ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-12818/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 12 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Широковой Е.А., Зеленского А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Бразовского В.П. на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 4 сентября 2019 года (№ 2а-1132/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12 декабря 2019 года (33а-7771/2019) по административному исковому заявлению Бразовского В.П. к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным и отмене в части постановления главы администрации Приозерского района Ленинградской области.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., объяснения представителя Бразовского В.П. Котельникова Е.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя заинтересованного лица Михеевой Т.В. Шутова Д.С., судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бразовский В.П. обратился в Приозерский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований просил признать незаконным и отменить постановление главы администрации Приозерского района Ленинградской области от 23 ноября 1994 года № 684/2 в части передачи в собственность земельного участка №151, площадью 636 кв.м., Бразовской И.П.
В обоснование заявленных требований указал, что 07 мая 1965 года он был принят в члены дачно-строительного кооператива «Калининец», ему был выделен участок, расположенный по адресу: <адрес>. В марте 2019 года от своего сына Бразовского Д.В. узнал о том, что в 1994 году бывшая супруга Бразовская И.П. разделила единый земельный участок на два неравноценных участка с кадастровыми номерами № и №, оформленный в собственность Бразовской И.П. и Бразовского Д.В. В соответствии со свидетельством о праве собственности на землю право собственности на земельный участок получено Бразовской И.П. на основании постановления главы администрации Приозерского района Ленинградской области № от 23 ноября 1994 года. Между тем, земельный участок, расположенный по адресу: №, имеющий кадастровый №, мог быть предоставлен в собственность только лицу, получившему участок в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшее их в аренду, кроме аренды физических лиц, то есть ему. Земельный участок не предоставлялся Бразовской И.П. в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование. В связи с тем, что на момент вынесения оспариваемого постановления он был единственным законным владельцем земельного участка, полагает, что само постановление нарушило его права владельца земельного участка.
Земельный участок, выделенный ему, фактически никогда за время с момента его выделения в 1965 году до настоящего времени не делился, на нем нет никаких границ, формальное его разделение на два, якобы независимых участка, прошло без его ведома, при этом фактически никакого разграничения не было сделано, между данными участками нет ни канав, ни иных ограждений.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 4 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12 декабря 2019 года, административный иск Бразовского В.П. оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 4 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12 декабря 2019 года, поступившей в суд первой инстанции 15 июня 2020 года, Бразовский В.П. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что 14 марта 1994 года Бразовская И.П., как член дачного кооператива «Борки», обратилась к главе администрации Приозерского района Ленинградской области с заявлением о закреплении за ней в частную собственность земельного участка №, площадью 636 кв.м., выделенного ей в 1959 году в дачно-строительном кооперативе «Калининец».
3 октября 1994 года Бразовский Д.В. обратился к главе администрации Приозерского района Ленинградской области с заявлением о закреплении за ним в частную собственность земельного участка №, площадью 385 кв.м., выделенного ему в 1959 году в дачно-строительном кооперативе «Калининец».
23 ноября 1994 года главой администрации Приозерского района Ленинградской области принято постановление № 684/2 «О передаче в собственность земельных участков членам дачного кооператива «Борки».
В соответствии с ним администрация постановила:
1)изъять из земель дачного кооператива «Борки» и передать гражданам - членам дачного кооператива «Борки» бесплатно в собственность земельные участки общей площадью 9,3278 га согласно приложению (в количестве 116 участков);
2)номера участков принять в соответствии с инвентаризационным планом дачного кооператива «Борки»;
3)выдать гражданам свидетельства на право собственности на землю согласно приложению № I;
4)комитету по земельным ресурсам и землеустройству внести соответствующие изменения в земельно-учетные данные.
Приложение № I к постановлению главы администрации Приозерского района от 23 ноября 1994 года включает в себя список граждан, получивших в частную собственность земельные участки в ДК «Борки».
В соответствии с приложением № I Бразовский Д.В. получил в частную собственность земельный участок №, площадью 385 кв.м., Бразовская И.П. получила в частную собственность земельный участок №, площадью 636 кв.м.
25 ноября 1994 года Бразовскому Д.В. выдано свидетельство о праве собственности на землю по адресу: массив «Орехово-Северное» Приозерского района, общей площадью 385 кв.м., земли ДК «Борки», для дачного строительства.
25 ноября 1994 года Бразовской И.П. выдано свидетельство о праве собственности на землю по адресу: массив «Орехово-Северное» Приозерского района, общей площадью 636 кв.м., земли ДК «Борки», для дачного строительства.
21 ноября 2017 года между Бразовской И.П. (даритель) и ФИО11 (одаряемая) заключен договор дарения земельного участка с кадастровым номером №, площадью 636 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>», дачный потребительский кооператив «Борки», участок 151, предоставленный для дачного строительства, категория земель - земли населенных пунктов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 16 апреля 2019 года ФИО11 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 636 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление главы администрации Приозерского района Ленинградской области от 23 ноября 1994 года вынесено в соответствии с нормами действующего на момент его вынесения законодательства и не усмотрел основания для признания его незаконным, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Оспариваемое постановление главы администрации Приозерского района Ленинградской области от 23 ноября 1994 года было принято на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», который в целях обеспечения прав граждан на землю определял основы разграничения земельного и гражданского законодательства в регулировании земельных отношений.
В соответствии со статьей 1 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года № 374-1 «О земельной реформе» проведение земельной реформы возлагается на местные Советы народных депутатов, Государственный комитет РСФСР по земельной реформе совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР с участием других заинтересованных министерств и ведомств.
В силу статьи 4 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года № 374-1 «О земельной реформе» в частную индивидуальную собственность граждан могут передаваться земли для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также под здания и сооружения для индивидуальной предпринимательской деятельности, строительства и обслуживания жилого дома, дач, гаражей.
Согласно части 1 статьи 64 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией, часть 4 статьи 66 кодекса предусматривала, что на участки, переданные в собственность каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по представлению соответствующих товариществ выдается документ, удостоверяющий его право на землю.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» установлено, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.
Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» установлено, что каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю (далее именуется свидетельство), которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.
Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.
Утверждена прилагаемая форма свидетельства на право собственности на землю.
При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации (пункт 3).
Для ускорения процедуры оформления права собственности на земельный участок и земельную долю (пай) или выдела участка в натуре предусмотрено, что соответствующее заявление в органы местной администрации подлежит рассмотрению в месячный срок с момента его подачи; решение (выписка из решения) органа местной администрации о предоставлении, продаже земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка либо об отказе в этих действиях подлежит выдаче в 7-дневный срок с момента принятия решения, выдача комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельства производится на основании решения органов местной администрации в 10-дневный срок с момента принятия решения или регистрации договора купли - продажи (пункт 9).
Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Из представленного административным истцом списка № 1 членов дачно-строительного кооператива «Калининец» Калининского района, общие данные на 1 апреля 1983 года следует, что Бразовский В.П. числится в списке, указаны дачный адрес: <адрес>, и время приема в члены ДСК: на правлении 7 мая 1965 года - протокол № 6, на собрании членов ДСК 12 мая 1965 года - протокол № 1.
Также административным истцом представлена членская книжка члена дачно-строительного кооператива «Калининец» Калининского района Бразовского Виталия Петровича, в которую внесены исправления в поля имя и отчество: «ФИО15» зачеркнуто, указано «ФИО14», имеется отметка от августа 1990 года «исправленному верить».
Таким образом, в качестве доказательств административным истцом представлены документы о том, что по состоянию на 1 апреля 1983 года Бразовский В.П. являлся членом дачно-строительного кооператива «Калининец» Калининского района, а также членская книжка, из которой видно, что с августа 1990 года членом дачно-строительного кооператива «Калининец» Калининского района является не Бразовский В.П., а Бразовский Д.В., что свидетельствует об отсутствии нарушений закона и его прав административным ответчиком при принятии постановления главы администрации Приозерского района от 23 ноября 1994 года.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий по административному делу не установлено, что повлекло отказ в удовлетворении административного иска.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 4 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12 декабря 2019 года без изменения, кассационную жалобу Бразовского В.П. - без удовлетворения.
Решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 4 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12 декабря 2019 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 25 августа 2020 года.