Решение по делу № 2-6817/2024 от 13.06.2024

УИД 11RS0001-01-2024-009721-30 № 2-6817/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Машкалевой О.А.

при секретаре Мусс Д.А.,

с участием:

представителей ответчика Долговой Т.В., Коваленко Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

20 ноября 2024 г. гражданское дело по исковому заявлению Смирнова Игоря Николаевича к Бюро № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Смирнов И.Н. обратился суд с иском к Бюро № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» о признании решения от ** ** ** незаконным, оспаривая установление ему ... группы инвалидности вместо ... и причины инвалидности «...» вместо «...». В обоснование требований указал, что он принимал участие в ..., где получил увечье в результате тяжелого ранения, вследствие которого он ....

В судебном заседании представители ответчика с требованиями не согласились.

Истец в судебном заседании отсутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что истец ....

** ** ** истец подписал согласие на участие в выполнении ..., определяемых Минобороны России, на срок шесть месяцев.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от ** ** ** истец с ** ** ** приступил к выполнению задач ... на территории ... в качестве добровольца ...

Приказом командира войсковой части от ** ** ** истец освобожден от должности в связи с истечением срока.

Согласно справке ... истец в период пребывания ... в войсковой части ** ** ** получил тяжелую травму: .... Находился на лечении в госпитале с ** ** **.

В период с ** ** ** по ** ** ** истец находился на лечении в ..., с ** ** ** по ** ** ** – в ..., с ** ** ** – наблюдается в ...

Контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с Смирновым И.Н. не заключался.

** ** ** ГБУЗ ...» вынесено решение о направлении Смирнова И.Н. на медико-социальную экспертизу.

По результатам очной медико-социальной экспертизы от ... в Бюро № 3, Смирнову И.Н. установлена ... группа инвалидности по общему заболеванию.

С данным решением комиссии истец не согласился, указав, что ему должны были установить ... группу инвалидности в связи с военной травмой.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41, часть 1) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе инвалидности (статья 39, часть 1), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Согласно части четвертой статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что медико-социальная экспертиза представляет собой признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 утверждены Правила признания лица инвалидом.

В соответствии с пунктом 3 Правил медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил определено, что условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.

Согласно пункту 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В соответствии с пунктом 7 Правил в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Определением суда по делу назначалась медико–социальная экспертиза.

Согласно заключению ... на момент освидетельствования ** ** ** клинико-функциональный диагноз Смирнова И.Н. «...».

Смирнову И.Н. на момент освидетельствования ** ** ** установлена ... группа инвалидности обоснованно. Оснований для установления Смирнову И.Н. ... группы инвалидности на момент освидетельствования ** ** ** не имелось.

Выводы экспертизы не вызывают сомнения у суда, поскольку данная экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, исследованию подвергнуты оригинальные медицинские документы истца. Заключение полно, объективно, не содержит каких-либо неясностей и противоречий, согласуется с другими доказательствами по делу. В распоряжение экспертов были представлены материалы данного гражданского дела, медицинское дело освидетельствования и медицинские карты истца. Эксперты об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации предупреждены.

Доказательств, опровергающих заключение экспертизы, или позволяющих усомниться в ее правильности или обоснованности, стороной истца не представлено. Отсюда следует, что заключение экспертизы является достоверным и, как доказательство, допустимым.

С учетом приведенных положений материального права и установленных по делу обстоятельств у суда не имеется оснований для признания незаконным решения от ** ** ** в части установления истцу ... группы инвалидности.

В соответствии с пунктом 15 Правил признания лица инвалидом, в случае признания гражданина инвалидом устанавливаются следующие причины инвалидности: общее заболевание (подпункт «а»); военная травма (подпункт «е»).

Приказом Минтруда России от 16.02.2023 № 90н утвержден Порядок установления причин инвалидности.

Согласно пункту 9 Порядка причина инвалидности «военная травма» устанавливается в случаях, если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы

К лицам, в отношении которых федеральные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны рассматривать вопрос об установлении причины инвалидности «военная травма», относятся военнослужащие, проходившие (проходящие) военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, органах государственной охраны (федеральных органах государственной охраны), органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, войсках национальной гвардии Российской Федерации, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также лица, принимавшие участие в боевых действиях в составе партизанских частей и соединений в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов в тылу противника.

