Решение по делу № 2-138/2018 от 30.11.2017

Дело № 2-138/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Саранск 31 мая 2018 г.

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе

судьи Скуратович С.Г.,

при секретаре Комаровой С.А.,

с участием в деле:

истца Макаровой Н. А., ее представителя адвоката Решетниковой Ю. К., действующей на основании ордера № 3609 от 14 декабря 2017 г.,

ответчиков Федеральное агентство лесного хозяйства,

Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу,

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в лице представителя Караблиной О. М., действующей на основании доверенности от 31 июля 2017 г.,

третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия,

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия,

Федеральное государственное казенное учреждение «Рослесресурс»,

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг»,

Администрация городского округа Саранск,

Дурнайкиной А. В., ее представителей Конищева С. И., Дурнайкина А. А., действующих на основании доверенности от 12 января 2018 г.,

кадастрового инженера Сомовой О. В.,

кадастрового инженера Терехина Р. В.,

Тайнова Н. Ю.,

Салмина Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Н. А. к Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области об установлении местоположения границ земельного участка, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о месторасположении границы земельного участка,

установил:

Макарова Н.А. обратилась в суд с иском к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в Республике Мордовия об установлении местоположения границ земельного участка, исправлении реестровой ошибки.

В обоснование требований указано, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер 13:23:0909220:116, общей площадью 555 кв. м., приобретенного по договора купли-продажи от 09 сентября 2016 г., что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Границы земельного участка установлены в соответствии с действующем законодательством. Межевые и кадастровые работы проводились кадастровым инженером ИП Сомовой О.В. Описание границ земельного участка в системе координат СК-13 содержится в межевом деле от 15 августа 2007 г. Заказчиком являлся ФИО3, прежний собственник, у которого приобретен земельный участок. При приобретении земельного участка в собственность предполагала, что фактические границы земельного участка совпадают с отраженными в ГКН сведениями, так как долговременные границы земельного участка видны на местности (имеется дачный ломик, частично старый забор, плодовые деревья). С целью установления точного месторасположения границ земельного участка по сведениям ГКН, заказаны кадастровые работы: вынос точек в натуре на местность. После проведения указанных работ, было установлено, что земельный участок согласно сведениям ГКН расположен на земельном участке, собственником которого является Дурнайкина А.В. (кадастровый номер 13:23:0909220:0008, границы земельного участка в соответствии с законодательством не установлены). Таким образом, была выявлена кадастровая ошибка в сведениях ГКН о месторасположении границ земельного участка и исправлении кадастровой ошибки.

20 октября 2016 г. кадастровым инженером ИП Сомовой О.В. подготовлен межевой план с уточнениями месторасположения границ земельного участка, который подан в орган кадастрового учета (Управление Росреестра) с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости.

Уведомлением Управления Росресстра от 23 января 2017 г. 13/17-1060 отказано в учете изменений объекта недвижимости в виду того, что имеются пересечения с многоконтурным земельным участком с кадастровым номером 13:23:0000000:2945, который является государственной собственностью, находится в ведении Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.

В виду того, что в сведениях ГКН о месторасположении границ земельного с кадастровым номером 13:23:0909220:116, имелась кадастровая ошибка, в сведения ГКН о месторасположение земельного участка с кадастровым номером 13:23:0000000:2945 были внесены также сведения, содержащие кадастровую ошибку. Межевые и кадастровые работы выполнялись по государственному контракту № Р-ЗК-14/1 от 14 февраля 2014 г. кадастровым инженером Терехиным Р.В.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 6, 64 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с учетом заявлений об уточнении исковых требований от 16 января 2018 г., 17 апреля 2018 г., просит установить месторасположение границ земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер 13:23:0909220:116, общей площадью 555 кв. м. в следующих координатах:

Т.1 (X 391072,78 Y1287296,17); Т.2 (Х 391073,77 Y 1287326,32); Т.З (Х 391071.68 Y 1287326,14); Т.4 (Х 391054,43 Y 1287324,67); Т.5 (Х391053,82 Y 1287296,79); Т.6 (Х 391071,60 Y 1287296,20); Т.1 (X 391072,78 Y1287296,17).

Исключить из сведений Единого государственного реестра недвижимости сведения о месторасположении границ земельного участка кадастровый номер 13:23:0000000:2945, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 555 кв. м, в части пересечения смежной границы с земельным участком с кадастровым номером 13:23:0909220:116.

Определением от 16 января 2018 г. произведена замена ненадлежащих ответчиков Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на надлежащих Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу.

Определением от 30 мая 2018 г. Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области привлечено в качестве ответчика.

В судебном заседании истец Макарова Н.А. и представитель истца адвокат Решетникова Ю.К. исковые требования поддержали по тем же основаниям и в том же объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Дурнайкиной А.В. Конищев С.И. возражений относительно исковых требований не представил.

В судебном заседании представитель ответчика МТУ Росимущества в Республике Мордовия Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области Караблина О.М. возражала относительно удовлетворения исковых требований.

В судебное заседание ответчики Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, ФГКУ «Рослесресурс», ФГБУ «Рослесинфорг», Администрация городского округа Саранск, Дурнайкина А.В., ее представитель Дурнайкин А.А., кадастровый инженер Сомова О.В., кадастровый инженер Терехин Р.В., Тайнов Н.Ю., Салмин Е.А. не явились по неизвестной причине, о месте и времени разбирательства дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Представителем ответчика Федеральное агентство лесного хозяйства Якуниной Е.А., действующей по доверенности от 15 ноября 2017 г., представлен отзыв, в котором указано, что устранение реестровой ошибки возможно во внесудебном порядке, путем внесения изменений органом регистрации.

Нарушений правил вручения почтовых отправлений с судебной корреспонденцией, предусмотренных пунктами 32, 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 234, Приказом ФГУП «Почта России» от 05 декабря 2014 г. № 423-П «О введении в действие «Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное» не установлено, в связи с чем, суд находит, что ответчики надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 165.1 ГК Российской Федерации, части второй статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) возвращение корреспонденции с отметкой «по истечении срока хранения» признается надлежащим извещением стороны о времени и месте рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 ГПК Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Макарова Н.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер 13:23:0909220:116, общей площадью 555 кв. м., приобретенного по договора купли-продажи от 09 сентября 2016 г., что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

20 октября 2016 г. Макарова Н.А. обратилась с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости с предоставлением подготовленного межевого плана с уточнениями месторасположения границ земельного участка, изготовленным кадастровым инженером ИП Сомовой О.В.

Уведомлением Управления Росресстра по Республике Мордовия от 23 января 2017 г. 13/17-1060 отказано в учете изменений объекта недвижимости в виду того, что имеются пересечения с многоконтурным земельным участком с кадастровым номером 13:23:0000000:2945, который является государственной собственностью и находится в ведении Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.

27 января 2017 г. Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия отказало в исправлении кадастровой ошибки многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 13:23:0000000:2945 по причине её отсутствия.

Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно части восьмой статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно части десятой данной статьи, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции, действующей на момент внесения сведений о местоположении границ земельного участка в государственный реестр недвижимости) (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежало в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (статьи 39, 40).

Аналогичное требование воспроизведено и в статье 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Приведенные положения законов направлены на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ разрешаются в судебном порядке (часть пятая статьи 40 Закона о кадастре, статья 64 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 61, 72 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

Из приведенных норм права следует, что исковое требование об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ или исправления реестровой ошибки.

Из материалов реестровых дел следует, что сведения о границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер 13:23:0909220:116, общей площадью 555 кв. м., внесены в государственный реестр недвижимости на основании межевого плана от 15 августа 2007 г., составленного кадастровым инженером ИП Сомовой О.В.

Земельный участок с кадастровым номером 13:23:0909220:127, расположенный в с/т «Отдых», площадью 450 кв.м. является собственностью Салмова Е.А.. Данные о местоположении границ земельного участка вносились в государственный реестр недвижимости 15 января 2008 г. на основании описания границ в землеустроительном деле № 2183 от 10 января 2008 г. ООО «Геоком».

Земельный участок с кадастровым номером 13:23:0909220:8, расположенный в с/т «Отдых», площадью 420 кв.м. является собственностью Дурнайкиной А.В. Данные о местоположении границ земельного участка вносились в государственный реестр недвижимости 04 июля 2007 г. на основании описания от 22 июня 2005 г. МП «Кадастр» землеустраителем ФИО1

Земельный участок с кадастровым номером 13:23:0909220:117, расположенный в с/т «Отдых», площадью 473 кв.м. является собственностью Макаровой Н..А. Данные о местоположении границ земельного участка вносились в государственный реестр недвижимости 22 января 2008 г. на основании описания границ в землеустроительном деле № 2183 от 10 января 2008 г. ООО «Геоком».

Многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 13:23:0000000:2945 является собственностью Российской Федерации, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: лесной участок, целевое назначение лесов – леса 1 группы. Граница земельного участка состоит из 16 контуров. Данные о местоположении границ земельного участка с кадастровый номер 13:23:0000000:2945 вносились в государственный реестр недвижимости на основании межевого плана б/н от 25 июня 2015 г., составленного кадастровым инженером Терехиным Р.В. по заказу ФГКУ «Рослесресурс».

В соответствии с пунктом третьим статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Так, пунктом первым статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части первой статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В силу части шестой статьи 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (часть шестая статьи 47 указанного Закона).

Согласно заключению эксперта № 110/18 от 22 марта 2018 г. выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 13:23:0909220:116, расположенного по адресу: <адрес> по данным государственного реестра недвижимости проходят по точкам 1-2-3-4-1. Описание закрепления на местности отсутствует. Согласно координатам участок расположен на земельном участке кадастровый номер 13:23:0909220:8, находящимся в фактическом пользовании Дурнайкиной А.В., являющейся собственницей данного земельного участка.

По фактическому месторасположению границ земельного участка с кадастровым номером 13:23:0909220:116 подготовлена схема № 1, приложение 1 (каталог координат). Границы земельного участка с кадастровым номером 13:23:909220:116 по фактическому месторасположению границ проходят по точкам 1-2-3-4-5-6-7-8-1. От т.1 до т.2 граница проходит по меже и деревянным колышкам; от т.2 до т.3 по деревянному забору; от т.3 до т.1 по меже. Северную часть земельного участка с кадастровым номером 13:23:0909220:116 по фактическому пользованию пересекает земельный участок с кадастровым номером 13:23:0000000:2945 по сведениям ЕГРН на расстояние от 1,34 м. до 9,97 м. Площадь наложения составила 178 кв.м. Восточная граница земельного участка с кадастровым номером 13:23:0909220:116 (от т.3 до т.6) граничит с земельным участком с кадастровым номером 13:23:0909220:117, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости; южная (от т.6 до т.7) граничит с землями общего пользования (проезд к земельным участкам); западная (от т. 7 до т.8) граничит с земельным участком с кадастровым номером 13:23:0909220:127, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости. В правоустанавливающих/правоудостоверяющих документах отсутствуют сведения о месторасположе­нии границ, в связи с этим сравнить соответствует ли фактическое месторасположение границ земельного участка с кадастровым номером 13:23:0909220:116, расположенного по адресу: <адрес>, правоустанавливающим/правоудостоверяющим документам не представляется возможным.

Площадь по фактическому месторасположению границ не соответствует площади правоустанавливающих/правоудостоверяющих документов. Площадь земельного участка по фактическому пользованию составила 569 кв.м., по сведениям ЕГРН составляет 555 кв.м.

Таким образом, фактические границы земельного участка не соответствуют границам земельного участка по данным ЕГРН, то есть имеется кадастровая (реестровая) ошибка.

В заключении эксперта предложено два варианта прохождения границ земельного участка с кадастровым номером 13:23:0909220:116, расположенного по адресу: <адрес> с учетом площади земельного участка по фактическому пользованию 569 кв.м. и площади, указанной в правоудостоверяющих документах 555 кв.м. и подготовлены схемы № 3,4,5 (приложение 1), каталог координат границ земельного участка по предложенным вариантам (приложение 2).

В судебном заседании эксперт ФИО2 подтвердил выводы, изложенные в экспертном заключении, пояснив, что исследования проводились путем осмотра, анализа фактического состояния, обмера фактических границ исследуемых земельных участков, изучения материалов гражданского дела. На местности были выполнены геодезические и линейно-угловые измерения ограждений, построек, насаждений тахеометром. Привязка на местности осуществлялась с помощью комплекта спутниковой геодезической аппаратуры. Местоположение фактических границ исследуемых земельных участков определялось по характерных точкам-заборам, строениям, меже, указанной собственником земельных участков. Результаты измерений, вычисление углов поворота, определение длин линий и вычисление площади изучаемых земельных участков произведены в действующей системе координат СК-13. Фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером 13:23:0909220:116, в том числе и смежной границы с земельным участком с кадастровым номером 13:23:0000000:2945, не соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРН.Межевой план плана б/н от 25 июня 2015 г., на основании которого определены границы земельного участка с кадастровым номером 13:23:0000000:2945 подготовлен картометрическим методом без привязки точек на местности, крепление точек проведено по имеющимся сведениям о границах земельных участков, поставленных на кадастровый учет ранее. Сведения о границах земельного участка кадастровый номер 13:23:0909220:116 в ЕГРН не соответствовали фактическому местоположению границ, в связи, с чем границы участка лесного фонда определены по данному участку.

Кроме того, экспертом ФИО2 представлено дополнение к заключению эксперта №110/18 от 22 марта 2018 г., в котором представлен каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером 13:23:0000000:2945, пересекающих границы земельного участка с кадастровым номером 13:23:0909220:116 в следующих координатах: Т.1168 (X 391071,68 Y1287326,15); Т.1167 (X 391064,02 Y1287325,48); Т.1166 (X 391071,60 Y1287296,20).

Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения экспертизы, поскольку она была назначена и проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, подготовлена компетентными специалистами в соответствующей области, имеющими образование и стаж работы в указанной области, которые в установленном законом порядке предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд находит, что в сведениях Единого государственного реестра недвижимости имеется реестровая ошибка о месторасположении границ земельного участка с кадастровым номером 13:23:0909220:116, в том числе в части пересечения смежной границы с земельным участком с кадастровым номером 13:23:0000000:2945, обусловленная самой технологией и методикой производства кадастровых работ при межевании участка лесного фонда, граница которого определялась картографическим способом, без уточнения на местности.

С учетом заключения проведенной по делу экспертизы, суд считает необходимым установить границы земельного участка кадастровым номером 13:23:0909220:116, принадлежащего истцу Макаровой Н.А. исходя из площади, указанной в правоустанавливающих документах 555 кв.м. (схема № 4, каталог координат в приложении №2) и исключить из сведений Единого государственного реестра недвижимости сведения о месторасположении границы земельного участка с кадастровым номером 13:23:0000000:2945 в части пересечения смежной границы с земельным участком с кадастровым номером 13:23:0909220:116, в соответствии с каталогом координат в дополнении к заключению эксперта № 110/18 от 22 марта 2018 г. приложением 3 экспертного заключения. При этом, такое исправление реестровой ошибки не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права Российской Федерации на объект недвижимости, в связи с чем, по существу не влечет нарушение прав собственника.

Статьей 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об акционерных обществах». Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.8); принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 5.35 (1)); принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 5.35 (2)); принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 5.35 (3)); выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами (пункт 5.40).

От имени Российской Федерации управление, распоряжение, использование лесных участков в составе земель лесного фонда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, то есть Росимуществом.

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, в силу Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 г. № 374, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5.4.12 Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, обеспечение проектирования лесничеств и лесопарков, а также закрепление на местности местоположения их границ, относится к полномочиям Рослесхоза.

Таким образом, Федеральное агентство лесного хозяйства является органом специальной компетенции, осуществляющим функции управления в сфере лесных отношений.

Согласно Приложению к приказу Рослесхоза от 19 июня 2015 г. № 203, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Приволжского федерального округа.

Из статьи 8 Федерального закона от 04. декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» следует, что леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации

Полномочия по установлению и изменению границ указанных лесов осуществляет Департамент Федерального агентства лесного хозяйства, действующий на территории Приволжского федерального округа по поручению Рослесхоза.

Принимая во внимание изложенное, суд находит исковые требования Макаровой Н. А. к Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области об установлении местоположения границ земельного участка, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о месторасположении границы земельного участка, подлежат удовлетворению.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Макаровой Н. А. к Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области об установлении местоположения границ земельного участка, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о месторасположении границы земельного участка, удовлетворить.

Установить месторасположение границ земельного участка, принадлежащего Макаровой Н. А. на праве собственности, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер 13:23:0909220:116, общей площадью 555 кв. м. в следующих координатах:

Т.1 (X 391072,78 Y1287296,17); Т.2 (Х 391073,77 Y 1287326,32); Т.З (Х 391071.68 Y 1287326,14); Т.4 (Х 391054,43 Y 1287324,67); Т.5 (Х391053,82 Y 1287296,79); Т.6 (Х 391071,60 Y 1287296,20); Т.1 (X 391072,78 Y1287296,17).

Исключить из сведений Единого государственного реестра недвижимости сведения о месторасположении границы земельного участка с кадастровым номером 13:23:0000000:2945, в части пересечения смежной границы с земельным участком с кадастровым номером 13:23:0909220:116, в следующих координатах:

Т.1168 (X 391071,68 Y1287326,15); Т.1167 (X 391064,02 Y1287325,48); Т.1166 (X 391071,60 Y1287296,20).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия С.Г. Скуратович

Мотивированное решение суда изготовлено 04 июня 2018 г.

2-138/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Макарова Надежда Алексеевна
Ответчики
Федеральное агентство лесного хозяйства
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Другие
Дурнайкина Анна Васильевна
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия
Кадастровой инженер Сомова Ольга Владимировна
кадастровый инженер Терехин Роман Викторович
Администрация городского округа Саранск
Конищев Станислав Игоревич
Тайнов Николай Юрьевич
Федеральное государственное казенное учреждение "Рослесресурс"
Дурнайкин Александр Андреевич
Решетникова Юлия Кимовна
Управление Росреестра по Республике Мордовия
ФГБУ "Рослесинфорг" Центрлеспроект"
Салмин Егор Александрович
Суд
Ленинский районный суд г. Саранск Республики Мордовия
Судья
Скуратович Светлана Геннадьевна
Дело на странице суда
leninsky.mor.sudrf.ru
20.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2020Передача материалов судье
20.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2020Подготовка дела (собеседование)
20.05.2020Подготовка дела (собеседование)
20.05.2020Подготовка дела (собеседование)
20.05.2020Подготовка дела (собеседование)
20.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Производство по делу возобновлено
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2020Дело передано в архив
31.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее