Дело № 2-134/2020
УИД 43RS0022-01-2020-000339-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2020 года г. Мураши Кировская область
Мурашинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Перминовой О.С., при секретаре Земцовой Г.А.,
с участием помощника прокурора Мурашинского района Кировской области Кашхчян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мурашинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Мурашинское сельское поселение Мурашинского района Кировской области о возложении обязанности произвести снос аварийных многоквартирных домов,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Мурашинского района Кировской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО Мурашинское сельское поселение Мурашинского района Кировской области о возложении обязанности произвести снос аварийных многоквартирных домов. В обоснование иска указал, что прокуратурой района в деятельности администрации МО Мурашинское сельское поселение Мурашинского района Кировской области выявлены нарушения жилищного законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального ходатайств», областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилого фонда» на 2013-2019г.г., п.3.5.10 трехстороннего соглашения от 06.04.2018 № 14-2018/А, заключенного между министерством строительства Кировской области, администрацией Мурашинского муниципального района и администрацией Мурашинского сельского поселения, ответчиком не осуществлен снос аварийных домов в течение 6 месяцев с момента завершения мероприятий по расселению граждан из аварийных домов. Прокурор, обращая внимание на то, что допущенное ответчиком несоблюдение законодательства по сносу указанных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, в том числе несовершеннолетних, просит суд, с учетом уточненных исковых требований, обязать администрацию МО Мурашинское сельское поселение Мурашинского района Кировской области произвести снос аварийных многоквартирных домов расположенных по адресам:
- <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В судебном заседании помощник прокурора Кашхчян А.Г. на удовлетворении в оставшейся части исковых требований настаивал по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика глава администрации МО Мурашинское сельское поселение в судебное заседание не явился, согласно представленному заявлению, просит рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями прокурора согласен, указал, что снос аварийных многоквартирных домов на территории сельского поселения не осуществлен в установленный срок ввиду отсутствия денежных средств (л.д.29-30).
Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная или иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Постановлением Правительства Кировской области от 18.06.2013 № 213/365 утверждена областная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда» на 2013-2019 гг., целью которой является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в Программе, при условии, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение определённых Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ показателей реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с разделом 3 Программы, завершающим мероприятием реализации Программы является снос или реконструкция аварийного жилого фонда.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», с п.п. 6 п. 1 ст. 8 Устава МО Мурашинское сельское поселение Мурашинского района Кировской области к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Из смысла ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» следует, что для решения вопросов местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В рамках исполнения адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда» на 2013-2019 года, постановлением администрации Мурашинского сельского поселения от 17.05.2013 № 131 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан проживающих на территории Мурашинского сельского поселения, из аварийного жилого фонда» на 2013-2019 г.г. (л.д.72-97).
Из материалов дела следует, что в указанную адресную программу на территории Мурашинского сельского поселения Мурашинского района Кировской области включены признанные аварийными многоквартирные дома, находящиеся в муниципальной собственности, в том числе по адресам: - <адрес>
<адрес>
06.04.2018 между министерством строительства Кировской области (орган исполнительной власти) и администрацией МО Мурашинский муниципальный район и администрацией МО Мурашинское сельское поселение (получатель) заключено соглашение № 14-2018/А о предоставлении в 2018 году субсидий из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда, предметом которого в соответствии с 1.1 соглашения является предоставление из областного бюджета в 2018 году бюджету муниципального образования Мурашинский муниципальный район субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (л.д.32-38).
Согласно п. 3.5.10 соглашения, ответчик обязуется обеспечить снос аварийных домов в течение 6 месяцев с момента завершения мероприятий по расселению граждан из этих аварийных домов.
Согласно информации МО Мурашинского сельского поселения, следует, что в настоящее время из вышеуказанных домов граждане, в них проживавшие, переселены в 2018, 2019 г.г. (л.д.66-68).
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что в настоящее время указанные выше аварийные многоквартирные дома, не снесены.
По мнению суда, бездействие ответчика по организации сноса аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными, создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 14, подпункта 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета. В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в том числе и в силу отсутствия финансовой возможности.
С учетом вышеприведенных требований законодательства и принимая во внимание установленный факт ненадлежащего выполнения жилищного законодательства ответчиком, суд полагает требования прокурора признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 19. ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
исковые требования прокурора Мурашинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Мурашинское сельское поселение Мурашинского района Кировской области о возложении обязанности обеспечить снос аварийных многоквартирных домов - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Мурашинское сельское поселение Мурашинского района Кировской области обеспечить снос аварийных многоквартирных домов по адресам:
- <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Мурашинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2020 года.
Судья Перминова О.С.