РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
гор. Брянск 27 декабря 2017 года
Советский районный суд гор. Брянска в составе
председательствующего судьи Курнаевой Г.В.
при секретаре Беловой О.В.,
с участием административного истца Литвиненко А.Н.,
представителя административного ответчика Толстенкова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Литвиненко А.Н. к Брянской таможне об оспаривании действий и требования об уплате таможенных платежей,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Литвиненко А.Н. обратился с административным иском к Брянской таможне об оспаривании действий и требования об уплате таможенных платежей, при этом ссылался на то, что он является гражданином Украины, 22.11.2015 года им на территорию Российской Федерации был ввезен автомобиль Opel Kadet №..., <дата> выпуска, через год он должен был вывести автомобиль на территорию Украины. В установленный срок ему не удалось это сделать по причине болезни. В продлении временного ввоза было отказано. Вывести автомобиль в Украину не смог, поскольку на границе необходимо было оплатить пошлину в размере 250000 руб. или автомобиль должен быть конфискован, поскольку таких денег у него не было, он вернулся обратно.
В июне 2017 года ответчиком было выставлено требование об уплате таможенных платежей в размере 304414 руб., при стоимости автомобиля 20000 руб. в нерабочем состоянии.
С указанными действиями ответчика и выставленным требованием об уплате таможенных платежей не согласен, таможенная пошлина в размере 304314 руб. подлежит аннулированию, а автомобиль вывезен на территорию Украины, поскольку уплатить такую сумму он не имеет возможности, так как у него на иждивении двое детей.
Административный истец в судебном заседании поддержал административный иск, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Толстенков Д.В., действующий на основании доверенности, административный иск не признал, просил отказать в удовлетворении иска, поскольку 22.11.2015 года по пассажирской таможенной декларации на таможенном посту МАПП Троебортное Брянской таможни оформлен временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства Opel Kadet регистрационный №..., <дата> выпуска, идентификационный №... сроком до 22.11.2016 года. В указанный срок транспортное средство не было вывезено, до настоящего времени находится на территории Российской Федерации. Следовательно, у заявителя возникла обязанность по уплате таможенных платежей. Оспариваемое требование об уплате таможенных платежей и действия сотрудников таможни по его выставлению соответствуют требованиям закона.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Порядок ввоза физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь, и Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее Соглашение) и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Согласно части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
Частью 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
РџСЂРё этом, РІ соответствии СЃ пунктом 15 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ совершения таможенных операций РІ отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, Рё отражении факта признания таких товаров РЅРµ находящимися РїРѕРґ таможенным контролем, утвержденной Решением РљРѕРјРёСЃСЃРёРё Таможенного СЃРѕСЋР·Р° РѕС‚ 18.06.2010 в„– 311 РїСЂРё выпуске временно ввозимых транспортных средств для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, СЃ освобождением РѕС‚ уплаты таможенных платежей, РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј Рё дополнительных листах РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ формуляра декларации должностным лицом таможенного органа РІ графу «Для служебных отметок» вносится запись: «Срок временного РІРІРѕР·Р° РґРѕ __________В» СЃ указанием даты (день, месяц Рё РіРѕРґ) включительно, РґРѕ истечения которой декларант обязан обратиться РІ таможенный орган Р·Р° продлением СЃСЂРѕРєР° временного РІРІРѕР·Р°, вывезти транспортные средства СЃ таможенной территории либо совершить иные действия, предусмотренные международными договорами Рё актами, составляющими право РЎРѕСЋР·Р°.
В соответствии со статьей 11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз. До истечения срока временного ввоза указанные транспортные средства подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным Кодексом Таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 5 названного Соглашения товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС и данным Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории Таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
При этом, в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 14 Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, считается день истечения срока их временного ввоза.
В силу статьи 75 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, являются объектом обложения таможенными пошлинами, налогами.
РР· вышеприведенных правовых РЅРѕСЂРј следует, что прекращение обязанности РїРѕ уплате таможенных пошлин Рё налогов РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РїСЂРё вывозе транспортного средства физическим лицом, осуществленном РІ пределах СЃСЂРѕРєР° временного РІРІРѕР·Р°. Р’ случае если обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществляется РїРѕ истечении установленного таможенным органом СЃСЂРѕРєР° временного РІРІРѕР·Р°, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном частью 7 статьи 14 Соглашения.
Таким образом, вывоз транспортного средства физическим лицом по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза не влечет за собой прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
При этом основанием для начисления таможенных пошлин и налогов является факт не вывоза автомобиля в установленный срок.
Как следует из материалов дела и установлено судом 22.11.2015 года по пассажирской таможенной декларации на таможенном посту МАПП Троебортное Брянской таможни оформлен временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства Opel Kadet регистрационный №..., <дата> выпуска, идентификационный №... сроком до 22.11.2016 года.
В указанный срок транспортное средство не было вывезено, до настоящего времени находится на территории Российской Федерации.
Следовательно, у заявителя возникла обязанность по уплате таможенных платежей в порядке, установленном частью 7 статьи 14 Соглашения, а требование Брянской таможни об уплате таможенных платежей № 1955 от 26.06.2017 г. соответствует положениям таможенного законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Указанное требование выставлено 26.06.2017 г. с соблюдением сроков, установленных частью 5 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», т.е. в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта неуплаты, зафиксированного таможенным органом в акте №... от 21.06.2017 г.
В связи с тем, что обращения в Брянскую таможню для продления срока временного ввоза транспортного средства со стороны Литвиненко А.Н. не было, транспортное средство, ввезенное на территорию Российской Федерации по пассажирской таможенной декларации, находилось на территории России в течение одного года, обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства не осуществлен до настоящего времени, оснований для освобождения от уплаты начисленных Брянской таможней таможенных платежей не имелось.
Частью 1 статьи 93 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, а в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, - таможенным органом государства - члена таможенного союза, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Пунктом 1 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов Таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный Таможенным кодексом Таможенного союза срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней. До применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей, в соответствии со статьей 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Согласно статье 151 Закона при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени. За исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 8 настоящей статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Брянской таможней в адрес Литвиненко А.Н. выставлено требование № 1955 от 26.06.2017 г. об уплате таможенных платежей в сумме 284437,75 рублей и пеней в размере 19977,01 рублей, а всего - 304414,76 рублей.
Расчет платежей произведен следующим образом: ставка 3.2 евро за 1 куб. м. объема двигателя (пункты 11,12 приложения 5 к Соглашению между Правительством России, Правительством республики Беларусь и Правительством республики Казахстан от 18.06.2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», объем двигателя-1281 куб.м., курс евро на 22.11.2015 года составлял – 69.3886.
69.3889С…1281С…3.2=284437 СЂСѓР±. 75 РєРѕРї.
Пени за период с 23.11.2016 года по 26.06.2017 года (216 дней) составляет 19977,01 руб.
Суд соглашается с расчетом таможенных платежей и пеней, представленным Брянской таможней, поскольку он произведен в соответствии с требованиями таможенного законодательства.
Довод Литвиненко А.Н. об уважительности причины, по которой он не смог вывезти транспортное средство, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза обратный вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться лишь в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.
Анализ положений названной правовой нормы и статьи 14 Соглашения свидетельствует о том, что перечень оснований для освобождения физического лица от уплаты таможенных платежей является исчерпывающим.
Вместе с тем согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27.04.2001 года № 7-П субъекты таможенных отношений имеют возможность должным образом подтверждать, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей.
Таким образом, право физического лица, перемещающего транспортное средство через таможенную границу Таможенного союза и претендующего на получение льгот по уплате таможенных платежей, сопряжено с обязанностью, предусматривающей определенную степень заботливости и осмотрительности в отношении такого транспортного средства. Данная обязанность имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через границу и не зависит от вины лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов, либо внешних обстоятельств, препятствующих ее исполнению (болезнь члена семьи, поломка, последующий ремонт и прочие).
Однако, обстоятельства, на которые ссылается Литвиненко А.Н. – наличие заболевания, не могут быть признаны непреодолимым препятствием для надлежащего исполнения таможенных обязанностей, поскольку согласно представленным медицинским документам Литвиненко А.Н. имел возможность переместить ввезенное им транспортное средство в установленный срок, поскольку на больничном листе он находился до 21.11.2016 года, то есть до истечения временного срока ввоза транспортного средства, кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», в случае смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине допускается передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными транспортными средствами для личного пользования иными лицами с целью вывоза таких транспортных средств за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза в разрешения таможенного органа, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом, имел возможность предоставить третьему лицу право пользования транспортным средством для его вывоза с территории Российской Федерации.
Литвиненко А.Н. не было реализовано право на своевременный вывоз транспортного средства с территории Российской Федерации, а также он не передал третьему лицу право пользования данным транспортным средством с целью своевременного вывоза транспортного средства с территории Российской Федерации.
На все обращения административного истца и его жены, таможенными органами давались обоснованные ответы с учетом возможного разрешения проблемы.
Наличие на иждивении несовершеннолетних детей не является основанием для освобождения от уплаты начисленных таможенных платежей и возможностью вывоза транспортного средства с территории Российской Федерации без уплаты пошлины.
Каких-либо оснований для прекращения принудительного взыскания таможенных платежей, предусмотренных пунктом 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза, не установлено.
Следовательно, суд приходит к выводу, что оспариваемое требование принято в соответствии с законом в пределах полномочий таможенного органа, его принятие не свидетельствует о нарушении прав административного истца, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено, оспариваемое требование вынесено Брянской таможней 26.06.2017 года. 08.07.2017 года указанное требование получено Литвиненко А.Н. Настоящее заявление направлено Литвиненко А.Н. в суд 08.11.2017 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с данными требованиями пропущен.
При этом, первоначальное заявление Литвиненко А.Н. направлялось в суд 18 октября 2017 года, с пропуском установленного законом срока.
Ходатайство о восстановлении срока не заявлялось, уважительных причин пропуска срока не представлялось.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска
Руководствуясь статьями 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении административного иска Литвиненко А.Н. к Брянской таможне об оспаривании действий и требования об уплате таможенных платежей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.В.Курнаева
Решение принято в окончательном виде 29.12.2017 года.