Решение по делу № 2-912/2022 от 10.01.2022

Дело № 2-912/2022

29RS0018-01-2022-000030-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2022 года г. Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Поповой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котловой Г. Г. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску о взыскании недоплаты компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения, процентов, компенсации морального вреда,

установил:

Котлова Г.Г. обратилась в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску о взыскании недоплаты компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения, процентов, компенсации морального вреда.

    В обоснование иска указала, что в период с 15 августа 2005 года по 12 апреля 2021 года проходила государственную гражданскую службу, в период перед увольнением в должности главного специалиста – эксперта отдела информационных технологий. Приказом ответчика она уволена 12 апреля 2021 года. При увольнении в полном объеме расчет с ней ответчиком не произведен. Также ответчиком ей не выплачена компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения. Просила взыскать компенсацию за пятый и шестой месяц со дня увольнения в размере 46 659 руб. 98 коп., проценты на компенсацию в размере 2 676 руб. 19 коп., проценты на сумму компенсации при увольнении в размере 6 605 руб. 49 коп., проценты на компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 1 904 руб. 01 коп., проценты на сумму задолженности материальной помощи и материальной премии в размере 2 155 руб. 43 коп., проценты на компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 7 635 руб. 68 коп., компенсацию морального вреда в размере 2 362 руб. 22 коп.

    В ходе рассмотрения дела истец требования увеличила в части взыскания процентов на компенсацию за пятый и шестой месяц со дня увольнения, просила взыскать проценты также за период с 30 декабря 2021 года по 13 февраля 2022 года в размере 1 334 руб. 48 коп.

    Представитель ответчика Титко А.В. с иском не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях. Заявила о пропуске истцом срока обращения в суд по требованиям о взыскании процентов на оплату отпуска, компенсации морального вреда.

    Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право, в том числе, на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно положениям ч. 1-2, 5 и 10 ст. 50 названного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу положений ч. 3.2 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в части 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).

В соответствии с п. 8 Правил при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 1 месяц.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а» - «г» п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу п. 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Как усматривается из материалов дела, дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих ответчика производилось и в последующие годы, для чего ФНС России был разработан и утвержден механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

    Судом установлено, что Котлова Г.Г. проходила государственную гражданскую службу, в период перед увольнением в должности главного специалиста – эксперта отдела информационных технологий.

    Приказом ответчика от 06 апреля 2021 она уволена 12 апреля 2021 года в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    Решением ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» от 13 сентября 2021 года постановлено выплатить истцу дополнительную компенсацию за 5 месяц со дня увольнения, решением от 13 октября 2021 года – за 6 месяц со дня увольнения.

В период службы соответствующими приказами ответчика истцу как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС России выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и разовые премии (в 2019, 2020 годах), разовые премии ответчиком также относились к средствам материального стимулирования.

Вместе с тем, как указывает истец в исковом заявлении, произведенные выплаты материального стимулирования ответчиком не учитывались при расчете среднего заработка истца для оплаты компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное, выплаченное истцу, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика в период службы средства материального стимулирования должны учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения.

    По расчетам истца задолженность ответчика по компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения составляет 46 659 руб. 98 коп.

    Ответчиком произведенный расчет проверен, признан арифметически верным.

    Таким образом, поскольку материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем подлежит учету при расчете среднего заработка истца для оплаты компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения, с расчетом исковых требований ответчик согласен, требования истца подлежат удовлетворению в заявленном размере.

    В соответствии со ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

    Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.

    Согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

    Истцом заявлено требование о взыскании процентов на компенсацию за 5 месяц со дня увольнения за период с 28 сентября 2021 года по 17 февраля 2022 года в размере 1 736 руб. 14 коп. (1068 руб. 90 коп.+667 руб. 24 коп.), на компенсацию за 6 месяц со дня увольнения за период с 28 октября 2021 года по 17 февраля 2022 года в размере 1 417 руб. 68 коп. (750 руб. 44 коп.+ 667 руб. 24 коп.), всего в размере 3 153 руб. 82 коп.

    Поскольку суммы компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения выплачиваются нанимателем в качестве средств к существованию, требования истца о взыскании процентов в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации за задержку выплат указанных сумм по истечении пятнадцати дней со дня подачи заявления нанимателю на их выплату с приложением решения органа службы занятости населения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в заявленном размере.

    Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 02 июля 2021 года с ИФНС России по г. Архангельску в пользу Котловой Г.Г. взыскана задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 30 918 руб. 39 коп., задолженность по компенсации при увольнении в размере 93 319 руб. 96 коп., по компенсации за использованный отпуск в размере 57 565 руб. 37 коп. (с 25 мая 2020 года по 05 июня 2020 года, с 29 июня 2020 года по 17 июля 2020 года, с 01 сентября 2020 года по 23 сентября 2020 года), материальная помощь в размере 11 667 руб. 10 коп., единовременная выплата в размере 23 334 руб. 20 коп.

    Истец просит взыскать проценты на задолженность по компенсации при увольнении в размере 93 319 руб. 96 коп. за период с 13 апреля 2021 года по 13 октября 2021 года в размере 6 605 руб. 49 коп., на задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 30 918 руб. 39 коп. за период с 13 апреля 2021 года по 13 октября 2021 года в размере 1 904 руб. 01 коп., на задолженность по материальной помощи в размере 23 334 руб. 20 коп. и на единовременную выплату в размере 11 667 руб. 10 коп. за период с 13 апреля 2021 года по 13 октября 2021 года в размере 2 155 руб. 43 коп., взысканные решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 02 июля 2021 года.

    Статьей 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

    В соответствии с абзацем первым ч. 1 ст. 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается по заявлению взыскателя и по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом.

    ИФНС России по г. Архангельску является федеральным органом исполнительной власти.

    Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относится федеральный бюджет.

    Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются главой 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    В силу п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

    К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. данного кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

    В соответствии с п. 1 ст. 242.1 и п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в п. 2 ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11 мая 2012 года № 804-О и от 13 февраля 2018 года №, в абзаце первом п. 6 его ст. 242.2 сделана специальная оговорка относительно срока исполнения соответствующих судебных актов - три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Содержащиеся в этой норме законоположения, закрепляющие особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе сроки для исполнения судебных актов, направлены на защиту интересов взыскателя, предполагают совершение взыскателем активных действий по получению взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов - исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта и заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, в связи с чем процедура исполнения судебного акта, как предусматривающая расходование бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства. Таким образом, в системе действующего правового регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный - срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.

    Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации, которым определен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, кроме случаев, прямо поименованных в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган.

    Поскольку процедура исполнения судебного акта об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, то за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган, а также в течение предусмотренного п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срока на должника не может быть возложена ответственность за неисполнение решения суда.

    С учетом изложенных правовых норм требования истца о взыскании процентов подлежат удовлетворению по день вынесения судом решения – 02 июля 2021 года.

    Соответственно, проценты на задолженность по компенсации при увольнении в размере 93 319 руб. 96 коп. подлежат взысканию за период с 13 апреля 2021 года по 02 июля 2021 года в размере 2 535 руб. 19 коп., на задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 30 918 руб. 39 коп. за период с 13 апреля 2021 года по 02 июля 2021 года в размере 839 руб. 95 коп., на единовременную выплату в размере 23 334 руб. 20 коп. за период с 13 апреля 2021 года по 02 июля 2021 года в размере 633 руб. 91 коп., на задолженность по материальной помощи в размере 11 667 руб. 10 коп. за период с 13 апреля 2021 года по 02 июля 2021 года в размере 316 руб. 95 коп., всего в размере 4 326 руб.

    Истцом также заявлено требование о взыскании процентов на суммы оплаты отпусков, предоставленных с 25 мая 2020 года по 05 июня 2020 года, за период с 14 мая 2020 года по 13 октября 2021 года в размере 1 993 руб. 37 коп., с 29 июня 2020 года по 17 июля 2020 года, за период с 18 июня 2020 года по 13 октября 2021 года в размере 2 987 руб. 88 коп., с 01 сентября 2020 года по 23 сентября 2020 года, за период с 21 августа 2020 года по 13 октября 2021 года в размере 2 654 руб. 43 коп.

    Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд по требования в данной части.

    В силу положений ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

    Исходя из того, что проценты в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации исчисляются поденно по день исполнения обязательства, с иском истец обратилась 30 декабря 2021 года, соответственно, срок обращения в суд по требованиям о взыскании процентов, заявленных за период с 30 декабря 2020 года ею не пропущен.

    Соответственно, проценты на оплату отпуска, предоставленного на период с 25 мая 2020 года по 05 июня 2020 года, подлежат взысканию на сумму 13 508 руб. 28 коп. за период с 30 декабря 2020 года по 02 июля 2021 года в размере 769 руб. 97 коп.; проценты на оплату отпуска, предоставленного на период с 29 июня 2020 года по 17 июля 2020 года, подлежат взысканию на сумму 21 905 руб. 10 коп. за период с период с 30 декабря 2020 года по 02 июля 2021 года в размере 1 248 руб. 59 коп., проценты на оплату отпуска, предоставленного на период с 01 сентября 2020 года по 23 сентября 2020 года, подлежат взысканию на сумму 21 151 руб. 99 коп. за период с период с 30 декабря 2020 года по 02 июля 2021 года в размере 1 205 руб. 66 коп., всего в размере 3 224 руб. 22 коп.

    Таким образом, всего проценты подлежат взысканию в размере 10 704 руб. 04 коп. (3 153 руб. 82 коп.+ 4 326 руб.+ 3 224 руб. 22 коп.).

    Истцом также заявлено требование о взыскании морального вреда в размере 2 363 руб. 22 коп.

    В силу положений ч. 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.07.2020 № 35-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Р.М. Четыза» признана ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (ч. 1) и 46 (ч. 1), в той мере, в какой она не содержит указания на сроки обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых (служебных) прав в тех случаях, когда требование о компенсации морального вреда заявлено в суд после вступления в законную силу решения суда, которым нарушенные трудовые (служебные) права восстановлены полностью или частично.

    Указано, что впредь до внесения соответствующих изменений требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых (служебных) прав, может быть заявлено одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав с соблюдением сроков, предусмотренных ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, либо в течение трехмесячного срока с момента вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично.

    Как следует из материалов дела права истца на получение задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 30 918 руб. 39 коп., задолженности по компенсации при увольнении в размере 93 319 руб. 96 коп., по компенсации за использованный отпуск в размере 57 565 руб. 37 коп., материальной помощи в размере 11 667 руб. 10 коп., единовременной выплаты в размере 23 334 руб. 20 коп. были восстановлены 02 июля 2021 года, решение суда вступило в законную силу 10 августа 2021 года. Соответственно, в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда в связи с задержкой выплат указанных сумм истец вправе была обратиться не позднее 10 ноября 2021 года. В суд с данным иском истец обратилась 30 декабря 2021 года, то есть с пропуском срока обращения в суд.

    На наличие уважительных причин пропуска срока обращения в суд в части данных требований истец не указывала.

    С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данной части срок пропущен истцом без уважительных причин.

    Между тем, истцом также заявлено требование о компенсации морального вреда в связи с задержкой денежной компенсации за 5 и 6 месяц со дня увольнения, предъявленных в данном деле. Срок обращения в суд в данной части истцом не пропущен.

    Порядок и условия возмещения морального вреда работнику определены статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

    Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 63 постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

    Поскольку в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение нарушение прав истца ответчиком на получение денежной компенсации за 5 и 6 месяц со дня увольнения, суд с учетом длительности допущенного ответчиком нарушения прав истца, требований разумности и справедливости полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в качестве компенсации морального вреда 500 руб.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Котловой Г. Г. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску о взыскании недоплаты компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения, процентов, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

    Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (ИФНС России по г. Архангельску) в пользу Котловой Г. Г. компенсацию за пятый и шестой месяц со дня увольнения в размере 46 659 руб. 98 коп., проценты в размере 10 704 руб. 04 коп., компенсацию морального вреда в размере 500 руб.

    В удовлетворении остальной части требований Котловой Г. Г. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску о взыскании процентов, компенсации морального вреда отказать.

    Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

    Мотивированное решение суда изготовлено 05 марта 2022 года.

Судья     Е.В. Романова

2-912/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Котлова Гертруда Германовна
Ответчики
ИФНС России по г. Архангельску
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Романова Е.В.
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2022Передача материалов судье
12.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Судебное заседание
05.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2022Дело оформлено
26.05.2022Дело передано в архив
01.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее