УИД 24RS0056-01-2023-006722-48
Дело № 2-1583/2024
КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2024 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Савельевой М.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алешиным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барсуковой Елены Николаевны к Министерству социальной политики Красноярского края, администрации Октябрьского района г. Красноярска о признании права на предоставление меры социальной поддержки, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Барсукова Е.Н. обратилась в суд с вышеназванным гражданским иском, мотивируя требования тем, что является вдовой погибшего при исполнении обязанностей воинской службы ФИО3
Несмотря на то, что при жизни ФИО3 встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Октябрьского района г. Красноярска, до настоящего времени (с ДД.ММ.ГГГГ) семья погибшего солдата жилым помещением не обеспечена, более того, не включена в льготную очередь по соответствующему основанию.
Решением Министерства социальной политики Красноярского края от 21.12.2021 истцу отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность по причине отсутствия для этого правовых оснований. Вместе с тем, жилое помещение по адресу: <адрес>, на которое имеется ссылка в указанном решении, находившееся в долевой собственности Барсуковой Е.Н., фактически непригодно для проживания. Какого-либо иного жилья истец никогда не имела.
На основании изложенного, истец просит суд отменить приказ Министерства социальной политики Красноярского края №1062-ОД от 23.12.2021, в соответствии с которым Барсуковой Е.Н. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты, и, с учетом доводов искового заявления о наличии у нее права на меру социальной поддержки, возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца; возложить на администрации Октябрьского района г. Красноярска обязанность внести семью погибшего солдата ФИО3 в составе двух человек (Барсукова Е.Н., ФИО4) в льготную очередь для обеспечения жилым помещением.
Истец Барсукова Е.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, доверила представлять свои интересы представителю Воеводской Т.Я., действующей на основании доверенности, которая в судебном заседании требования искового заявления поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика администрации Октябрьского района г. Красноярска Парамонова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, направила в суд письменные возражения, согласно которым заявленные требования не признала, указав на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку жилым помещением истец будет обеспечена в порядке очередности в соответствии с положениями действующего законодательства.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Красноярского края Васильева О.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, направила в суд письменные возражения, согласно которым заявленные требования не признала. Дополнительно пояснила, что ФИО3, погибший при исполнении обязанностей военной службы, на момент постановки на жилищный учет (в 1990 году) не являлся ветераном боевых действий или инвалидом боевых действий. Решения о постановке ФИО3 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготном статусе «ветеран боевых действия» или «инвалид боевых действий» органами местного самоуправления до 01.01.2005 не принималось. В отношении Барсуковой Е.Н. органом местного самоуправления решения о постановке на учет в льготной категории «члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих:, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий (из числа лиц, указанных в статье 21 Федерального закона «О ветеранах»)» до 01.01.2005 также не принималось, в связи с чем у министерства отсутствуют правовые основания для обеспечения Барсуковой Е.Н. жильем в соответствии с Федеральным законом 5-ФЗ и Законом края № 10-4487.
Иные участвующие лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 12.01.1995 «О ветеранах» № 5-ФЗ (далее — Федеральный закон № 5-ФЗ), установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе определен круг лиц, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные названным Законом.
Согласно п. 1 ст. 21 указанного Закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В подп. 2 п. 2 ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ определено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, прокуроров и следователей органов прокуратуры Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона (подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ).
Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1 ст. 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ).
Во исполнение положений, закрепленных в статье 23.2 Федерального закона №5-ФЗ, на территории Красноярского края принят Закон Красноярского края от 25.03.2010 № 10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (далее - Закон края № 10-4487).
Согласно п. 1 ст. 2 Закона Красноярского края № 10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (далее - Закон края № 10-4487), меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и сохраняющим право состоять на данном учете на момент обеспечения их жилым помещением в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии со ст. 3 Закона края № 10-4487, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из даты принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением установленных пунктом 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются инвалидам боевых действий, военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с жилищным законодательством, действовавшим на момент постановки на учет, в целях последующего предоставления им жилых помещений. Гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются исходя из даты принятия их на учет.
Согласно ст. 5 Закона края № 10-4487, социальная поддержка по обеспечению жильем граждан, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется по их выбору в форме предоставления единовременной денежной выплаты на: приобретение жилого помещения в собственность; строительство индивидуального жилого дома; участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Как следует из содержания искового заявления, Барсукова Е.Н. является членом семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы – ФИО3
На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 поставлен по общим основаниям составом семьи три человека (ФИО3, Барсукова Е.Н. - супруга, ФИО4 - дочь).
На момент постановки на жилищный учет семья Барсуковых проживала по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ матери ФИО3
Во исполнение статьи 19 вступившего в силу с 01.01.2005 Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» (далее – Закон 199-ФЗ), в целях реализации прав граждан на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, управлением социальной защиты населения администрации Красноярского края в январе 2005 года была представлена в Минздравсоцразвития России, полученная от органов местного самоуправления подробная информация о гражданах, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ, вставших на учет до 01.01.2005, в соответствии с требованиями данной статьи. Так был сформирован единый краевой список граждан, вставших на учет до 01.01.2005, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета (далее - единый краевой список).
В указанном списке граждан, представленным в Министерство социальной политики Красноярского края администрацией Октябрьского района г. Красноярска (по месту регистрации истца на дату постановки на учет), Барсукова Е.Н. не значится.
При этом ФИО3, погибший при исполнении обязанностей военной службы, на момент постановки на жилищный учет (в 1990 году) не являлся ветераном боевых действий или инвалидом боевых действий. Соответственно, не мог быть включен в указанный список. Решения о постановке ФИО3 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготном статусе «ветеран боевых действия» или «инвалид боевых действий» органами местного самоуправления до 01.01.2005 не принималось.
В отношении Барсуковой Е.Н. органом местного самоуправления решения о постановке на учет в льготной категории «члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих:, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий (из числа лиц, указанных в статье 21 Федерального закона «О ветеранах»)» до 01.01.2005 также не принималось.
Из материалов дела следует, что с заявлением о переводе ее в очередь по категории «вдова военнослужащего» для обеспечения жилым помещением Барсукова Е.Н. обратилась в администрацию Октябрьского района г. Красноярска 17.05.2018. На указанное заявление истцу направлен ответ, согласно которому действующее законодательство не предусматривает категорию учета «вдова погибшего военнослужащего», в связи с чем перевести ее в указанную категорию не представляется возможным. Дополнительно разъяснено, что заявитель состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Сведений об обращениях Барсуковой Е.Н. по указанному вопросу в компетентные органы до 2018 года материалы дела не содержат.
В рамках реализации Закона Красноярского края от 25.03.2010 № 10-44871 Барсукова Е.Н. 28.10.2021 обратилась и представила в администрацию Октябрьского района г. Красноярска необходимый в соответствии с действующим законодательством пакет документов. В связи с чем заявление Барсуковой Е.Н. и представленные документы были направлены в министерство социальной политики Красноярского края для рассмотрения вопроса о возможности предоставления единовременной денежной выплаты на приобретения жилого помещения.
Порядок принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан регламентирован ст. 6 Закона Красноярского края от 25.03.2010 № 10-44871.
Так, поступившие в министерство заявления со всеми необходимыми документами рассматриваются комиссией, созданной министерством (далее - комиссия), не позднее 30 дней со дня их поступления.
Комиссия проверяет право гражданина на улучшение жилищных условий и с учетом даты постановки на учет и его заявления готовит предложения министерству о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной денежной выплаты.
Основаниями для подготовки комиссией предложений об отказе гражданину в улучшении жилищных условий является, в том числе, отсутствие права на улучшение жилищных условий на момент принятия комиссией министерства решения.
С учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в течение пяти дней министерство принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной денежной выплаты путем издания приказа министерства.
Уведомление о принятом решении направляется министерством в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения гражданину (законному представителю) способом, указанным в заявлении. В уведомлении об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем указываются основания принятия решения и порядок его обжалования.
С учетом предложений комиссии по рассмотрению вопросов обеспеченья жильем граждан, оформленных протоколом № 12 от 21.12.2021, приказом министерства от 23.12.2021 № 1062-ОД истцу отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, поскольку в соответствии с законодательством министерство обеспечивает жильем за счет средств федерального бюджета членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
Согласно статье 20 Закона 199-ФЗ, статье 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ, Правилам № 614 министерство ежеквартально представляет в Минстрой России отчетность об осуществлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ.
Российская Федерация в лице уполномоченных органов осуществляет контроль за реализацией полномочий по обеспечению жильем в соответствии со статьей 21 Федерального закона №5-ФЗ, вставших на учет до 01.01.2005, за использованием средств субвенций по целевому назначению и за соблюдением очередности среди граждан исходя из времени принятия их на учет.
У министерства отсутствуют полномочия по включению в сформированный на 01.01.2005 единый краевой список граждан, не состоящих на эту дату на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготном статусе, в данном случае - в статусе члена семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы.
Таким образом, с учетом вышеприведенных правовых норм, у министерства отсутствуют правовые основания для обеспечения Барсуковой Е.Н. жильем в соответствии с Федеральным законом 5-ФЗ и Законом края № 10-4487.
Порядок рассмотрения заявления Барсуковой Е.Н. ответчиком не нарушен, в связи с чем оснований для отмены вышеуказанного приказа по доводам иска у суда не имеется.
Поскольку истец с заявлением о постановке ее на учет по льготной очереди обратилась после 01.01.2005 (в 2018 году), то должна обеспечиваться жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом как видно из материалов дела, на соответствующем учете в органах местного самоуправления Барсукова Е.Н. состоит, соответственно, будет обеспечена жильём в порядке очередности.
При таких обстоятельствах, требования искового заявления не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Барсуковой Елены Николаевны к Министерству социальной политики Красноярского края, администрации Октябрьского района г. Красноярска о признании права на предоставление меры социальной поддержки, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Судья М.Ю. Савельева
Мотивированное решение составлено 03.10.2024