Решение по делу № 8Г-6139/2024 [88-8178/2024] от 04.03.2024

                                    ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                     35RS0010-01-2023-000342-11

    88-8178/2024

дело № 2-2149/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Санкт-Петербург                                           22 апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Какурина А.Н., судей Кузнецова С.Л., Осиповой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры города Вологды Вологодской области к БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница», Департаменту здравоохранения Вологодской области Департаменту имущественных отношений Вологодской области о возложении обязанности оснастить медицинским оборудованием, по кассационной жалобе Департамента здравоохранения Вологодской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 21 ноября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Кузнецова С.Л., объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ - ФИО4,

        УСТАНОВИЛА:

Прокуратура города Вологды обратилась с иском к БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница», Департаменту здравоохранения Вологодской области, Департаменту имущественных отношений Вологодской области о возложении на БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» обязанности в срок до 31 декабря 2023 года закупить оборудование согласно перечисленного перечня для оснащения кардиологического отделения Регионального сердечно - сосудистого центра, отделения хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции, Регионального сердечно-сосудистого центра, блока реанимации и интенсивной терапии неврологического отделения № 1 кровообращения Регионального сердечно-сосудистого центра, Регионального сердечно-сосудистого центра и нейрохирургической операционной операционного блока № 1, а также возложить на Департамент здравоохранения Вологодской области в срок до 01 октября 2023 года обеспечить финансирование БУЗ ВО «Вологодской областной клинической больницы» для закупки указанного оборудования.

В обоснование требований указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения в отношении БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Определением суда первой инстанции от 08 февраля 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Вологодской области.

Определением суда первой инстанции от 10 марта 2023 года производство по делу в части требований к Департаменту имущественных отношений Вологодской области прекращено в связи с отказом прокуратуры города Вологды от исковых требований.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 19 июня 2023 года требования прокуратуры города Вологды удовлетворены частично, на БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» возложена обязанность в течение года с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу закупить указанное в резолютивной части решения оборудование.

В удовлетворении требований к Департаменту здравоохранения Вологодской области отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 21 ноября 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа Прокуратуре города Вологды в удовлетворении исковых требований к Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности, в указанной части принято новое решение о возложении на Департамент здравоохранения Вологодской области обязанность произвести финансирование мероприятий по оснащению бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодская областная клиническая больница» поименованного выше оборудования в срок до 31 декабря 2022    года.

Также решение суда первой инстанции изменено в части возложения обязанности на бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Вологодская областная клиническая больница» в части срока закупки необходимого оборудования, в абзаце втором резолютивной части решения суда указано вместо слов «в течение года с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу» указать «в срок до 30 июня 2025 года».

В остальном решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, адресованной Третьему кассационному суду общей юрисдикции, Департамент здравоохранения Вологодской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как не основанного на установленных по делу обстоятельствах, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Представитель Департамента полагает, что по конкретным требованиям он является ненадлежащим ответчиком.

В судебное заседание кассационной инстанции явилась прокурор ФИО4, возражавшая против удовлетворения жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции иные участники процесса не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для её удовлетворения, в силу следующего.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таких оснований при проверке доводов кассационной жалобы не установлено.

Как установлено судами и следует из материалов дела, органами прокуратуры Вологодской области была проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, допущенные БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница», а именно: оснащение Регионального сердечно-сосудистого центра Учреждения не соответствует пункту 2 части 1 статьи 7 Закона № 323-ФЗ, подпункту «б» пункта 5, подпункту «а» пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2021 года № 852, приложений №13 и №23 к Порядку оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года №918Н, разделам 1, 2 Приложения №3, разделу 2 Приложения №7 к Порядку оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года №928Н.

По результатам проверки оснащенности Регионального сердечно-сосудистого центра Учреждения в адрес главного врача БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» 23 июня 2022 года заместителем прокурора города Вологды внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

С целью устранения выявленных нарушений приобретение оборудования БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» запланировано за счет средств субсидии, выделенной Правительством области, в связи с чем главным врачом БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» 07 июля 2022 года в адрес Департамента здравоохранения Вологодской области направлено письмо с просьбой выделить субсидию для оснащения Регионального сосудистого центра.

В настоящее время нарушения, выявленные прокуратурой города Вологды в ходе проверки, не устранены.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в сфере охраны здоровья граждан выявлена не укомплектованность Регионального сердечно-сосудистого центра Учреждения необходимым медицинским оборудованием, в связи с чем возложил на БУЗ ВО «ВОКБ» обязанность обеспечить оснащение данного центра необходимым медицинским оборудованием.

Решение суда в данной части сторонами оспорено не было.

Отказывая прокуратуре города Вологда в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на Департамент здравоохранения Вологодской области профинансировать мероприятия, связанные с приобретением указанного выше оборудования, суд указал, что финансирование на приобретение оборудования за счет средств Вологодской области осуществляется по заявке Учреждения, оснащение Регионального сердечно-сосудистого центра за счет денежных средств Вологодской области Учреждением не планировалось, Департамент здравоохранения Вологодской области не наделен полномочиями по определению потребности в денежных средствах Учреждения с целью оснащения структурного подразделения Учреждения, субсидия за счет федерального бюджета Учреждением освоена с учетом софинансирования бюджетом Вологодской области, в связи чем ненадлежащее исполнение полномочий, возложенных на Департамент здравоохранения Вологодской области, в рамках разбирательства дела не подтверждено.

При этом судом указано, что в рамках заключенного 22 декабря 2019 года соглашения между Минздравом России и Правительством Вологодской области, а также дополнительного соглашения от 23 декабря 2022 года Учреждению для оснащения Регионального сердечно-сосудистого центра ежегодно с 2019 года по 2023 год предоставляются субсидии за счет федерального бюджета.

С выводами суда первой инстанции о не причастности к обеспечению учреждения необходимым медицинским оборудованием не согласился суд апелляционной инстанции, переоценив представленные по делу доказательства, он указал, что Департамент здравоохранения Вологодской области как учредитель БУЗ ВО «Вологодской областной клинической больницы» несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению Регионального сердечно-сосудистого центра Учреждения необходимым медицинским оборудованием.

Непринятие именно не только больницы, но и департамента надлежащих мер по обеспечению Регионального сердечно-сосудистого центра необходимым медицинским оборудованием является не только нарушением действующего законодательства, но и создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

При этом, доводы представителя Департамента здравоохранения Вологодской области, приведенные в отзыве на исковое заявление относительно того, что на Департамент не может быть возложена обязанность профинансировать приобретение оборудования стоимостью до 100000 рублей были признаны несостоятельными и отклонены судом апелляционной инстанции, ссылкой на то, что Региональный сердечно-сосудистый центр является структурным подразделением БУЗ ВО «Вологодской областной клинической больницы», поскольку, оснащение оборудованием данного структурного подразделения, равно как и иных подразделений медицинской организации, прямо предусмотрено при составлении и утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения.

Проверяя законность принятого по делу решения, судом апелляционной инстанции оценена, представленная по запросу суда АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» информация от 02 ноября 2023 года об объёмах медицинской помощи и финансового обеспечения за 2021- 2023 годы, согласно которой денежные средства по ОМС перечислены Учреждению в полном объеме.

Также в материалы дела представлены подтверждающие письма БУЗ ВО «Вологодской областной клинической больницы» и протокол совещания при участии представителя Департамента здравоохранения Вологодской области о возникновении у Учреждения просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками и мероприятиях по погашению указанной задолженности.

Исходя из анализа норм приведенного выше законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд второй инстанции отметил, что на БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» действительно возлагается обязанность по обеспечению прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе, оснащением для их лечения учреждение необходимым медицинским оборудованием. Однако, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению Регионального сердечно-сосудистого центра необходимым медицинским оборудованием является не только обязанностью непосредственно больницы, но и Департамента здравоохранения Вологодской области.

При изложенных обстоятельствах решение суда было отменено в части отказа Прокуратуре города Вологды в удовлетворении исковых требований к Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности. В отмененной части по делу принято новое решение о возложении на Департамент здравоохранения Вологодской области обязанности произвести финансирование мероприятий по оснащению БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница» поименованного выше оборудования в срок до 31 декабря 2024 года.

Кроме того, решение суда было изменено в части возложения обязанности на Учреждение срока закупки необходимого оборудования, предоставив ответчикам такой срок до 30 июня 2025 года.

Кассационный суд приходит к выводу, что суд апелляционной инстанций правильно определил все значимые по делу обстоятельства, правильно определил нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, и не допустил нарушений норм процессуального права.

Все приведенные в кассационной жалобе доводы кассационным судом проверены, данные доводы повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, они сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы суда.

В силу ст. ст. 67, 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.

В силу своей компетенции кассационный суд исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.

В кассационной жалобе нет правовых доводов для пересмотра апелляционного определения.

    Руководствуясь статьями 390 и 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции

    ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента здравоохранения Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-6139/2024 [88-8178/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Вологды
Ответчики
БУЗ ВО "Вологодская областная клиническая больница"
Департамент здравоохранения Вологодской области
Департамент имущественных отношений ВО
Другие
ТУ Росздравнадзора Вологодской области
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Кузнецов Сергей Леонидович
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
22.04.2024Судебное заседание
22.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее