Решение по делу № 3а-109/2021 от 11.12.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 3а-109/2021

26 ноября 2021 г. г. Махачкала

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Омарова Д.М.,

при секретаре судебного заседания Магомаевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

ФИО1 в лице представителя по доверенности Манаповой Я.А. обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, Управлению Росреестра по Республике Дагестан, ФГБУ «ФКП Росреестра» и ГБУ РД «Дагтехкадастр» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1271,6 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, в размере 34 228 169,78 руб., нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1773,3 кв.м., расположенного по адресу <адрес>», в размере 11 087 367,31 руб., нежилого здания с кадастровым номером , площадью 495 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, в размере 12 866 420,87 руб., и установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. равном 8 910 195 руб., 8 801 428 руб. и 2 259 044 руб. соответственно.

В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что установленная в отношении принадлежащих административному истцу ФИО1 объектов недвижимости и используемая в целях налогообложения кадастровая стоимость зданий с кадастровым номером в размере 34228169,78 руб., с кадастровым номером в размере 11 087 367,31 руб., с кадастровым номером в размере 12 866 420,87 руб., значительно превышает их рыночную стоимость на дату оценки, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечёт необоснованное увеличение размера уплачиваемого ею налога на имущество физических лиц.

Административный истец ФИО1, представитель административного истца Манапова Я.А., представители Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации ГОсВД «город Махачкала», ГБУ РД «Дагтехкадастр», извещенные о месте и времени судебного заседания, своих представителей в суд не направили, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем административное дело рассмотрено без их участия.

От административного истца ФИО1 и представителя истца Манаповой Я.А. поступили заявления, в которых они просят рассмотреть дело без их участия.

Исследовав заключения экспертов и представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований в связи с их обоснованностью.

В соответствии с пунктом 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии со статьей 6 этого же закона, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Исходя из того, что административный истец является собственником нежилых зданий и плательщиком налога на имущество, суд считает, что ФИО1 вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в рыночном размере на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость зданий.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Судом установлено, что административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- нежилое здание с кадастровым номером , площадью 1271,6 кв.м., расположенное по адресу <адрес>

- нежилое здание с кадастровым номером , площадью 1773,3 кв.м., расположенное по адресу <адрес>

- нежилое здание с кадастровым номером , площадью 495 кв.м., расположенное по адресу <адрес>

Согласно представленным в суд выпискам из единого государственного реестра недвижимости, в отношении принадлежащих административному истцу объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г. кадастровая стоимость здания с кадастровым номером установлена в размере 34 228 169,78 руб., здания с кадастровым номером – в размере 11 087 367,31 руб., здания с кадастровым номером – в размере 12 866 420,87 руб.

Полагая установленную и внесенную в единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость объектов недвижимости необоснованной и не соответствующей их рыночной стоимости, административный истец ФИО1 в лице представителя по доверенности Манаповой Я.А. обратилась в суд с настоящим административным иском.

Результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Республики Дагестан утверждены приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500, вступившим в силу с 1 января 2020 г.

В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (ст. ст. 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Оспаривая кадастровую стоимость нежилых зданий, административный истец представила отчёт об оценке рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости № 20/11-246 от 30.11.2020 г., составленный экспертом ООО «Институт профессиональной оценки, экспертиз и проектирования» Ильясовым А.А.

Между тем, выводы представленного в суд отчёта вызывают сомнения в его обоснованности, поскольку определив рыночную стоимость нежилых зданий в рамках затратного подхода, отказ от применения сравнительного и доходного подходов оценщиком в отчёте не мотивирован.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отчёт не может быть признан доказательством, объективно подтверждающим размеры рыночной стоимости принадлежащих истцу объектов недвижимости на дату установления их кадастровой стоимости.

Учитывая возникшие сомнения в обоснованности выводов представленного в суд отчёта об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости на дату установления их кадастровой стоимости, для выяснения этого вопроса по административному делу была назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «АК «Цестрис-Аудит».

Согласно заключению эксперта ООО «АК «Цестрис-Аудит» Калантарова Д.М. от 18.05.2021 г. № 180521/Э, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 8955248 руб., нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 9592023 руб., нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 2865298 руб.

В связи с возникшими сомнениями в обоснованности выводов эксперта относительно объектов недвижимости с кадастровыми номерами и , определением суда от 1 июля 2021 г. по делу была назначена повторная судебная оценочная экспертиза в отношении указанных двух нежилых зданий на предмет установления их рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости, производство которой поручено экспертам ООО «ИМА-КОМ».

В соответствии с заключением № 262/21 от 14 октября 2021 г. судебного эксперта ООО «ИМА-КОМ» Алиева М.Г., рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 11627300 руб., нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 4287300 руб.

Оценив по правилам статей 82, 84, 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключения судебных оценочных экспертиз, в совокупности с другими доказательствами, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют требованиям Федерального закона от 31.05.2001 г. (в ред. от 26.07.2007 г.) № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечают требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; заключения судебных экспертиз содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

Выводы экспертов в той части, где они судом признаны обоснованными, не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение; в экспертизах расчёт рыночной стоимости нежилых зданий полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчётных показателей стоимости с использованием сравнительного, доходного и затратного подходов. Объекты исследования и все аналоги, примененные к расчёту, имеют сопоставимые характеристики.

В ходе проведения работ по определению рыночной стоимости экспертами приведены описания объектов экспертизы, их местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости, изложен краткий обзор основных характеристик рынка недвижимости, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования.

В заключениях приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.

Заключения судебных оценочных экспертиз, подготовлены экспертами Калантаровым Д.М. и Алиевым М.Г., имеющие соответствующее образование и предупрежденные об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правильность заключений судебных экспертиз сторонами не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключений, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 КАС РФ и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, не представлено, в связи с чем, устанавливает кадастровую стоимость нежилых зданий, указанных выше, на основании выводов судебных оценочных экспертиз эксперта ООО «ИМА-КОМ» Алиева М.Г. от 14.10.2021 г. № 262/21 (по объектам недвижимости с кадастровыми номерами и ) и эксперта ООО «АК «Цестрис-Аудит» Калантарова Д.М. от 18.05.2021 г. № 180521/Э (по объекту недвижимости с кадастровым номером ).

На основании положений ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной следует считать дату обращения истца в суд, то есть 11 декабря 2020 г.

Вместе с тем, из представленного ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РД по запросу суда ответа от 15.06.2021 г. № 05-03225-ПР-21 следует, что 5 марта 2021 г. в ЕГРН были добавлены сведения в характеристики здания с кадастровым номером – указан материал стен «смешанные». В этой связи ГБУ РД «Дагтехкадастр» повторно оценило вышеуказанный объект недвижимости в размере 13324114,53 руб., определённом по состоянию на 5 марта 2021 г., о чём 22 апреля 2021 г. в ЕГРН были внесены соответствующие сведения (т. 2, л.д. 215-217).

Таким образом, установленная судом кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером в размере 4287300 руб. подлежит применению на период с 1 января 2020 г. (дата начала применения новой оценки) по 5 марта 2021 г. (дата повторной оценки здания).

Вместе с тем, из ответа также следует, что с даты постановки на кадастровый учет объектов недвижимости с кадастровыми номерами и в ЕГРН не вносились сведения об изменении их количественных и качественных характеристик.

Таким образом, установленная судом кадастровая стоимость в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами и в размере 11 627300 руб. и 9592023 руб. соответственно подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в единый государственный реестр недвижимости.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером площадью 1271,6 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 11 627 300 (одиннадцать миллионов шестьсот двадцать семь тысяч триста) руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером , площадью 1773,3 кв.м., расположенное по адресу <адрес>», равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 9592 023 (девять миллионов пятьсот девяносто две тысячи двадцать три) руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером , площадью 495 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 4287300 (четыре миллиона двести восемьдесят семь тысяч триста) руб.

Установленная судом кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером подлежит применению на период до 5 марта 2021 г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных нежилых зданий считать 11 декабря 2020 г.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Верховный Суд Республики Дагестан.

В окончательной форме решение суда принято 8 декабря 2021 г.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Д.М. Омаров

3а-109/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ахматилова Мадина Ахматиловна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД
ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии
ГБУ РД "Дагтехкадастр"
Министерство земельных и имущественных отношений РД
Другие
Администрация ГОсВД "город Махачкала"
Манапова Яна Аликовна
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Омаров Далгат Мухтарович
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
11.12.2020Регистрация административного искового заявления
11.12.2020Передача материалов судье
14.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2021Судебное заседание
08.06.2021Производство по делу возобновлено
21.06.2021Судебное заседание
01.07.2021Судебное заседание
10.11.2021Производство по делу возобновлено
26.11.2021Судебное заседание
08.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
08.12.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.12.2021Судебное заседание
26.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее