Решение по делу № 2-722/2021 от 16.07.2021

№ 2-722/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2021года                            г. Северобайкальск

    Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» п. Новый Уоян, МКУ Управление образования МО «Северо-Байкальский район» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

    Северобайкальский межрайонный прокурор обратился с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» п. Новый Уоян, МКУ Управление образования МО «Северо-Байкальский район», просит

обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» п. Новый Уоян, МКУ Управление образования муниципального образования «Северо-Байкальский район» устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности в срок до 01 сентября 2021 года, а именно: обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить оснащение объекта (территорий) системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; провести мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) путем установки ограждения, отвечающего требованиям безопасности.

Требования мотивированы тем, что Северобайкальской межрайонной прокуратурой

проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных организаций на территории муниципального образования «Северо-Байкальский район».

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» п. Новый Уоян является организацией, осуществляющей деятельность по реализации образовательной программы среднего общего образования (код 85.14). Проверкой установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» п. Новый Уоян допущены нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности. Учреждением должным образом не соблюдаются предупредительно-охранные меры по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в общеобразовательной организации. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой директору МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» п. Новый Уоян внесено представление об устранении нарушений закона в сфере обеспечения безопасности в образовательных организациях. Указанное представление удовлетворено, вместе с тем, нарушения закона, в части обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не устранены.

В судебном заседании помощник прокурора Баторова Г.Ж. поддержала исковые требования, по доводам изложенным в иском заявлении, просила иск удовлетворить, обязать ответчиков исполнить требования законодательства в сфере антитеррористической защищенности, в срок до 01.09.2021г.

    Представитель ответчика –директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» п. Новый Уоян Любомирская О.В. в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда отзыв, согласно которому просила в иске отказать, поскольку обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в настоящее время не представляется возможным, ввиду отсутствия денежных средств в бюджете.

Представитель МКУ Управления образования АМО « Северо-Байкальский район» по доверенности Мезина С. М. возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку МКУ Управления образования АМО « Северо-Байкальский район» не является собственником имущества подведомственных учреждений, не вправе распоряжаться, закрепленным за ними на праве оперативного управления имуществом. Кроме того, по срокам исполнения, полагала необходимо предусмотреть время выделения денежных средств на мероприятия по антитеррористической защищенности.

Представитель Администрации МО «Северо-Байкальский район» извещенный о месте и времени судебного заседания не явился, суд учитывая мнение участника процесса. считает возможным рассмотрение дала.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит заявленные прокурором требования, носят законный характер, подлежат удовлетворению и соответствуют статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее- ГПК РФ), поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц.

Установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» п. Новый Уоян является организацией, осуществляющей деятельность по реализации образовательной программы среднего общего образования (код 85.14), является объектом 3 категории опасности, допущены нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности.

Учреждением должным образом не соблюдаются предупредительно-охранные меры по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательной организации, охрану объекта осуществляют вахтеры, не являющиеся сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой директору МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» п. Новый Уоян внесено представление об устранении нарушений закона в сфере обеспечения безопасности в образовательных организациях, нарушения закона, в части оснащения объекта системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, установки ограждения объекта, отвечающего требованиям безопасности, не исполнены.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 года, предусмотрено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Федеральным законом «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ принципами противодействия терроризму в Российской Федерации, в том числе являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно пп. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) в силу п. 6 ст. 3 ФЗ № 35-ФЗ понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с пп. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия "учения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их держания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся в соответствии с п. 8 ч. 1, ч.2 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Управление системой образования согласно ч. 1 ст.89 Федерального закона № 273-ФЗ осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Пунктом 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Также согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131 -ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций также является обязанностью органов местного самоуправления муниципального района.

Согласно п. 1.1 положения об Управлении образования администрации МО «Северо-Байкальский район» (далее-Управление образования), утвержденного постановлением администрации МО «Северо-Байкальский район» от 07.09.2016 № 286 (далее- Положение) Управление образования является отраслевым органом администрации МО «Северо-Байкальский район», осуществляющим управление в сфере образования на территории МО «Северо-Байкальский район»..

Управление образования в соответствии с п. 1.7 Положения имеет имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, может от своего имени приобретать, осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде, осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п.3.1.4. Положения Управление образования координирует деятельность образовательных учреждений (организаций) в части предоставления прав гражданам на выбор образовательного учреждения (организации), содержания, форм и уровня образования, соблюдения прав обучающихся.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

В соответствии с п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Учитывая, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» п. Новый Уоян не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечило оснащение объекта (территорий) системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», не проведены мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) путем установки ограждения, отвечающего требованиям безопасности, принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, права на личную безопасность, особо значимы указанные меры в условиях пребывания несовершеннолетних и работников образовательной организации, в связи с не принятием комплекса мер по созданию безопасных условий обучения в образовательной организации, нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, которые могут пострадать в результате совершения террористических актов, в силу чего заявленные требования, суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» п. Новый Уоян, МКУ Управление образования муниципального образования «Северо-Байкальский район» устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности в срок до 01 сентября 2021 года, а именно: обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить оснащение объекта (территорий) системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; провести мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) путем установки ограждения, отвечающего требованиям безопасности.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 17.08.2021г.

Судья                                        Н.Г. Рабдаева

УИД 04RS0020-01-2021-001776-93

2-722/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Северобайкальский межрайонный прокурор
Ответчики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» п. Новый Уоян
МКУ Управление образования МО «Северо-Байкальский район»
Другие
АМО "Северо-Байкальский район"
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Рабдаева Намсалма Гасроновна
Дело на странице суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
16.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2021Передача материалов судье
20.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2021Подготовка дела (собеседование)
03.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2021Судебное заседание
17.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее