Решение по делу № 2-453/2023 (2-4187/2022;) от 06.12.2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 марта 2023 года Советский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего судьи Смоловой Е.К.,

при секретаре Зиминой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-453/2023 по исковому заявлению Прокурора Советского района г.Самары в интересах ФИО1, ФИО1 к Министерству здравоохранения Самарской области о компенсации морального вреда и взыскании затрат, понесенных на приобретение медицинского изделия,

установил:

Прокурор Советского района г.Самары в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Самарской области о компенсации морального вреда и взыскании затрат, понесенных на приобретение медицинского изделия.

    В обоснование иска указано, что в прокуратуру Советского района г.Самара обратилась ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в лице представителя ФИО6 с просьбой обратиться в суд в защиту ее интересов о взыскании затрат, понесенных на приобретение медицинского изделия и компенсации морального вреда. ФИО1, 2004 года рождения, наблюдалась в поликлиническом отделении ГБУЗ Самарской области «Самарская городская больница №6» с редким орфанным заболеванием с диагнозом: гликогеновая болезнь, Ib тип, тяжелое течение. Нейтропения. Идиопатическая легочная артериальная гипертензия. Митральная недостаточность +1. Трикуспидальная недостаточность +1.5. Ремоделирование миокарда желудочков, правого предсердия. Синдром удлиненного QT (вторичный). Рецидивирующие синкопальные состояния. ХСН 2 ФК. Ювенальный хронический артрит олигоартикулярный вариант.

    Установлено, что по заключению врачебной комиссии лечебного учреждения ГБУЗ «Самарская городская больница » от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано обеспечить ФИО1 аппаратом для суточного мониторирования глюкозы. Однако данным медицинским изделием ФИО1 не обеспечена.

    По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства здравоохранения Самарской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере здравоохранения. Указанный акт прокурорского реагирования ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен, однако ФИО1 на протяжении длительного времени (вплоть до совершеннолетия) не была обеспечена аппаратами суточного мониторирования.

    Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что мать ФИО1 (представитель по доверенности) ФИО6 приобретала за свой счет медицинские изделия – аппарат суточного мониторирования на протяжении периода с мая 2021 по март 2022 года. ФИО6 приобретено медицинских изделий «аппарат суточного мониторирования» на общую сумму 73 625руб.

    Министерством здравоохранения Самарской области инвалиду ФИО1 не согласовано финансирование на приобретение медицинского изделия, в результате пациентка не была обеспечена медицинскими изделиями по назначению врачебной комиссии. В этой связи ФИО1 в лице представителя ФИО6 понесены убытки в размере 73 625руб. в период с мая 2021 по март 2022 года. ФИО1 не работает, в этой связи все материальные затраты возложены на их мать (представителя по доверенности) ФИО6

    Ссылаясь на изложенное, истец просил взыскать с Министерства здравоохранения Самарской области в пользу ФИО1 затраты, понесенные на приобретение медицинских изделий в размере 73 625руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000руб.

    В судебном заседании представитель Прокуратуры Советского района г.Самары – старший помощник прокурора ФИО4 заявленные требования поддержала в полном объеме.

    Представители ФИО1ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.

    Третье лицо ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержала.

    Представитель третьего лица ГБУЗ СО «СГБ №6» в судебном заседании вопрос об удовлетворении иска оставила на усмотрение суда.

    Представитель ответчика Министерства здравоохранения Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в ходе рассмотрения дела исковые требования не признал, письменный отзыв не представил.

    Признав причины неявки представителя ответчика неуважительными, с учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело по имеющимся доказательствам в отсутствие ответчика.

Суд, выслушав доводы сторон, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле, согласно статей 59, 60, 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г. (далее - Программа)

В разделе II Программы "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указано в том числе поликомпонентное лечение тяжелых форм аутоиммунного и врожденных моногенных форм сахарного диабета и гиперинсулинизма с использованием систем суточного мониторирования глюкозы и помповых дозаторов инсулина, которое оказывается гражданам согласно разделу III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно".

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Самарской области постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области на 2014-2032 годы».

Реализация мероприятий Государственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в прокуратуру Советского района г.Самара обратилась ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в лице представителя ФИО6 с просьбой обратиться в суд в защиту ее интересов о взыскании затрат, понесенных на приобретение медицинского изделия и компенсации морального вреда.

ФИО1, 2004 года рождения, наблюдалась в поликлиническом отделении ГБУЗ Самарской области «Самарская городская больница №6» с редким орфанным заболеванием с диагнозом: гликогеновая болезнь, Ib тип, тяжелое течение. Нейтропения. Идиопатическая легочная артериальная гипертензия. Митральная недостаточность +1. Трикуспидальная недостаточность +1.5. Ремоделирование миокарда желудочков, правого предсердия. Синдром удлиненного QT (вторичный). Рецидивирующие синкопальные состояния. ХСН 2 ФК. Ювенальный хронический артрит олигоартикулярный вариант.

    Установлено, что по заключению врачебной комиссии лечебного учреждения ГБУЗ «Самарская городская больница №6» от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано обеспечить ФИО1 аппаратом для суточного мониторирования глюкозы. Однако данным медицинским изделием ФИО1 не обеспечена.

    В соответствии с протоколом консилиума врачей ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, основной диагноз: Е74.0 Гликогеновая болезнь, Ib тип, тяжелое течение. Сопутствующий диагноз: Нейтропения. Идиопатическая легочная гипертензия ПФК по ВОЗ. Митральная недостаточность +1. Трикуспидального клапана+1. Ремоделирование миокарда правого желудочка и предсердия. ХСН П ФК. Дисфункция билиарного тракта. Вторичные изменения поджелудочной железы. Железодефицитная анемия легкой степени тяжести. Гиперурикемия. Обменная катаракта. Гиперметропия средней степени. Гипертрофия небных миндалин 2 степени. Афтозный стоматит. Ювенильный хронический артрит, олигоартикулярный вариант. Нарушение минеральной плотности костной ткани: остеопороз. Йоддефицитное состояние. Дефицит витамина Д. Задержка роста на фоне тяжелой соматической патологии. Гликогеновая болезнь относится к прогрессирующим редким (орфанным) наследственным заболеваниям, характеризующимися гипогликемическими состояниями и метаболическими кризами. Для контроля уровня гликемии и возможного своевременного предотвращения гипогликемических состояний и метаболических кризов, необходим круглосуточный мониторинг уровня глюкозы. Принимая во внимание прогрессирующий характер течения заболевания, характеризующийся гипогликемией, развитием тяжелых жизнеугрожающих метаболических кризов, рекомендовано обеспечение пациентки по жизненным показаниям аппаратом суточного мониторирования (Flash мониторинг) глюкозы. Рекомендовано: обеспечение по месту жительства аппаратом суточного мониторирования глюкозы.

Очевидно и не вызывает сомнений, что при таком заболевании как гликогеновая болезнь, с учетом рекомендаций врачей, пациент должен быть обеспечен по месту жительства аппаратом суточного мониторирования глюкозы.

По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства здравоохранения Самарской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере здравоохранения. Указанный акт прокурорского реагирования ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен, однако ФИО1 на протяжении длительного времени (вплоть до совершеннолетия) не была обеспечена аппаратами суточного мониторирования.

    Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что мать ФИО1 (представитель по доверенности) ФИО6 приобретала за свой счет медицинские изделия – аппарат суточного мониторирования на протяжении периода с мая 2021 по март 2022 года. ФИО6 приобретено медицинских изделий «аппарат суточного мониторирования» на общую сумму 73 625руб.

В соответствии с требованиями ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Судом достоверно установлено, что Министерством здравоохранения Самарской области инвалиду ФИО1 не согласовано финансирование на приобретение медицинского изделия, в результате пациентка не была обеспечена медицинскими изделиями по назначению врачебной комиссии.

При таких обстоятельствах понесенные убытки в размере 73 625руб. в период с мая 2021 по март 2022 года подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Разрешая требования в части компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание установленную совокупность юридически значимых обстоятельств - наличие у ФИО1 права на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, неполучение в установленные сроки необходимых истцом по жизненным показаниям медицинских изделий на бесплатной основе, наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу жизни и здоровья, вина и бездействие, имевшие место со стороны ответчика, выразившиеся в неисполнении возложенной на них обязанности обеспечивать своевременное обеспечение ФИО1 в установленном порядке необходимыми изделиями, принимая во внимание принцип разумности и справедливости, суд полагает необходимым определить к взысканию с Министерства здравоохранения Самарской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 20 000руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГРК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Советского района г.Самары в интересах ФИО1, ФИО1 к Министерству здравоохранения Самарской области о компенсации морального вреда и взыскании затрат, понесенных на приобретение медицинского изделия удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Самарской области в пользу ФИО1 расходы на приобретение медицинских изделий в размере 73 625руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000руб., а всего взыскать 93 625руб.

В остальной части иска о компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 14.03.2023.

Судья:

2-453/2023 (2-4187/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Силина Екатерина Александровна
Прокурор Советского района г. Самара в интересах Силиной Екатерины Александровны
Ответчики
Министерство здравоохранения Самарской области
Другие
ГБУЗ СО "Самарская городская больница № 6"
Силина Галина Геннадьевна
Суд
Советский районный суд г. Самара
Судья
Смолова Елена Константиновна
Дело на странице суда
sovetsky.sam.sudrf.ru
06.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2022Передача материалов судье
07.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2022Судебное заседание
17.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Судебное заседание
14.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2023Дело оформлено
19.04.2023Дело передано в архив
06.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее