УИД 69RS0037-02-2021-002648-42
Дело № 2а-98/2022 (№ 33а-1515/2022) судья Тиранова Л.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2022 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Образцовой О.А.,
судей Васильевой Т.Н. и Улыбиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Гридневым В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Васильевой Т.Н.
административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» на решение Калининского районного суда Тверской области от 11 января 2022 года, которым постановлено:
«административное исковое заявление прокурора Калининского района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», выразившееся в непринятии мер по оборудованию контейнерной площадки в селе Каблуково Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области в соответствии требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления.
Возложить на администрацию муниципального образования Тверской области «Калининский район» обязанность перенести место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером№ № и оборудовать на землях, государственная собственность на которые не разграничена, либо муниципальной собственности в селе Каблуково Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления, а именно: установить контейнер (бункер) на твёрдое (бетонное или асфальтовое) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограничить контейнерную площадку способом, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Установить срок исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Об исполнении решения администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» сообщить в суд и прокурору Калининского района Тверской области в течение одного месяца после исполнения решения суда в установленный срок»,
установила:
прокурор Калининского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц, в котором с учётом заявления, поданного в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил:
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», выразившееся в непринятии мер по оборудованию контейнерной площадки в селе Каблуково Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области в соответствии требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления;
- возложить на администрацию муниципального образования Тверской области «Калининский район» обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу перенести место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым № и оборудовать на землях муниципальной собственности в селе Каблуково Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления, а именно: установить контейнер (бункер) на твёрдое (бетонное или асфальтовое) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограничить контейнерную площадку способом, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за предел контейнерной площадки.
В обоснование административного иска указано, что в ходе прокурорской проверки установлено, что созданная в селе Каблуково Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области контейнерная площадка не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно не имеет твёрдого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения, талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
По мнению прокурора, данные нарушения являются следствием бездействия администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», в результате которого нарушаются права и интересы неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также право на жизнь и охрану здоровья, установленные Конституцией Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства к участию в процессе в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования «Каблуковское сельское поселение» Калининского района Тверской области,
ПСК «Заборовский» в лице конкурсного управляющего МельничукА.А. и
ООО «Тверьспецавтохозяйство».
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Суходолец Е.Ю. поддержала административный иск по изложенным в нём доводам, просила увеличить срок для создания и оборудования контейнерной площадки до 6 месяцев.
Мельничук А.А. поддержала позицию административного истца.
Представитель административного ответчика Смирнова А.С. возражала против удовлетворения заявленных требований в связи с отсутствием оспариваемого бездействия. В обоснование занятой позиции ссылалась на неоднократные обращения в администрацию сельского поселения для определения места расположения контейнерных площадок, а также невозможность обустроить контейнерные площадки во всём Калининском районе Тверской области за 2 года – период, в течение которого на администрацию района возложены соответствующие полномочия. Не отрицала, что созданная в сельском поселении контейнерная площадка, сведения о которой внесены в реестр, не соответствует санитарным правилам и нормам.
Остальные лица, участвующие в деле и извещённые надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, в судебное заседание не явились, своих представителей для участия в нём не направили.
В связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, что соответствует положениям статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судом вынесено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Судебный акт в окончательной форме изготовлен 10 февраля 2022 года.
11 марта 2022 года в суд поступила апелляционная жалоба
администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» с просьбой решение суда отменить полностью либо в части, принять по делу новое, которым возложить обязанность по перенесу места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов в селе Каблуково Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области не только на администрацию района, но и на администрацию поселения и
ООО «Тверьспецавтохозяйство».
В обоснование занятой позиции апеллянт указал, что к участию в деле в качестве административного ответчика надлежало привлечь администрацию сельского поселения, поскольку к её полномочиям относится разрешение тождественных вопросов местного значения, а именно участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твёрдых коммунальных отходов. Полагал, что органы местного самоуправления муниципального района не наделены исключительными полномочиями в указанной сфере, должны создавать условия для деятельности поселений, а поселения – сосредоточены на непосредственном разрешении соответствующих вопросов.
Ссылаясь на положения статьи 24.6 Федерального закона от
24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) административный ответчик также полагал, что к участию в процессе в качестве административного ответчика надлежало привлечь
ООО «Тверьспецавтохозяйство» как регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов.
