УИД 91RS0020-01-2021-001343-90
Дело в суде первой инстанции № 2-36/2022 судья Дмитриев Т.М.
Дело в суде апелляционной инстанции № 33-2864/2022
Резолютивная часть апелляционного определения оглашена 30.03.2022
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 06.04.2022
Апелляционное определение
30 марта 2022 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лозового С.В.,
судей Калюбиной А.Г., Хмарук Н.С.,
при секретаре судебного заседания Даевой Т.С.,
с участием прокурора Шалевой М.В.,
истца Мойсеенко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.
гражданское дело по иску прокурора Советского района Республики Крым в интересах Мойсеенко Светланы Сергеевны к администрации Советского района Республики Крым о возложении обязанности по обеспечению лица, из числа детей-сирот, благоустроенным жилым помещением,
по апелляционной жалобе администрации Советского района Республики Крым на решение Советского районного суда Республики Крым от 19 января 2022 года, которым постановлено:
«исковое заявление прокурора Советского района Республики Крым в интересах Мойсеенко Светланы Сергеевны к администрации Советского района Республики Крым об обеспечении лица, из числа детей-сирот, благоустроенным жилым помещением, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Совет Министров Республики Крым - удовлетворить.
Обязать администрацию Советского района Республики Крым предоставить Мойсеенко Светлане Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования Советский район Республики Крым, не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения»,
установила:
Прокурор Советского района Республики Крым в интересах Мойсеенко С.С. обратился в суд с иском к Администрации Советского района Республики Крым, в котором просил возложить на ответчика обязанность предоставить Мойсеенко С.С., благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Советского района проведена проверка по поступившему обращению Мойсеенко С.С. по вопросу соблюдения ее жилищных прав, в ходе проведения которой было установлено, что постановлением администрации Советского района Республики Крым от 21 мая 2019 года № Мойсеенко С.С. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Советском районе Республики Крым. У Мойсеенко С.С. в собственности отсутствует жилье на территории Республики Крым, при этом в настоящее время она не обеспечена жилым помещением. Указанное обстоятельство, по мнению прокурора Советского района Республики Крым, свидетельствует о грубом нарушении жилищных прав и законных интересов Мойсеенко С.С.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор просил заявленные требования удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных истцом требований.
Истец и представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и Совета министров Республики Крым в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что не предоставление жилья истцу ответчиком связано с отсутствием на эти цели в бюджете денежных средств. В этой связи апеллянт считает, что суд не учел, что финансирование расходов на проведение мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Крым. Администрация наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах предоставленных субвенций, однако выделенных денежных средств крайне недостаточно для незамедлительного обеспечения жилыми помещениями граждан данной категории.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор и истец просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения истца и прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует вышеизложенным требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Мойсеенко С.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, до настоящего времени жилье ей не предоставлено, в связи с чем имеет право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 25 квадратных метров общей площади жилого помещения, в границах муниципального образования Советский район, при этом обязанность по предоставлению жилого помещения Мойсеенко С.С. должна быть возложена на Администрацию Советского района за счет средств, предоставляемых из бюджета субъекта.
С таким выводом суда первой инстанции соглашается коллегия судей апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Мойсеенко С.С. является лицом, относящимся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Советского района Республики Крым от 21 мая 2019 года № Мойсеенко С.С. включена в «Список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением в Советском районе Республики Крым».
Согласно уведомлению Федеральной Службы государственной регистрации, кадастру и картографии Мойсеенко С.С. не имеет в собственности каких-либо объектов недвижимости.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что собственного жилья Мойсеенко С.С., не имеет, денежные средства на приобретение жилого помещения ей не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, истец состоит в Списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из приведенных обстоятельств, а также руководствуясь положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 5, пунктов 1, 3, 7, 8, 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями Закона Республики Крым от 18.12.2014 N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований, предъявляемых к Администрации Советского района Республики Крым и наличии оснований для возложения на нее обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Наличие обстоятельств, перечисленных в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Нарушение данного права в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд.
Поскольку Мойсеенко С.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не является собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, у нее возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, следовательно, исковые требования прокурора в ее интересах удовлетворены обоснованно.
При этом гарантированное законом право истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым».
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учитывая, что действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения незамедлительно после возникновения соответствующего права, довод апеллянта о том, что предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения зависит от фактического перечисления денежных средств Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым судебной коллегией отклоняются, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость как от наличия финансирования на день возникновения права у названной категории лиц, так и от даты фактического перечисления Министерством денежных средств, выделяемых на данные цели.
Другие доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции и к выражению несогласия с толкованием и применением судом норм материального права, которые не влекут отмены или изменения решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, не могут служить поводом к его отмене или изменению, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным по делу доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, основания для признания результата оценки доказательств неправильным отсутствуют, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда Республики Крым от 19 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Советского района Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: