Решение по делу № 12-7/2020 от 05.02.2020

Дело № 12-7/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Лахденпохья Республика Карелия 18 марта 2020 года

Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия Назарова Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Омбудсмен» в интересах Общества с ограниченной ответственностью «Лахденпохский водоканал» на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. №10-01/2019/076 от 25.12.2019 Общество с ограниченной ответственностью «Лахденпохский водоканал» (далее по тексту ООО «Лахденпохский водоканал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 14 000 рублей.

Представитель ООО «Омбудсмен» Грекова В.С., действующая в интересах ООО «Лахденпохский водоканал», обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, полагая его подлежащим отмене. Ссылаясь на положения ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указала, что результаты проверки, проведённой органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании юридического лица, индивидуального предпринимателя (ст.20 ФЗ). Ссылаясь на положения ч.3 ст.26.2 КоАП РФ указали, что заверенная печатью копия распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) в адрес Общества не направлялась, представителю Общества не вручалась. О внеплановой проверке Общество не уведомлялось. Акты, фиксирующие результаты проведенных мероприятий, в адрес ООО «Лахденпохский водоканал» не передавались. Невозможность участия представителя ООО «Лахденпохский водоканал» при проведении проверки и отборе проб сточной воды, а также отсутствие акта проверки и распоряжения о ее проведении не позволили проверяемому лицу установить результаты контрольных мероприятий, проверить их обоснованность и в полной мере воспользоваться своим правом на оспаривание результатов данных мероприятий, что является существенным нарушением его прав. Таким образом, материалы, составленные органом контроля, не могли являться допустимыми доказательствами при рассмотрении административного дела. Кроме того указала, что в нарушение ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено при отсутствии данных о надлежащем извещении ООО «Лахденпохский водоканал» о времени и месте рассмотрении дела, поскольку в нарушение пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи извещение о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении хранилось в почтовом отделении менее 30 дней с даты поступления. Также указали, что согласно обжалуемому постановлению от ДД.ММ.ГГГГ наличие вины ООО «Лахденпохский водоканал» в совершении административного правонарушения подтверждается результатами лабораторных исследований сточной воды (протокол лабораторных исследований сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ-х). К дате рассмотрения дела об административном правонарушении указанные результаты исследований утратили юридическую силу и не могли быть использованы надзорным органом в качестве доказательств по делу. ООО «Лахденпохский водоканал» не уведомлялось о дате, времени и месте отбора проб сточной воды, ООО «Лахденпохский водоканал» было лишено возможности участия в ходе выполнения отбора проб. Отбор, консервация и хранение проб сточной воды, а также лабораторные исследования сточной воды выполнены надзорным органом с нарушением норм действующего законодательства.

Представители ООО «Лахденпохский водоканал» и ООО «Омбудсмен», будучи уведомлены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громова М.Д. просил рассмотреть жалобу без его участия. В возражениях на жалобу указал на законность принятого решения о привлечение ООО «Лахденпохский водоканал» к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ, посчитав доводы автора жалобы необоснованными.

Оценив доводы жалобы, исследовав материал об административном правонарушении и дополнительные материалы, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Административная ответственность по ст. 8.33 КоАП РФ наступает за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Согласно оспариваемому постановлению, ДД.ММ.ГГГГ в ходе административного расследования в отношении ООО «Лахденпохский водоканал», возбужденного по факту выявленного административного правонарушения в ходе проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и прогнозирования состояния исполнения таких требований осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности, при рассмотрении отчетов представленных ООО «Лахденпохский водоканал» за ДД.ММ.ГГГГ: отчет о выполнении условий использования водного объекта по ООО «Лахденпохский водоканал» за 1 квартал 2019; отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий по ООО «Лахденпохский водоканал» за 1 квартал 2019; копия протокола лабораторных исследований сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ-х, установлено, что ООО «Лахденпохский водоканал» осуществляет сброс сточных, в том числе дренажных вод, в озеро Ладожское - водоем высшей категории рыбохозяйственного значения в <адрес>. В соответствии с данными, содержащимися в протоколе лабораторных исследований сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ-х, превышение предельно-допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах составляет по следующим показателям: аммоний-ион – в 28,0 раза (фактически – 1,4 мг/дм3; норматив – 0,5мг/дм3); железо – в 6.1 раза (фактически – 0,61мг/дм3; норматив – 0,1 мг/дм3).

Вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, составленном в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, решением Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ООО «Лахденпохский водоканад» водного объекта в пользование, протоколом лабораторных исследований сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ-х.

В силу положений ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пп.1, 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Пунктом 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу положений ст. 39 ФЗ №7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 50 ФЗ от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что при осуществлении разного рода деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Подп. «г» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 №380, определено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания, в том числе являются: предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 №552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственого значения (таблица №1 приложения к Приказу), а также нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения (таблица №2 приложения к Приказу).

Ссылка автора жалобы на нарушение положений Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» несостоятельна, поскольку в отношении ООО «Лахденпохский водоканал» ни плановая, ни внеплановая проверки не проводились. Кроме того, в силу п. 3 ч. 3 ст. 1 данного Федерального закона, его положения не применяются при проведении административного расследования. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении на основании ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ и проведении административного расследования в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ в отношении ООО «Лахденпохский водоканал» было принято по результатам систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и прогнозирования состояния исполнения таких требований при осуществлении юридическим лицом своей деятельности, а именно при рассмотрении отчетов, представленных ООО «Лахденпохский водоканал» за 1 квартал 2019 года, в том числе протокола лабораторных исследований сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ-х, в котором были зафиксированы показатели состава сточных вод. В процессе административного расследования, вопреки доводам жалобы, отборы проб сточных вод и лабораторные исследования сотрудниками надзорного органа не проводились.     

Не соответствуют положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и указание в жалобе о невозможности использования в качестве доказательств по делу результатов лабораторных исследований сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в силу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды составляет 1 год.

Противоречит фактическим данным и утверждение автора жалобы о ненадлежащим извещении ООО «Лахденпохский водоканал» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку как следует из материалов дела определение о назначении времени и места рассмотрения дела от ДД.ММ.ГГГГ после неудачной попытки вручения адресату ДД.ММ.ГГГГ ровно через месяц - ДД.ММ.ГГГГ было направлено отправителю.

При таких обстоятельствах, оснований для изменения или отмены постановления не нахожу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. №10-01/2019/076 от 25 декабря 2019 года - оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Омбудсмен» в интересах Общества с ограниченной ответственностью «Лахденпохский водоканал» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения.

    

Судья                 Л.В. Назарова

12-7/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Лахденпохский водоканал"
Другие
ООО "Омбудсмен"
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Назарова Л.В.
Статьи

8.33

Дело на странице суда
lahdenpohsky.kar.sudrf.ru
05.02.2020Материалы переданы в производство судье
13.02.2020Истребованы материалы
19.02.2020Поступили истребованные материалы
19.02.2020Судебное заседание
05.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее