РЈРР”: 36RS0026-01-2020-001134-12 Дело в„– 2Р°-48/2021
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Острогожск 11 февраля 2021 года
Острогожский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Редько О.А.,
РїСЂРё секретаре Рсаенко Рђ.Р.,
с участием административного истца Волнянкина Дмитрия Александровича,
представителя административных ответчиков призывной комиссии Острогожского муниципального района Воронежской области, Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Воронежской области» Министерства обороны Российской Федерации – военного комиссара города Острогожск, Острогожского и Репьевского районов Воронежской области Шаймарданова Ю.Р., действующего на основании доверенности от 25 ноября 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Волнянкина Дмитрия Александровича к призывной комиссии Острогожского муниципального района Воронежской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения призывной комиссии о признании годным к военной службе незаконным,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Волнянкин Р”.Рђ. обратился РІ Острогожский районный СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Острогожского муниципального района Воронежской области Рѕ признании незаконным решения призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рѕ признании годным Рє военной службе, указав РІ заявлении, что состоит РЅР° РІРѕРёРЅСЃРєРѕРј учете РІ военном комиссариате Рі.Острогожска, Острогожского Рё Репьевского районов, решением призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕРЅ признан годным Рє прохождению военной службы. Считает данное решение незаконным Рё необоснованным, поскольку РїСЂРё прохождении медицинского освидетельствования членами призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РЅРµ были учтены его жалобы РЅР° состояние Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, Р° также представленные РёРј медицинские документы, что является грубым нарушением положений Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїСЂРё призыве РЅР° военную службу Рё лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Р Р¤, получивших отсрочки РѕС‚ призыва РЅР° военную службу РїРѕ состоянию Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏВ». РџСЂРё невозможности вынесения медицинского заключения годности гражданина Рє военной службе РїРѕ состоянию Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ РІ С…РѕРґРµ медицинского освидетельствования гражданин направляется РЅР° амбулаторное или стационарное медицинское обследование РІ медицинскую организацию, после которого назначается повторное медицинское освидетельствование Рё заседание медицинской РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ учетом предполагаемого СЃСЂРѕРєР° завершения указанного обследования. Однако РѕРЅ РЅРµ был направлен РІ медицинское учреждение для освидетельствования, что существенно нарушило его законные права. РџСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным Рё отменить решение призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Острогожского муниципального района Воронежской области РѕС‚ 02 декабря 2020 РіРѕРґР° Рѕ признании его годным Рє военной службе.
Определением Острогожского районного суда от 14 января 2021 года Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Воронежской области» Министерства обороны Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве соответчика по настоящему административному делу.
В судебном заседании административный истец Волнянкин Д.А. заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, при этом пояснил, что призывной комиссией не были учтены его устные жалобы на состояние здоровья, не было проведено дополнительное медицинское освидетельствование в медицинской организации, чем нарушили его права и законные интересы. Просит признать решение призывной комиссии о признании его годным к военной службе незаконным и отменить спорное решение.
Представитель административных ответчиков призывной комиссии Острогожского муниципального района Воронежской области, ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» Министерства обороны РФ Шаймарданов Ю.Р. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в личном деле призывника Волнянкина Д.А. имеются все медицинские документы, на основании которых было вынесено решение о признании его годным к военной службе, дополнительные медицинские документы, которые могли послужить основанием к пересмотру решения о категории годности к военной службе и отмене принятого решения, представлено не было. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав административного истца Волнянкина Д.А., представителя административных ответчиков призывной комиссии Острогожского муниципального района Воронежской области, ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» Министерства обороны РФ Шаймарданова Ю.Р., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлений в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных законом, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе (пункты 1,2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», граждане при постановке на воинский учет, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Закона №53-ФЗ).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования Рё освидетельствования. РџСЂРё обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством СЃР±РѕСЂР° Рё анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза Рё осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических Рё иных исследований, предшествующих освидетельствованию РІ целях, указанных РІ пункте 1 настоящего Положения. РџСЂРё освидетельствовании проводятся изучение Рё оценка состояния Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё физического развития граждан РЅР° момент проведения экспертизы РІ целях определения РёС… годности Рє военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) РїРѕ конкретным военноВучетным специальностям, обучению (службе) РїРѕ специальностям РІ соответствии СЃ занимаемой должностью, решения РґСЂСѓРіРёС… РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, предусмотренных законодательными Рё иными нормативными правовыми актами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РґСЂСѓРіРёС… федеральных органов исполнительной власти, РІ которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), СЃ учетом результатов ранее проведенного обследования Рё СЃ вынесением письменного заключения. РџРѕРґ определившимся врачебно-экспертным РёСЃС…РѕРґРѕРј понимается такое состояние Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, РєРѕРіРґР° результаты обследования Рё лечения дают основание военно-врачебной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё вынести заключение Рѕ категории годности Рє военной службе (приравненной службе) Рё РєРѕРіРґР° дальнейшее лечение РЅРµ приведет Рє изменению категории годности Рє военной службе (приравненной службе).
В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы; граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению №1.
Согласно пункту 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей- специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Закона № 53-ФЗ).
РџСЂРё несогласии гражданина СЃ заключением военно-врачебной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, Р° также СЃ результатом освидетельствования, проведенного РІ рамках работы призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё или РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ постановке граждан РЅР° РІРѕРёРЅСЃРєРёР№ учет, гражданин имеет право РЅР° производство независимой военно-врачебной экспертизы РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном Положением Рѕ независимой военноВврачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 28 июля 2008 РіРѕРґР° в„– 574 (РїСѓРЅРєС‚ 8 указанного Положения).
РР· указанных правовых РЅРѕСЂРј следует, что решение призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ отношении призывника непосредственно зависит РѕС‚ результатов медицинского освидетельствования Рѕ годности призывника Рє военной службе.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами административного дела Волнянкин Д.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Острогожск, Острогожского и Репьевского районов Воронежской области с 19 января 2017 года. Согласно пп.а п.1 ст.22 Федерального закона РФ от 28.03.1998г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» Волнянкин Д.А. является гражданином, подлежащим призыву на военную службу (л.д. 54-73).
По результатам прохождения медицинского освидетельствования 02 декабря 2020 года врачами - специалистами была определена категория годности Волнянкина Д.А. «<данные изъяты> - годен к военной службе».
Решением призывной комиссии по г.Острогожск, Острогожского и Репьевского районом Воронежской области от 02 декабря 2020 года (протокол №10) Волнянкин Д.А. был призван на военную службу (л.д.77).
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.2020 года №581 «О призыве в октябре - декабре 2020 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» с 01 октября по 31 декабря 2020 года осуществляется призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 7 года №63-ФЗ призыву на военную службу.
Согласно протоколу № 10 решения от 02 декабря 2020 года призывной комиссии Острогожского муниципального района Воронежской области на основании пункта «а» статьи 22 Федерального закона РФ от 28.03.1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» Волнянкин Д.А. призван на военную службу, установлена категория годности «<данные изъяты>», показатель предназначения «<данные изъяты>».
Доводы Волнянкина Д.А. о наличии у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по призыву, не подтверждаются медицинскими документами. При этом наличие у истца заболеваний с той степенью нарушения функций, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории негодности (ограниченной годности) гражданина к военной службе, по состоянию на момент прохождения медицинского освидетельствования врачебной комиссией не подтверждено.
Административным истцом суду не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования он имел заболевания, дающие основания для установления ему иной категории годности, а равно того, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушение, которые привели к принятию необоснованного решения.
Между тем, именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств того, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов.
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.
Вынесенное военно-врачебной комиссией заключение о категории годности действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в данном заключении. При этом повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее.