Причина инвалидности «военная травма» устанавливается военнослужащим федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в случае наличия соответствующего заключения военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) федерального государственного казенного учреждения «Главный центр военно-врачебной экспертизы» Министерства обороны Российской Федерации, его филиалов (отделов филиалов), центров военно-врачебной экспертизы или штатных ВВК федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.

Согласно письму ФГКУ «Главный центр военно-врачебной экспертизы» Минобороны России от ** ** **, направленному в адрес руководителя Бюро № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми», ими рассмотрено обращение по вопросу установления причинной связи увечья, полученного Смирновым И.Н., сообщено, что ... не являются субъектами военно-врачебной экспертизы и их медицинское освидетельствование военно-врачебными комиссиями не проводится.

В связи с отсутствием заключения ответчиком обоснованно установлена причина инвалидности общее заболевание.

Федеральным законом от 24.06.2023 № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» (действовавшим в период участия истца в специальной военной операции) установлены правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время.

Согласно частям 1 и 2 статьи 5 этого Федерального закона осужденный, призванный на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключивший в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, освобождается от наказания условно.

Лицо, указанное в части 1 этой статьи, если оно не отбыло наказание или не было освобождено от наказания ранее, освобождается от наказания: 1) со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы; 2) со дня увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктами «а», «в» или «о» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от «О воинской обязанности и военной службе» контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Согласно пункта 1 статьи 34 Федерального закона от «О воинской обязанности и военной службе» контракт о прохождении военной службы вправе заключать: военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также граждане, не пребывающие в запасе и поступающие на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службу внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации; граждане, пребывающие в запасе; другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Пунктом 5.1. статьи 34 Закона предусмотрено, что в период мобилизации, в период военного положения и в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации может быть также заключен со следующими гражданами: а) имеющими судимость, за исключением судимости за совершение некоторых преступлений; б) совершившими преступления небольшой или средней тяжести, за исключением преступлений, предусмотренных частью первой статьи 205.2, частями первой и второй статьи 220, частью первой статьи 221 и статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении которых предварительное расследование приостановлено по ходатайству командования воинской части (учреждения); в) отбывшими наказание в виде лишения свободы, судимость которых снята или погашена.

Особенности заключения контрактов о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения и в военное время с гражданами, указанными в пункте 5.1 настоящей статьи, определяются Министерством обороны Российской Федерации.

Согласно пункту 8.1 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - добровольческие формирования).

В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона «Об обороне» добровольческие формирования могут создаваться Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) по решению Президента Российской Федерации.

Численность добровольческих формирований, их организация, районы их действий, стоящие перед ними задачи, порядок управления ими, срок использования добровольческих формирований, а также порядок прекращения и иные вопросы их деятельности определяются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) исходя из задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации (войсками национальной гвардии Российской Федерации).

В состав добровольческих формирований входят граждане Российской Федерации, добровольно поступившие в добровольческие формирования, а также могут входить военнослужащие, направленные в них Министерством обороны Российской Федерации (военнослужащие и сотрудники, направленные Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).

Гражданин Российской Федерации может поступить в добровольческое формирование путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации).

Контракт о пребывании в добровольческом формировании заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) письменно по типовой форме и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации). В указанном контракте закрепляются добровольность поступления гражданина Российской Федерации в добровольческое формирование, срок, в течение которого гражданин Российской Федерации обязуется пребывать в нем, и условия пребывания в добровольческом формировании, определяемые Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).

Поскольку, будучи осужденным, истец привлечен к выполнению специальных задач на условиях его добровольного согласия, суд приходит к выводу о том, что он не является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

В связи с этим, поскольку истец не обладал статусом военнослужащего, а участвовал в ... на специальных условиях, установленных положениями названных нормативных правовых актов, отсутствуют правовые основания для признания причины инвалидности «военная травма».

На основании изложенного, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Смирнова Игоря Николаевича (паспорт ...) к Бюро № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России (ИНН 1101486290) о признании решения от ... незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья О.А. Машкалева

Мотивированное решение изготовлено 23.11.2024

2-6817/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов Игорь Николаевич
Ответчики
Руководитель Бюро № 3 ГБ МСЭ по Республике Коми Попова Светлана Валерьевна
Другие
Сорвачев Игорь Владимирович
ФКУ «ГБ МСЭ по РК»
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Машкалева Ольга Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
13.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2024Передача материалов судье
18.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.07.2024Предварительное судебное заседание
06.08.2024Предварительное судебное заседание
27.09.2024Судебное заседание
29.10.2024Производство по делу возобновлено
20.11.2024Судебное заседание
23.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее