РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нижнеудинск 13 января 2021 года
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Папиной Е.П.,
при секретаре Бичахчян С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-87/2021 по исковому заявлению Спиридонова С.С., Спиридоновой Н.П., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей С.Д., С.К., к администрации Нижнеудинского муниципального образования, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии, постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, признании жилого помещения непригодным для проживания, возложении обязанности включить в перечень подлежащих сносу жилых домов, признании права на получение социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Спиридонов С.С., Спиридонова Н.П., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей С.Д., С.К., обратились в суд с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии, постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, признании жилого помещения непригодным для проживания, возложении обязанности включить в перечень подлежащих сносу жилых домов, признании права на получение социальной выплаты.
В обоснование исковых требований истцы указали, что решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 19.11.2019 за ними и их несовершеннолетними детьми С.Д., "дата обезличена" рождения, и С.К., "дата обезличена" рождения, признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по ? доли за каждым. В результате наводнения в июне 2019 года на территории Иркутской области указанное жилое помещение попало в зону затопления. По их неоднократному обращению только 10.01.2020 межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования, обследовала указанный жилой дом, составив соответствующий акт №3520, из которого следует, что здание жилого дома находилось в зоне затопления, в акте указано на выявление основания для признания жилого помещения подлежащим капитальному ремонту. При этом в акте отсутствует оценка результатов инструментального обследования. Комиссия обследовала дом поверхностно, основные несущие конструкции жилого дома не обследовались, специалисты и эксперты не приглашались, фактически инструментального обследования жилого помещения не проводилось, комиссия присутствовала при обследовании не в полном составе, как указано в акте обследования. Межведомственная комиссия пришла к заключению о выявлении оснований для признания указанного жилого дома подлежащим капительному ремонту (заключение "номер обезличен" от 10.01.2020), при этом в заключении отсутствуют указания на обоснование принятого межведомственной комиссией заключения об оценке соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности (непригодности) для постоянного проживания, вообще никаких оснований принятого решения не изложено. 15.01.2020 главой Нижнеудинского муниципального образования было вынесено постановление №78 о проведении капитального ремонта жилых помещений на территории Нижнеудинского муниципального образования, в перечень которого вошел жилой дом, расположенный в <адрес обезличен>. Они как собственники жилого помещения, наблюдая разрушение фундамента, несущих конструкций, в связи с несоответствием выводов комиссии фактическому состоянию дома, опасаясь за безопасность дальнейшего проживания в жилом доме, обратились в ООО «Сампад» для дополнительного обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома. Согласно проведенному обследованию жилого дома и выводам заключения специалистов "номер обезличен" от 14.02.2020 специалисты пришли к выводу о том, что при выявленных повреждениях объект признается аварийным, непригодным для проживания и рекомендуется к сносу. При этом специалистами изложены результаты обследования, согласно которым определено состояние конструкций жилого дома: фундаменты, грунты основания – аварийное, стены, перегородки – аварийное. Строительные конструкции обследования объекта, учитывая объем и характер полученных повреждений (в результате паводка наряду с длительной эксплуатацией здания) не соответствуют требованиям по механической безопасности, требуется полная смена несущих и ограждающих конструктивных элементов, находящихся в аварийном состоянии (полная реконструкция). Данное заключение соответствует фактическому состоянию жилого дома. Полагают, что вывод межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту сделан без учета фактического состояния дома, который вследствие паводка разрушен и продолжает разрушаться. Считают, что факт нахождения жилого помещения в аварийном, непригодном для проживании состоянии установлен, в связи с чем они имеют право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации. Просят суд признать незаконным заключение назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования межведомственной комиссии от 10.01.2020г. "номер обезличен" о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, подлежащим капитальному ремонту. Признать незаконным постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 15.01.2020 №78 о проведении капитального ремонта жилых помещений на территории Нижнеудинского муниципального образования в части жилого дома, расположенного в <адрес обезличен>. Признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 46,3 кв.м., пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019г. на территории Иркутской области, непригодным для проживания. Обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования включить жилое помещение общей площадью 46,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес обезличен>, в перечень жилых домов, подлежащих сносу как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019г. на территории Иркутской области путем издания соответствующего нормативного акта. Признать за ними право на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 46,3 кв.м., в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 21.08.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району».
Истцы Спиридонов С.С., Спиридонова Н.П. и их представитель Кузьмина Е.Б. просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик администрация Нижнеудинского муниципального образования о времени и месте судебного заседания извещен, своего представителя в судебное заседание не направил.
Представитель ответчика областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Качанов С.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в ранее направленном возражении на исковое заявление указал, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции Межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, и не входит в полномочия судебных органов. Предоставление социальной выплаты носит заявительный порядок. Просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в силу ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих требований и возражений.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
В соответствии с п.п. 3 п. 25 указанного Постановления размер социальной выплаты рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения по 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более, но не менее общей площади утраченного жилого помещения.
Из п. 16 Положения усматривается, что Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения необходимых документов, в том числе сведений о признании жилого помещения утраченным.
В соответствии с ч. 4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Указанное соответствует позиции, изложенной в разделе 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.
Одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу.
Процедура принятия такого решения включает в себя дачу межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения. Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, могут быть оспорены в судебном порядке.
Строительными нормами и правилами СНиП 1-2 «Строительная терминология» установлены следующие понятия: конструктивный, несущий элемент - конструкция, составляющая здание или сооружение (фундамент, стена, перекрытие, покрытие, лестница), и обеспечивающая его пространственную устойчивость.
Согласно п.10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
В соответствии с п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Как следует из п. 34 данного Положения, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 14.2 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено понятие капитального ремонта объектов капитального строительства, согласно которому капитальным ремонтом объектов капитального строительства является замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с п.3.13. и п. 3.6 ГОСТ 31937-2011 « Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенным в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст, категория технического состояния: степень эксплуатационной пригодности несущей строительной конструкции или здания и сооружения в целом, а также грунтов их основания, установленная в зависимости от доли снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик; аварийное состояние: категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и ( или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Пунктом 5.1.5 указанного ГОСТа предусмотрено, что эксплуатация зданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций, включая грунтовое основание, не допускается.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
2) разрушения всего здания, сооружения или их части;
3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;
4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Исходя из приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что капитальный ремонт дома включает в себя замену, восстановление строительных конструкций дома или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций. Фундамент дома является несущей строительной конструкцией, которая обеспечивает его пространственную устойчивость. Потеря устойчивости здания определяет техническое состояние здания как аварийное, при котором эксплуатация здания не допускается, что указывает на необходимость его сноса. Замена фундамента не относится к капитальному ремонту дома.
Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27.02.2020 Спиридонов С.С., Спиридонова Н.П., С.Д., Спиридонов К.С. являются собственниками по ? доле жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
Согласно технического паспорта на жилой дом по адресу: <адрес обезличен>, составленного ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» Нижнудинским ЦТИ по состоянию на "дата обезличена", год постройки 2011, общая площадь <данные изъяты> кв.м.
Согласно акту обследования жилого помещения "номер обезличен" от 10.01.2020 межведомственная комиссия произвела обследование указанного жилого помещения. Здание жилого помещения подлежит капитальному ремонту, находилось в зоне подтопления.
Согласно заключению №3520 от 10.01.2020 Межведомственная комиссия выявила основания для признания помещения подлежащим капитальному ремонту на основании акта обследования жилого помещения.
Согласно постановлению администрации Нижнеудинского муниципального образования №78 от 15.01.2020 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, признан подлежащим капитальному ремонту.
По заказу истцов ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «Сампад» было проведено обследование технического состояния принадлежащего им жилого дома, согласно которому выявлены дефекты и повреждения: фундамент, грунты основания: промоины в подпольном пространстве, повсеместное обрушение грунта, образование ям (провалов), вымывание грунта из-под фундамента, лаги и доски пола поражены гнилью. Следы грибка и сквозное промораживание конструкций. Гнилостные поражения фундаментных столбов, разрушение древесины, трещины, разломы в цоколе, проседание фундамента и конструкций пола, наблюдаемые как снаружи здания, так и со стороны подполья, что не позволяет рассматривать фундамент как целостную работоспособную конструкцию. Гидроизоляция, армирование, отмостка здания отсутствуют. Конструкции фундамента не соответствуют современным строительным нормам и правилам. Внутри здания наблюдается вспучивание, промораживание и проседание полов. Конструкции здания отклонены от вертикальной и горизонтальной плоскости. Стены, перегородки: гнилостные поражения и разрушение древесины нижних венцов сруба, наблюдаемые со стороны подполья. Сквозное промерзание и продуваемость стен, образование наледи, грибка, плесени на поверхности конструкций внутри здания. Признаки неравномерной осадки здания, стены повело, имеет место выпучивание наружных и внутренних стен (смещение венцов сруба), нарушение жесткости стопы (сруба), деформации в угловых соединениях, трещины в стеклопакетах, над и под проемами, трещины в перегородках. Стеновые конструкции отклонены от вертикальной и горизонтальной плоскости. Перекрытия: прогибы (опускание) потолка над печью ввиду неравномерной осадки и вымывания грунта из под фундамента печи. Крыша и кровля: водосток не организован, что приводит к замачиванию конструкций нижнего уровня. Инженерные коммуникации: вымывание грунта под печью, кирпичная кладка печи деформирована, имеются трещины по кладке печи, проседание, опускание потолка над печью. Согласно выводам специалистов, строительные конструкции обследованного объекта учитывая объем и характер полученных повреждений (в результате паводка наряду с длительной эксплуатацией здания), не соответствуют требованиям по механической безопасности. Учитывая полученные повреждения, срок эксплуатации объекта и выявленную категорию состояния, требуется полная смена несущих и ограждающих конструктивных элементов, находящихся в аварийном состоянии (полная реконструкции). По результатам обследования жилого дома 14.02.2020 было дано инженерно-техническое заключение, согласно которому основные несущие строительные конструкции, инженерные системы обследованного объекта находятся в интервале от ограниченно-работоспособного до аварийного технического состояния. Дальнейшая эксплуатация недопустима. При выявленных повреждениях капитальный ремонт не предусмотрен, по результатам проведенного обследования объект признается аварийным, непригодным для проживания и рекомендуется к сносу.
Основания сомневаться в достоверности и объективности указанного заключения у суда отсутствуют, оно содержит подробное описание объекта исследования, выводы специалиста мотивированы. Суд также учитывает, что представленное истцом заключение составлено по результатам обследования 14.02.2020, когда последствия наводнения могли проявиться в большей степени, в т.ч. в связи с просадкой грунта, процессом гниения, воздействием отрицательных температур, в связи с чем заключение от 14.02.2020 является объективным.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит установленным, что процедура оценки жилого помещения и заключения межведомственной комиссии не соответствуют нормативным правовым актам, поскольку специальные замеры конструкций дома комиссией не проводились, осмотр жилого дома проводился только визуально, без применения специальных измерительных приборов и приспособлений, предметом исследования межведомственной комиссии являлся лишь осмотр, выводы о наличии оснований для признания спорного жилого дома подлежащим капитальному ремонту сделаны без учета его технического состояния.
Исходя из бремени доказывания, законность оспариваемых заключений межведомственной комиссии подлежит доказыванию ответчиком, вместе с тем таких доказательств им в суд представлено не было, о проведении по делу судебной строительно-технической экспертизы им не заявлялось.
При таких обстоятельствах требования истцов о признании незаконным заключения назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования межведомственной комиссии от 10.01.2020г. №3520 о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, подлежащим капитальному ремонту; признании незаконным постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 15.01.2020 №78 о проведении капитального ремонта жилых помещений на территории Нижнеудинского муниципального образования в части жилого дома, расположенного в <адрес обезличен>, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из вышеизложенных нормативных положений следует, что одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Процедура принятия такого решения включает в себя подготовку межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, могут быть оспорены в судебном порядке. Указанное, однако, не означает наличие у суда возможности дачи самостоятельной оценки состояния объекта недвижимости, замещающей решение межведомственной комиссии, являющейся единственным субъектом, уполномоченным законом на принятие соответствующих решений.
Принятие судебного решения о признании соответствующих заключений и постановления незаконными влечет возникновение у уполномоченного органа обязанности повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения. При этом суд вправе возложить на уполномоченный орган обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным законом требованиям. При этом суд не вправе предрешать выводы компетентного органа.
В соответствии с положениями статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
При таких обстоятельствах не подлежат удовлетворению требования истцов о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 46,3 кв.м., пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019г. на территории Иркутской области, непригодным для проживания; возложении обязанности на администрацию Нижнеудинского муниципального образования включить указанное жилое помещение в перечень жилых домов, подлежащих сносу как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019г. на территории Иркутской области путем издания соответствующего нормативного акта.
Не подлежит удовлетворению и требование истцов о признании за ними права на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 46,3 кв.м., в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп.
В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд по просьбе истца может обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя.
Оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению суд не находит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Спиридонова С.С., Спиридоновой Н.П., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей С.Д., С.К., к администрации Нижнеудинского муниципального образования, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии, постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, признании жилого помещения непригодным для проживания, возложении обязанности включить в перечень подлежащих сносу жилых домов, признании права на получение социальной выплаты – удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования межведомственной комиссии от 10.01.2020г. "номер обезличен" о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, подлежащим капитальному ремонту.
Признать незаконным постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 15.01.2020 №78 о проведении капитального ремонта жилых помещений на территории Нижнеудинского муниципального образования в части жилого дома, расположенного в <адрес обезличен>.
Возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, и принять по нему решение.
В удовлетворении исковых требований Спиридонова С.С., Спиридоновой Н.П., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей С.Д., С.К., к администрации Нижнеудинского муниципального образования, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, общей площадью 46,3 кв.м., пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019г. на территории Иркутской области, непригодным для проживания; возложении обязанности на администрацию Нижнеудинского муниципального образования включить жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес обезличен>, в перечень жилых домов, подлежащих сносу как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019г. на территории Иркутской области путем издания соответствующего нормативного акта; признании за ними права на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 46,3 кв.м., в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутской областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца.
Председательствующий Е.П. Папина