РџСЂРё несогласии гражданина СЃ заключением военно-врачебной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, Р° также СЃ результатом освидетельствования, проведенного РІ рамках работы призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё или РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ постановке граждан РЅР° РІРѕРёРЅСЃРєРёР№ учет; гражданин имеет право РЅР° производство независимой военно-врачебной экспертизы РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном Положением Рѕ независимой военноВврачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 28.07.2008 РіРѕРґР° в„– 574.
Суд полагает необходимым отметить, что, считая себя негодным к военной службе, Волнянкин Д.А не воспользовался вышеуказанным правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 574, так же как и административный истец не лишен был возможности представить соответствующее экспертное заключение в суд самостоятельно, поскольку обязанность бремя доказывания наличия заболеваний, дающих основания для установления категории годности возложено на истца.
Более того административный истец не был лишен возможности ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, однако, как следует из материалов дела, указанным правом не воспользовался.
Медицинское освидетельствование в отношении административного истца проводилось в строгом соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства №565 от 04.07.2013года. Диагнозов, которые могли бы подойти под действие статей Расписания болезней соответствующих категории годности к военной службе - «В – ограниченно годен к военной службе», у него не имеется.
Заболеваний, повлекших бы освобождение от призыва на военную службу у административного истца не выявлено. Оснований для применения иных пунктов вышеуказанных статей Расписания болезней не имеется.
На основании изложенного, с учетом того, что доказательств нарушения своих прав, либо незаконности оспариваемого решения административный истец в суд не представил, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение призывной комиссии совершено в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Волнянкина Д.А. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении административного иска Волнянкина Дмитрия Александровича к призывной комиссии Острогожского муниципального района Воронежской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения призывной комиссии о признании годным к военной службе незаконным – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Воронежский областной суд через Острогожский районный суд.
Председательствующий подпись О.А.Редько
Мотивированное решение суда изготовлено 26 февраля 2021 года.
РЈРР”: 36RS0026-01-2020-001134-12 Дело в„– 2Р°-48/2021
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Острогожск 11 февраля 2021 года
Острогожский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Редько О.А.,
РїСЂРё секретаре Рсаенко Рђ.Р.,
с участием административного истца Волнянкина Дмитрия Александровича,
представителя административных ответчиков призывной комиссии Острогожского муниципального района Воронежской области, Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Воронежской области» Министерства обороны Российской Федерации – военного комиссара города Острогожск, Острогожского и Репьевского районов Воронежской области Шаймарданова Ю.Р., действующего на основании доверенности от 25 ноября 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Волнянкина Дмитрия Александровича к призывной комиссии Острогожского муниципального района Воронежской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения призывной комиссии о признании годным к военной службе незаконным,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Волнянкин Р”.Рђ. обратился РІ Острогожский районный СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Острогожского муниципального района Воронежской области Рѕ признании незаконным решения призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рѕ признании годным Рє военной службе, указав РІ заявлении, что состоит РЅР° РІРѕРёРЅСЃРєРѕРј учете РІ военном комиссариате Рі.Острогожска, Острогожского Рё Репьевского районов, решением призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕРЅ признан годным Рє прохождению военной службы. Считает данное решение незаконным Рё необоснованным, поскольку РїСЂРё прохождении медицинского освидетельствования членами призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РЅРµ были учтены его жалобы РЅР° состояние Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, Р° также представленные РёРј медицинские документы, что является грубым нарушением положений Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїСЂРё призыве РЅР° военную службу Рё лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Р Р¤, получивших отсрочки РѕС‚ призыва РЅР° военную службу РїРѕ состоянию Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏВ». РџСЂРё невозможности вынесения медицинского заключения годности гражданина Рє военной службе РїРѕ состоянию Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ РІ С…РѕРґРµ медицинского освидетельствования гражданин направляется РЅР° амбулаторное или стационарное медицинское обследование РІ медицинскую организацию, после которого назначается повторное медицинское освидетельствование Рё заседание медицинской РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ учетом предполагаемого СЃСЂРѕРєР° завершения указанного обследования. Однако РѕРЅ РЅРµ был направлен РІ медицинское учреждение для освидетельствования, что существенно нарушило его законные права. РџСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным Рё отменить решение призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Острогожского муниципального района Воронежской области РѕС‚ 02 декабря 2020 РіРѕРґР° Рѕ признании его годным Рє военной службе.
Определением Острогожского районного суда от 14 января 2021 года Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Воронежской области» Министерства обороны Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве соответчика по настоящему административному делу.
В судебном заседании административный истец Волнянкин Д.А. заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, при этом пояснил, что призывной комиссией не были учтены его устные жалобы на состояние здоровья, не было проведено дополнительное медицинское освидетельствование в медицинской организации, чем нарушили его права и законные интересы. Просит признать решение призывной комиссии о признании его годным к военной службе незаконным и отменить спорное решение.
Представитель административных ответчиков призывной комиссии Острогожского муниципального района Воронежской области, ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» Министерства обороны РФ Шаймарданов Ю.Р. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в личном деле призывника Волнянкина Д.А. имеются все медицинские документы, на основании которых было вынесено решение о признании его годным к военной службе, дополнительные медицинские документы, которые могли послужить основанием к пересмотру решения о категории годности к военной службе и отмене принятого решения, представлено не было. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав административного истца Волнянкина Д.А., представителя административных ответчиков призывной комиссии Острогожского муниципального района Воронежской области, ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» Министерства обороны РФ Шаймарданова Ю.Р., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлений в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных законом, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе (пункты 1,2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», граждане при постановке на воинский учет, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Закона №53-ФЗ).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования Рё освидетельствования. РџСЂРё обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством СЃР±РѕСЂР° Рё анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза Рё осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических Рё иных исследований, предшествующих освидетельствованию РІ целях, указанных РІ пункте 1 настоящего Положения. РџСЂРё освидетельствовании проводятся изучение Рё оценка состояния Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё физического развития граждан РЅР° момент проведения экспертизы РІ целях определения РёС… годности Рє военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) РїРѕ конкретным военноВучетным специальностям, обучению (службе) РїРѕ специальностям РІ соответствии СЃ занимаемой должностью, решения РґСЂСѓРіРёС… РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, предусмотренных законодательными Рё иными нормативными правовыми актами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РґСЂСѓРіРёС… федеральных органов исполнительной власти, РІ которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), СЃ учетом результатов ранее проведенного обследования Рё СЃ вынесением письменного заключения. РџРѕРґ определившимся врачебно-экспертным РёСЃС…РѕРґРѕРј понимается такое состояние Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, РєРѕРіРґР° результаты обследования Рё лечения дают основание военно-врачебной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё вынести заключение Рѕ категории годности Рє военной службе (приравненной службе) Рё РєРѕРіРґР° дальнейшее лечение РЅРµ приведет Рє изменению категории годности Рє военной службе (приравненной службе).
В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы; граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению №1.
Согласно пункту 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей- специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Закона № 53-ФЗ).
РџСЂРё несогласии гражданина СЃ заключением военно-врачебной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, Р° также СЃ результатом освидетельствования, проведенного РІ рамках работы призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё или РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ постановке граждан РЅР° РІРѕРёРЅСЃРєРёР№ учет, гражданин имеет право РЅР° производство независимой военно-врачебной экспертизы РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном Положением Рѕ независимой военноВврачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 28 июля 2008 РіРѕРґР° в„– 574 (РїСѓРЅРєС‚ 8 указанного Положения).
РР· указанных правовых РЅРѕСЂРј следует, что решение призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ отношении призывника непосредственно зависит РѕС‚ результатов медицинского освидетельствования Рѕ годности призывника Рє военной службе.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами административного дела Волнянкин Д.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Острогожск, Острогожского и Репьевского районов Воронежской области с 19 января 2017 года. Согласно пп.а п.1 ст.22 Федерального закона РФ от 28.03.1998г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» Волнянкин Д.А. является гражданином, подлежащим призыву на военную службу (л.д. 54-73).
По результатам прохождения медицинского освидетельствования 02 декабря 2020 года врачами - специалистами была определена категория годности Волнянкина Д.А. «<данные изъяты> - годен к военной службе».
Решением призывной комиссии по г.Острогожск, Острогожского и Репьевского районом Воронежской области от 02 декабря 2020 года (протокол №10) Волнянкин Д.А. был призван на военную службу (л.д.77).
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.2020 года №581 «О призыве в октябре - декабре 2020 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» с 01 октября по 31 декабря 2020 года осуществляется призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 7 года №63-ФЗ призыву на военную службу.
Согласно протоколу № 10 решения от 02 декабря 2020 года призывной комиссии Острогожского муниципального района Воронежской области на основании пункта «а» статьи 22 Федерального закона РФ от 28.03.1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» Волнянкин Д.А. призван на военную службу, установлена категория годности «<данные изъяты>», показатель предназначения «<данные изъяты>».
Доводы Волнянкина Д.А. о наличии у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по призыву, не подтверждаются медицинскими документами. При этом наличие у истца заболеваний с той степенью нарушения функций, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории негодности (ограниченной годности) гражданина к военной службе, по состоянию на момент прохождения медицинского освидетельствования врачебной комиссией не подтверждено.
Административным истцом суду не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования он имел заболевания, дающие основания для установления ему иной категории годности, а равно того, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушение, которые привели к принятию необоснованного решения.
Между тем, именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств того, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов.
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.
Вынесенное военно-врачебной комиссией заключение о категории годности действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в данном заключении. При этом повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее.
РџСЂРё несогласии гражданина СЃ заключением военно-врачебной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, Р° также СЃ результатом освидетельствования, проведенного РІ рамках работы призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё или РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ постановке граждан РЅР° РІРѕРёРЅСЃРєРёР№ учет; гражданин имеет право РЅР° производство независимой военно-врачебной экспертизы РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном Положением Рѕ независимой военноВврачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 28.07.2008 РіРѕРґР° в„– 574.
РЎСѓРґ полагает необходимым отметить, что, считая себя негодным Рє военной службе, Волнянкин Р”.Рђ РЅРµ воспользовался вышеуказанным правом РЅР° производство независимой военно-врачебной экспертизы РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном Положением Рѕ независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 28 июля 2008 РіРѕРґР° в„– 574, так Р¶Рµ как Рё административный истец РЅРµ лишен был возможности ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░Њ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░µ░µ ░Ќ░є░Ѓ░ї░µ░Ђ░‚░Ѕ░ѕ░µ ░·░°░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѓ░°░ј░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ, ░ї░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░±░Ђ░µ░ј░Џ ░ґ░ѕ░є░°░·░‹░І░°░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░°░»░░░‡░░░Џ ░·░°░±░ѕ░»░µ░І░°░Ѕ░░░№, ░ґ░°░Ћ░‰░░░… ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ґ░»░Џ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░є░°░‚░µ░і░ѕ░Ђ░░░░ ░і░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░ѕ ░Ѕ░° ░░░Ѓ░‚░†░°.
░‘░ѕ░»░µ░µ ░‚░ѕ░і░ѕ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░№ ░░░Ѓ░‚░µ░† ░Ѕ░µ ░±░‹░» ░»░░░€░µ░Ѕ ░І░ѕ░·░ј░ѕ░¶░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░…░ѕ░ґ░°░‚░°░№░Ѓ░‚░І░ѕ░І░°░‚░Њ ░ѕ ░Ѕ░°░·░Ѕ░°░‡░µ░Ѕ░░░░ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░№ ░Ќ░є░Ѓ░ї░µ░Ђ░‚░░░·░‹, ░ѕ░ґ░Ѕ░°░є░ѕ, ░є░°░є ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░µ░‚ ░░░· ░ј░°░‚░µ░Ђ░░░°░»░ѕ░І ░ґ░µ░»░°, ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ї░Ђ░°░І░ѕ░ј ░Ѕ░µ ░І░ѕ░Ѓ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѕ░І░°░»░Ѓ░Џ.
░њ░µ░ґ░░░†░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░µ ░ѕ░Ѓ░І░░░ґ░µ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ ░І ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░€░µ░Ѕ░░░░ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░‚░†░° ░ї░Ђ░ѕ░І░ѕ░ґ░░░»░ѕ░Ѓ░Њ ░І ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░і░ѕ░ј ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј░░ ░џ░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ ░І░ѕ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ-░І░Ђ░°░‡░µ░±░Ѕ░ѕ░№ ░Ќ░є░Ѓ░ї░µ░Ђ░‚░░░·░µ, ░ѓ░‚░І. ░џ░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░µ░ј ░џ░Ђ░°░І░░░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░„–565 ░ѕ░‚ 04.07.2013░і░ѕ░ґ░°. ░”░░░°░і░Ѕ░ѕ░·░ѕ░І, ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░µ ░ј░ѕ░і░»░░ ░±░‹ ░ї░ѕ░ґ░ѕ░№░‚░░ ░ї░ѕ░ґ ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░µ ░Ѓ░‚░°░‚░µ░№ ░ ░°░Ѓ░ї░░░Ѓ░°░Ѕ░░░Џ ░±░ѕ░»░µ░·░Ѕ░µ░№ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░… ░є░°░‚░µ░і░ѕ░Ђ░░░░ ░і░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░є ░І░ѕ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░µ - ░«░’ ░Ђ“ ░ѕ░і░Ђ░°░Ѕ░░░‡░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ ░і░ѕ░ґ░µ░Ѕ ░є ░І░ѕ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░µ░», ░ѓ ░Ѕ░µ░і░ѕ ░Ѕ░µ ░░░ј░µ░µ░‚░Ѓ░Џ.
░—░°░±░ѕ░»░µ░І░°░Ѕ░░░№, ░ї░ѕ░І░»░µ░є░€░░░… ░±░‹ ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ░‚ ░ї░Ђ░░░·░‹░І░° ░Ѕ░° ░І░ѕ░µ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░ѓ ░ѓ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░‚░†░° ░Ѕ░µ ░І░‹░Џ░І░»░µ░Ѕ░ѕ. ░ћ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ґ░»░Џ ░ї░Ђ░░░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░░░Ѕ░‹░… ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░ѕ░І ░І░‹░€░µ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѓ░‚░°░‚░µ░№ ░ ░°░Ѓ░ї░░░Ѓ░°░Ѕ░░░Џ ░±░ѕ░»░µ░·░Ѕ░µ░№ ░Ѕ░µ ░░░ј░µ░µ░‚░Ѓ░Џ.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░Ѓ ░ѓ░‡░µ░‚░ѕ░ј ░‚░ѕ░і░ѕ, ░‡░‚░ѕ ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░І░ѕ░░░… ░ї░Ђ░°░І, ░»░░░±░ѕ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ѕ░Ѓ░ї░°░Ђ░░░І░°░µ░ј░ѕ░і░ѕ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░№ ░░░Ѓ░‚░µ░† ░І ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѕ░µ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░░░», ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░Ђ░░░ј░µ░Ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ ░є ░‡░°░Ѓ░‚░Џ░ј 9, 11 ░Ѓ░‚. 226 ░љ░ђ░Ў ░ ░¤ ░ї░Ђ░░░…░ѕ░ґ░░░‚ ░є ░І░‹░І░ѕ░ґ░ѓ, ░‡░‚░ѕ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░ѕ░ј ░ґ░ѕ░є░°░·░°░Ѕ░ѕ, ░‡░‚░ѕ ░ѕ░±░¶░°░»░ѓ░µ░ј░ѕ░µ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ї░Ђ░░░·░‹░І░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░ј░░░Ѓ░Ѓ░░░░ ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░µ░Ѕ░ѕ ░І ░Ђ░°░ј░є░°░… ░ї░Ђ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░µ░ј░ѓ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░є░ѕ░ј░ї░µ░‚░µ░Ѕ░†░░░░, ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░ѕ░є ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░ѕ░Ѓ░ї░°░Ђ░░░І░°░µ░ј░ѕ░і░ѕ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѕ░±░»░Ћ░ґ░µ░Ѕ, ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ґ░»░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░ѕ░Ѓ░ї░°░Ђ░░░І░°░µ░ј░ѕ░і░ѕ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░░░ј░µ░»░░░Ѓ░Њ, ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░Ѕ░░░µ ░ѕ░Ѓ░ї░°░Ђ░░░І░°░µ░ј░ѕ░і░ѕ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░µ░‚ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј ░ї░Ђ░°░І░ѕ░І░‹░ј ░°░є░‚░°░ј, ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░Ћ░‰░░░ј ░Ѓ░ї░ѕ░Ђ░Ѕ░‹░µ ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░€░µ░Ѕ░░░Џ.
░ќ░°░ї░Ђ░ѕ░‚░░░І, ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░№ ░░░Ѓ░‚░µ░† ░Ѕ░µ ░ґ░ѕ░є░°░·░°░» ░„░°░є░‚ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░І░ѕ░░░… ░ї░Ђ░°░І, ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░ґ ░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І.
░џ░Ђ░░ ░‚░°░є░░░… ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°░… ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░Ђ░░░…░ѕ░ґ░░░‚ ░є ░І░‹░І░ѕ░ґ░ѓ ░ѕ░± ░ѕ░‚░є░°░·░µ ░І ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░… ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░’░ѕ░»░Ѕ░Џ░Ѕ░є░░░Ѕ░° ░”.░ђ. ░І ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░ј ░ѕ░±░Љ░µ░ј░µ.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚.░Ѓ░‚. 175-180, 227 ░љ░ђ░Ў ░ ░¤, ░Ѓ░ѓ░ґ
░ ░•░░░░›:
░’ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░є░° ░’░ѕ░»░Ѕ░Џ░Ѕ░є░░░Ѕ░° ░”░ј░░░‚░Ђ░░░Џ ░ђ░»░µ░є░Ѓ░°░Ѕ░ґ░Ђ░ѕ░І░░░‡░° ░є ░ї░Ђ░░░·░‹░І░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░ј░░░Ѓ░Ѓ░░░░ ░ћ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░і░ѕ░¶░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░’░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░µ░¶░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░, ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░є░°░·░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░«░’░ѕ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░є░ѕ░ј░░░Ѓ░Ѓ░°░Ђ░░░°░‚ ░’░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░µ░¶░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░░» ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░° ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░‹ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░░ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░░░·░‹░І░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░ј░░░Ѓ░Ѓ░░░░ ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░░ ░і░ѕ░ґ░Ѕ░‹░ј ░є ░І░ѕ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░µ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░Ђ“ ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ.
░ќ░° ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ї░ѕ░ґ░°░Ѕ░° ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░¶░°░»░ѕ░±░° ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ ░І ░’░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░µ░¶░Ѓ░є░░░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░ћ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░і░ѕ░¶░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№ ░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░Њ ░ћ.░ђ.░ ░µ░ґ░Њ░є░ѕ
░њ░ѕ░‚░░░І░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░░░·░і░ѕ░‚░ѕ░І░»░µ░Ѕ░ѕ 26 ░„░µ░І░Ђ░°░»░Џ 2021 ░і░ѕ░ґ░°.