г. Сыктывкар Дело № 2-2361/2020 (33-3088/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Захваткина И.В., Круковской А.В.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в судебном заседании 02.07.2020 дело по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18.03.2020, которым удовлетворены исковые требования Логинова В.П. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) об обязании включить в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на назначение страховой пенсии по старости периоды работы в совхозе «Усть-Куломский», произвести перерасчет пенсии с даты назначения пенсии.
Обязано ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) включить в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера Логинова В.П. в 1980 году периоды: март 10+14 человеко - дней, апрель 7+13 человеко - дней, май 15 человеко - дней, июнь 7+5+16 человеко - дня, июля 21 человеко - дней, август 18+27 человеко - дней, сентябрь 9+13 человеко - дней, октябрь 7 человеко - дней.
Обязано ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Логинова В.П. с 28.10.2019.
Взыскано с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) в пользу Логинова В.П. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей, почтовых расходов в сумме 274,54 руб., всего 574,54 руб.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения представителя ответчика Новоселовой М.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Логинов В.П. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) об обязании включить в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на назначение страховой пенсии по старости периоды работы в совхозе «Усть-Куломский» с марта по октябрь 1980 года, произвести перерасчет пенсии с 28.10.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального района «Усть-Куломский».
Суд постановил приведенное выше решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба с требованиями об отмене решения суда в части взыскания с ответчика в пользу истца в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные Логиновым В.П. требования, суд признал их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решение суда по существу иска ответчиком не обжалуется.
Распределяя судебные расходы, суд пришел к выводу о том, что ответчик обязан возместить истцу 300 руб. уплаченной при подаче иска государственной пошлины, а также 274,54 руб. почтовых расходов.
Решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца 300 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора (пункт 11 подраздела Вопросы уплаты государственной пошлины раздела Судебная практика по гражданским делам Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2011).
В случае, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в судебном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Из изложенного следует, что для освобождения от уплаты государственной пошлины необходимо, чтобы участие соответствующего учреждения в судебном процессе было обусловлено выполнением отдельных функций государственного (муниципального) органа с целью защиты государственных и (или) общественных интересов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27.12.1991, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, являются частью бюджета России, имеют строго целевое назначение и направляются на выплату государственных пенсий.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней, при этом к первому уровню относятся как федеральный бюджет, так и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Согласно статье 144 Бюджетного кодекса РФ в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации входит бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании пунктов 1 пунктов 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации № 1709 от 27.09.2000 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по назначению и выплате государственных пенсий, передана в оперативное управление материально-техническая база, обеспечивающая реализацию указанных полномочий.
В силу статьи 3.1 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относится: установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения; установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования; управление системой обязательного пенсионного страхования; обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Как следует из статьи 5 Федерального закона № 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет полномочия по обязательному пенсионному страхованию на территории Российской Федерации, является государственным учреждением, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона № 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществляет контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета; назначает (пересчитывать) и своевременно выплачивает страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Рассматриваемый спор возник в связи с отказом истцу в перерасчете размера страховой пенсии по старости, то есть в связи с реализацией Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу изложенного ГУ - УПФР в г. Сыктывкаре (межрайонное) наделено публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, в связи с чем ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, пенсионным органом верно указано, что в свою очередь при подаче иска истец освобожден от уплаты пошлины в силу подпункта 5 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, вывод суда в части взыскания с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) в пользу истца в возмещении расходов по уплате государственной пошлины является ошибочным, решение суда в данной части подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18.03.2020 отменить в части взыскания с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) в пользу Логинова В.П. 300 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В указанной части принять новое решение.
Отказать Логинову В.П. в иске к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей,
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18.03.2020 оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи