Решение по делу № 2-810/2017 от 01.03.2017

Дело № 2-810/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 апреля 2017 г.                                    г. Глазов

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Бекмансуровой З.М.,

при секретаре Тлуповой Т.В.

с участием истца Корепановой Я.П., ее представителя Зоновой О.А., действующей по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корепановой Я. П. об обязании Министерства образования и науки Удмуртской Республики предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, об обязании Администрацию муниципального образования «Город Глазов» заключить договор найма специализированного жилого помещения,

установил:

Корепанова Я.П. обратилась в суд с исковым заявлением об обязании Министерства образования и науки Удмуртской Республики предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, об обязании Администрацию муниципального образования «Город Глазов» заключить договор найма специализированного жилого помещения.

Свои требования мотивировала тем, что она, Корепанова (до замужества Лекомцева) Я.П.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Ее родителями являлись ФИО26, умерший ДД.ММ.ГГГГ, матерью ФИО27, умершая ДД.ММ.ГГГГ. Истец признана нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке, включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, что послужило основанием для обращения с настоящим иском.

Истец данным иском просит обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить ей благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения площадью не менее <данные изъяты> на территории <данные изъяты> Администрацию г.Глазова просит обязать заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании истец Корепанова Я.П. на исковых требованиях наставала. В объяснениях указала, что за ней было сохранено право проживания и пользования жильем в <адрес>. Данное жилое помещение является аварийным и подлежащим сносу. В период обучения в <данные изъяты> ей предоставлял жилое помещение в студенческом общежитии, после ухода в академический отпуск по уходу за ребенком, ее сняли с регистрационного учета из общежития. Свого жилья не имеет. В настоящее время вынуждена снимать жилье, где проживает со своей семьей. Желает получить жилье в г.Глазове.

В судебном заседании представитель истца Зонова О.А. на исковых требованиях настаивала.

В судебное заседание Министерство образования и науки Удмуртской Республики своего представителя не направили, просили дело рассмотреть в его отсутствие. Направили в суд письменный отзыв, в котором исковые требования Корепановой Я.П. не признали в связи со следующим.

Указали, что законодательство в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа существенно изменились. В целях реализации Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принят Закон Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Данным законом установлено, что указанной категории граждан предоставляются жилые помещения из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики безвозмездно, однократно и на условиях договора найма специализированного жилого помещения. В настоящее время органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей сирот является Министерство образования и науки Удмуртской Республики, на которое возложена обязанность по формированию республиканского списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ Лекомцева Я.(Корепанова) Я.П. включена Министерством в республиканский список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Далее уполномоченным органом будет принято последующее решение о предоставлении Корепановой Я.П. жилого помещения.

Обратили внимание на то, что статьей 7 Закона УР № 8-РЗ, регулирующей предоставление жилого помещения детям-сиротам, а также указанным законом в целом, не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. В настоящее время происходит формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот.

В судебное заседание Администрация г.Глазова своего представителя не направили, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела. Отзыв на исковое заявление не направили. Об уважительности своей неявки не сообщили, об отложении дела не просили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков.

Заслушав истца, его представителя, изучив представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 п. «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе и в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК Российской Федерации (в ред. Закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом Российской Федерации от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступил в законную силу 01.01.2013 года, внесены измерения.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся бет попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилою помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичные положения содержаться в Законе Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Указанными нормативными актами предусмотрено, что дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются социально незащищенной категорией граждан и имеют право на внеочередное получение жилья в домах социального использования.

В подтверждении свого статуса, истцом представлены доказательства, признанные судом относимыми и допустимыми в соответствии со ст. 59, 60 ГПК РФ.

Согласно свидетельства о рождении Лекомцева Я. П. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, ее родителями являлись: отец ФИО26, матерью ФИО27.

По свидетельству о смерти ФИО26 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО27 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

По постановлению Администрации МО «Кезский район» ФИО33 была назначена попечителем несовершеннолетней Лекомцевой Я. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением Главы Администрации МО «Кезский район» от ДД.ММ.ГГГГ попечительство над несовершеннолетней Лекомцевой Я.П. отменено.

В связи со вступлением в брак ДД.ММ.ГГГГ Лекомцева Я. П., ДД.ММ.ГГГГ изменила фамилию на Корепанову.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено о включении Министерством образования и науки Удмуртской Республики на основании заключения органа опеки и попечительства Администрации МО «Кезский район» от ДД.ММ.ГГГГ Корепанову Я. П. в республиканский список детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.

Так, судом установлено, что Корепанова (до замужества Лекомцева) Я.П. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которой оба родители умерли.

Факт отнесения истца к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиками не оспаривался.

Корепанова Е.П. проходит обучение в БПОУ УР «Глазовский технический колледж», является студентом третьего курса очной формы обучения по специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», с ДД.ММ.ГГГГ находится в академическом отпуске по уходу за ребенком, что подтверждено справкой учебного заведения.

Кроме того, судом установлено, что за Корепановой Я.П. было сохранено право проживания и пользования в жилом помещении, расположенном по <адрес>

Заключением межведомственной комиссии Администрации МО «Кезский район» № 89 от 25 сентября 2015 года установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является ветхим и не пригодным для проживания.

Отделом имущественных отношений Администрации МО «Кезский район» предоставлены сведения, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Лекомцева Яна П., ДД.ММ.ГГГГ не является нанимателем по договору социального найма и не имеет право пользования жилым помещением на условиях договор социального найма в <адрес>.

Поскольку истица достигла возраста 18 лет, проходит обучение в профессиональном образовательном учреждении, ее право на предоставление жилого помещения не оспорено и не реализовано, установленный законом порядок реализации права на обеспечение жильем истцом был соблюден, суд приходит к выводу о необходимости предоставления ей жилого помещения.

Проанализировав положения Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд усматривает необходимым обязанность по обеспечению истицы жильем возложить на Министерство образования и науки Удмуртской Республики, которое, в силу ст. 1 Закона Удмуртской Республики № 8-РЗ является органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения детей-сирот жилыми помещениями и считает необходимым обязанность по обеспечению истицы жильем на данного ответчика.

По требованию истца по размеру жилья, подлежащего предоставлению ей, необходимо отметить, что согласно ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Таким образом, учетная норма для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения детей-сирот (приравненных лиц) может быть установлена в законе субъекта РФ.

Суд находит обоснованным требования истца о предоставлении ей жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м., что не оспаривалось Министерством образования и науки Удмуртской Республики, согласно установленной в Удмуртской Республике учетной норме предоставления жилья детям-сиротам.

Вместе с тем, отсутствие сформированного специализированного жилищного фонда не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Федеральный законодатель не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди. В жилищном законодательстве отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Учитывая вышеизложенное, оценивая в совокупности все исследованные доказательства, суд находит, что Министерство образования и науки Удмуртской Республики обязано предоставить истцу во внеочередном порядке по договору найма благоустроенное применительно к условиям г.Глазова специализированное жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м. на территории г.Глазова.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного жилищного фонда лицам, отнесенным к категории детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

К компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, отнесен в том числе и вопрос о принятие решения о заключении договора специализированного найма жилого помещения и заключение такого договора.

В свою очередь Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ органы местного самоуправления в Удмуртской Республике наделяются отдельными государственными полномочиями в том числе: 1) по управлению жилыми помещениями, предоставленными (предназначенными для предоставления) лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона;

2) по заключению с лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона, договоров найма специализированного жилого помещения и договоров социального найма жилого помещения в отношении жилых помещений, предоставленных указанным лицам в соответствии с настоящим Законом (статья 9 данного закона).

Следовательно, Администрация г.Глазова, на территории которого истец просит предоставить ей жилое помещение, должна будет заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения после принятия решение Министерством образования и науки Удмуртской Республики о заключении договора найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Корепановой Я. П. об обязании Министерства образования и науки Удмуртской Республики предоставить жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения, об обязании Администрацию муниципального образования «Город Глазов» заключить договор найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить Корепановой Я. П. в пользование по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, применительно к условиям г. Глазова, жилое помещение не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории МО «Город Глазов».

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Глазов» заключить с Корепановой Я. П. договор найма специализированного жилого помещения после принятия решения Министерством образования и науки Удмуртской Республики о заключении договора найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский районный суд УР.

Судья          З.М. Бекмансурова

2-810/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Корепанова Я. П.
Ответчики
Администрация МО "Город Глазов"
Министерство образования и науки УР
Суд
Глазовский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Бекмансурова Зульфия Минасаровна
Дело на странице суда
glazovskiygor.udm.sudrf.ru
01.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2017Передача материалов судье
03.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2017Судебное заседание
10.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее