обучению в организации, осуществляющей образовательную деятельность, на территории Российской Федерации без изменения цели въезда.
В силу подпункта 11 части первой статьи 27 Закона № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Пунктом 7 ст. 5 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.
Исходя из абз. 4 п. 7 ст. 5 Закона № 115-ФЗ образовательная организация, в которой проходит обучение иностранный гражданин, обязана обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации данного иностранного гражданина не позднее, чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации.
Представленные в материалы дела документы прохождение обучения не подтверждают, соблюдение вышеназванных требований действующего законодательства не содержат.
При таких обстоятельствах суд квалифицирует действия Бердиева А.Б. по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ как нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Административная ответственность по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния и влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Рассматривая вопрос о виде наказания, суд исходит из следующего.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством учитывается признание вины.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях оснований для освобождения от административной ответственности не имеется.
Обстоятельств, свидетельствующих о необходимости исключения выдворения ввиду наличия устойчивых семейных связей с гражданами Российской Федерации, судом не установлено.
Проживание на территории Российской Федерации родственников не свидетельствует о необходимости исключения выдворения. Доводы законного представителя о том, что его брат имеет гражданство Российской Федерации, проживает в Самаре, не освобождает привлекаемое лицо от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Согласно части 1 статьи 1.4 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Равенство граждан перед законом при рассмотрении дела об административном правонарушении означает, что в отношении всех граждан применяются одни и те же материальные нормы и процессуальные правила. Одинаково для всех действуют нормы о понятии административного правонарушения, об обстоятельствах, исключающих возможность привлечения к ответственности, принципы назначения наказания, порядок рассмотрения дела, исследования и оценки доказательств, вынесения постановления, порядок его обжалования, рассмотрения жалобы, исполнения постановления и др.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Согласно статье 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что иностранные граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, являются субъектами административных правонарушений.
Оснований для применения Федерального закона от 25.12.2023 № 649-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, принимает решение о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательных работ на срок от ста пятидесяти до двухсот часов, не усматривается.
Судом учтен характер совершенного административного правонарушения, халатное отношение привлекаемого лица к вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации, личность виновного, который не работает и не учится, отсутствие имущества на территории Российской Федерации, наличие связей с государством рождения, отсутствие трудоустройства и денежных средств.
Согласно ходатайству заместителя начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции №, наказание следует назначить в виде принудительного выдворения.
Государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
Решая вопрос о размере административного штрафа, учитывается период допущенного нарушения.
Согласно части 1 статьи 27.19.1 КоАП РФ срок содержания иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не должен превышать девяносто суток, за исключением случаев, если данный срок продлен в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Бердиева А. Б. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 2500 (Двух тысяч пятиста) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного административного выдворения.
До исполнения решения о принудительном административном выдворении за пределы Российской Федерации содержать Бердиева А.Б. в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г. Перми (г. Пермь, ул. Ласьвинская, 98 «Д») сроком до 90 суток.
Исполнение постановления в части административного выдворения за пределы Российской Федерации возложить на Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Пермскому краю (Управление МВД России по гор. Перми), ИНН 5904102830, КПП 590401001, НКС 03100643000000015600, р/счет 40101810700000010003, Отделение Пермь Банка России/УФК по Пермскому краю г.Пермь, БИК ТОФК 015773997, ОКТМО 57701000, ОГРН 1025900900365, ЕКС 40102810145370000048, ЕКС 40102810145370000048, ОКТМО 57701000, ОГРН 1025900900365, ОКПО 08653813 КБК 188 1 16 01181 01 9000 140, УИН 18890459240012417310 (штраф по постановлению № 5-597/2024).
Разъяснить Бердиеву А.Б. положения ч. 1.1. ст. 32.2 КоАП РФ - административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
Квитанцию об оплате штрафа необходимо представить в Дзержинский районный суд г.Перми (г.Пермь, ул.Плеханова, д. 40, каб. 1).
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
...
Судья Е.В. Майорова