Прокурор Калининского района Тверской области представил возражения на апелляционную жалобу, в которых, приводя системное толкование норм Федерального закона № 89-ФЗ, указал, что полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов наделены органы местного самоуправления муниципального района и иным лицам эти полномочия в данном случае не передавались. На
ООО «Тверьспецавтохозяйство» как на регионального оператора обязанность по созданию и оборудованию контейнерных площадок законом не возложена.
Учитывая изложенное, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» Смирнова А.С. поддержала апелляционную жалобу. Дополнительно пояснила, что ООО «Тверьспецавтохозяйство» следовало привлечь к участию в процессе в качестве административного ответчика, поскольку региональный оператор участвует в оборудовании контейнерных площадок, а именно предоставляет контейнеры для установки на них.
Представитель административного истца Вершинская И.А. полагала, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по доводам, изложенным в письменных возражениях на неё.
Остальные лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей для участия в нём не направили, в связи с чем на основании части 7 статьи 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств и недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений в ходе рассмотрения административного дела допущено не было.
Разрешая спор, суд исходил из того, что обязанность по организации сбора бытовых отходов и мусора, созданию и содержанию контейнерных площадок в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления в целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие законом возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов. Однако меры по оборудованию контейнерной площадки в селе Каблуково Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области в соответствии требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления административным ответчиком не приняты, то есть допущено незаконное бездействие.
Оснований не согласиться с такими выводами суда не имеется по следующим мотивам.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от
30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1 статьи 22 того же закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе
№ 89-ФЗ.
Согласно статье 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).
Места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 приведённой статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от
31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Пунктом 3 данных Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Аналогичные требования к оборудованию контейнерных площадок закреплены в статье 7 Правил благоустройства территории Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области, утверждённых решением Совета депутатов Каблуковского сельского поселения от
27 сентября 2014 года.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокурором Калининского района Тверской области проведена проверка соблюдения администрацией муниципального района требований законодательства при оборудовании мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в селе Каблуково.
В ходе проверки установлено, что постановлением администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» от
16 марта 2021 года № 294 утверждён реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования Тверской области «Калининский район».
Согласно данному реестру в селе Каблуково Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области, по адресу: <адрес>, создана контейнерная площадка со следующими техническими характеристиками: 1 контейнер, объёмом 8 кв.м, площадки нет, вид покрытия «грунт».
В нарушение пункта 1 статьи 2, статьи 22 Федерального закона от
30 марта 1999 года № 62-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 3 СанПин 2.1.3684-21 контейнерная (специальная) площадка (место) накопления твёрдых коммунальных отходов по указанному адресуне оборудована в соответствии с действующим законодательством, поскольку не имеет подъездного пути, твёрдого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения с трёх сторон высотой не менее 1 метра, что подтверждается приложенными к акту фотоматериалами.
В этой связи в адрес Главы муниципального образования Тверской области «Калининский район» прокурором внесено представление от 25 мая 2021 года
№ 10б-21 об устранении выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
В ответе администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» от 06 июля 2021 года на представление прокурора указано, что место (площадка) для сбора твёрдых коммунальных отходов в селе Каблуково Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области определено администрацией Каблуковского сельского поселения, которой до
01 января 2019 года осуществлялись полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территории сельского поселения. В настоящее время для обустройства контейнерной площадки вселе Каблуково администрация муниципального района проводит мероприятия по выявлению свободных участков для подготовки схемы КПТ по образованию земельного участка в селе Каблуково, где не обустроена контейнерная площадка, коммунальная услуга по сбору твёрдых коммунальных отходов предоставляется.
Согласно акту проверки от 20 сентября 2021 года требования, изложенные в представлении прокурора, административным ответчиком не выполнены.
Таким образом, выводы суда о допущенном административном ответчиком незаконном бездействии нашли своё подтверждение.
Из материалов дела также следует, что 04 октября 2021 года администрация муниципального района обратилась к администрации сельского поселения с просьбой оказать содействие в выборе свободного земельного участка, соответствующего нормам СанПин 2.1.3684-21 и правилам благоустройства поселения, для рассмотрения вопроса об обустройстве контейнерной площадки.
11 октября 2021 года и 21 декабря 2021 года администрацией сельского поселения даны ответы с предложениями вариантов мест сбора твёрдых коммунальных отходов в селе Каблуково с указанием конкретных координат.
Однако данные сведения выводы суда не опровергают, поскольку на момент рассмотрения судом настоящего административного дела вопрос о создании и оборудовании в селе Каблуково Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области места (площадки) сбора твёрдых коммунальных отходов, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического и законодательства об отходах производства и потребления, администрацией муниципального района не разрешён.
Доводы апеллянта о том, что в качестве административных ответчиков по делу также надлежало привлечь администрацию сельского поселения и регионального оператора, основаны на ошибочном понимании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Из взаимосвязи положений пункта 18 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и статьи 1 Закона Тверской области от
19 ноября 2014 года № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» следует, что с 01 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закреплён такой вопрос местного значения как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе № 131-ФЗ при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учётом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 года № 2-П).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 26 апреля 2016 года № 13-П, законодатель, будучи связан вытекающим из конституционного принципа равенства всех перед законом требованием формальной определённости правовых норм, должен стремиться к тому, чтобы компетенция муниципальных образований была определена ясным, чётким и непротиворечивым образом, в том числе с точки зрения используемой законодателем юридической терминологии, а соответствующее правовое регулирование позволяло бы разграничить вопросы местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросы государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивало бы взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами регламентированы специальным Федеральным законом № 89-ФЗ, в соответствии со статьёй 1 которого под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признаётся складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Аналогичные полномочия в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами закреплены за органами местного самоуправления муниципальных районов (пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).
В пункте 3 статьи 8 того же закона определено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют названные полномочия на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Из системного толкования приведённых положений действующего законодательства с учётом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что Федеральный закон № 89-ФЗ содержит исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов, с указанием на их обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Понятие «участие в организации деятельности» предполагает совместное осуществление таковой. То есть законодатель не возлагает на органы местного самоуправления сельских поселений обязанность по принятию решения о создании мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, их оборудованию и последующему содержанию.
Вопреки доводам апеллянта, обязанность по оборудованию места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, как верно отмечено в возражениях на апелляционную жалобу, на ООО «Тверьспецавтохозяйство» не возложена.
В соответствии со статьёй 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твёрдых коммунальных отходов. Предоставление ООО «Тверьспецавтохозяйство» мусорных контейнеров для установки в местах сбора твёрдых коммунальных отходов не свидетельствует о наличии у названного юридического лица обязанности по оборудованию контейнерной площадки.
Определяя способ восстановления нарушенных прав неопределённого круга лиц, суд верно исходил и того, что из материалов дела, в том числе заключения кадастрового инженера от 08 декабря 2021 года, согласно которому в настоящее время контейнеры, в которые осуществляется сбор мусора в селе Каблуково, размещены на территории земельного участка с кадастровым номером
№ №, принадлежащего на праве собственности
ПСК «Заборовский», в непосредственной близости от кладбища.
ПСК «Заборовский» не является собственником твёрдых коммунальных отходов, согласие названного юридического лица на размещение места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов в указанном месте отсутствует.
В этой связи, учитывая, что по смыслу закона контейнерные площадки должны размещаться на землях, на которые должен быть обеспечен доступ неопределённого круга лиц и техники, которой осуществляется сбор мусора, суд обоснованно возложил на административного ответчика обязанность перенести место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов с земельного участка, принадлежащего ПСК «Заборовский», и оборудовать её на землях, государственная собственность на которые не разграничена, либо муниципальной собственности в селе Каблуково Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления.
Таким образом, при рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для разрешения спора, влияли на обоснованность и законность решения по делу либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не допущено. Состав лиц, участвующих в деле, определён судом верно.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, в целях соблюдения принципа разумных сроков рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда частично, заменив в тексте судебного акта указание кадастрового номера земельного участка, принадлежащего ПСК «Заборовский», с № № на № №, поскольку судом установлено и подтверждается материалами дела, что в настоящее время контейнерная площадка в селе Каблуково Каблуковского сельского поселения Калининского района Тверской области расположена на земельном участке, принадлежащем
ПСК «Заборовский», с кадастровым номером № №. В связи с чем указание в тексте судебного акта, в том числе в резолютивной части решения, на кадастровый номер № № данного земельного участка является явной опиской и подлежит исправлению.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Тверской области от
11 января 2022 года изменить частично, заменив в тексте судебного акта указание кадастрового номера земельного участка, принадлежащего ПСК «Заборовский»,
с № № на № №.
В остальной части решение Калининского районного суда Тверской области от 11 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи