Решение по делу № 2а-1304/2020 от 13.02.2020

№ 2а-1304/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Бийск                                  17 апреля 2020 года

    Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи     Кучеревского С.А.

при секретаре         Малыгиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Свирина О.В., Свириной С.Н., Стригановой Т.А., Кудрявцевой А.В., Юдина З.И., Родина А.В., Рожкова Л.В., Левина Д.А., Прошина Н.С., Пономарева Л.И., Пономарева А.В., Пономарева М.Г., Пономарева К.А., Пономарева И.В., Грушина К.Н., Каменева С.А., Ушакова М.А., Гартман Е.С., Кучева Т.Н., Шамрикова К.В., к Администрации города Бийска о признании незаконным постановления и восстановлении нарушенного права,

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы обратились в суд с административным иском к Администрации города Бийска о признании незаконным постановления.

В обоснование требований указали, что они являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме 7 по ул. Коммунистическая г.Бийска. В результате паводка 2014 года строительные конструкции дома утратили работоспособное состояние. В 2014 году межведомственной комиссией Администрации г.Бийска дом признан аварийным и подлежащим сносу. В 2017 году ООО «Промгражданпроект» выдано заключение, согласно которого дом является аварийным и подлежит сносу. Решением межведомственной комиссии Администрации города Бийска от 19.10.2017 года многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с постановлением Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2779 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам помещений установлен срок выполнения работ по сносу дома до 01 января 2019 года. Работы по сносу дома выполнены не были.

В ноябре, декабре 2019 года истцы обратились в Администрацию г.Бийска с требованием о предоставлении возмещения или предоставления взамен жилых помещений, подлежащих изъятию в связи с переселением аварийного жилищного фонда.

В декабре 2019 года истцам стало известно, что постановлением от 12.08.2019 года № 1308 срок сноса дома продлен до 01.01.2022 года, а также о рассмотрении вопроса о включении дома в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы.

Постановление от 12.08.2019 года № 1308 принято с нарушением действующего законодательства, в том числе ст.32 Жилищного кодекса РФ, и нарушает права истцов. Вновь установленный срок является неразумным, так как техническое состояние многоквартирного дома оценивается, как аварийное, проживание в доме грозит жизни и здоровью.

Истцы просят:

- признать незаконным постановление Администрации города Бийска от 12 августа 2019 года № 1308 «О внесении изменений в постановление Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2779 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»» в части переноса срока выполнения работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Бийск, ул. Коммунистическая,, 7, с 01 января 2019 года до 01 января 2022 года;

- обязать Администрацию г. Бийска организовать и проконтролировать снос многоквартирного дома в течение трех месяцев с момент вступления решения законную силу;

- обязать Администрацию г. Бийска организовать и провести изъятие для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирном доме, в течение месяца со дня вступления решения законную силу.

Представитель административных истцов Безнутрова Е.М., административный истец Шамрикова К.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме, суду дали аналогичные пояснения.

Административный ответчик - представитель Администрации города Бийска Сагадеева Д.С. просила у удовлетворении требований отказать, указывая, что постановление Администрации города Бийска от 12 августа 2019 года № 1308 «О внесении изменений в постановление Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2779 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»» соответствует ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, принято в пределах предоставленных органам местного самоуправления полномочиям и является обоснованным, не нарушает права административных истцов. Кроме того, требования организовать и проконтролировать снос многоквартирного дома в течение трех месяцев с момент вступления решения законною силу, провести изъятие для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирном доме не основаны на законе.

Многоквартирный дом включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что Свирин О.В., Свирина С.Н., Стриганова Т.А., Кудрявцева А.В., Юдина З.И., Родина А.В., Рожкова Л.В., Левин Д.А., Прошина Н.С., Пономарева Л.И., Пономарев А.В., Пономарева М.Г., Пономарев К.А., Пономарева И.В., Грушина К.Н., Каменева С.А., Ушакова М.А., Гартман Е.С., Кучева Т.Н., Шамрикова К.В. являются собственниками жилых помещений в доме 7 по ул. Коммунистической г.Бийска.

В соответствии с актом межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Бийска и для обследования условий проживания ветеранов Великой Отечественной Войны от 19 октября 2017 года № 622 многоквартирный дом по адресу: г. Бийск, ул. Коммунистическая, 7, не обеспечивает безопасное пребывание граждан, не пригоден для проживания, техническое состояние дома оценивается как аварийное.

Согласно заключения указанной комиссии от 19 октября 2017 года № 622, выявлены основания для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2779 многоквартирный дом по адресу: г. Бийск, ул. Коммунистическая, 7, признан аварийным и подлежащим сносу (п.1).

Пунктом 2 данного постановления собственникам помещений установлен срок выполнения работ по сносу дома до 01 января 2019 года.

В п. 4 разъяснено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный в п. 2 данного постановления, не осуществили снос многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Администрации города Бийска от 12 августа 2019 года № 1308 внесены изменения в постановление Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2779 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», в п. 2 постановления слова «до 01 января 2019 года» заменены словами «до 01 января 2022 года».

Указанный многоквартирный жилой дом включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 - 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 № 106. Согласно приложению № 1 к указанной программе многоквартирный дом признан аварийным 28.08.2014. Планируемая дата окончания переселения 01.09.2025 года.

Административные истцы, полагая, что новые сроки отселения и сноса не соответствуют принципам разумности, обратились за судебной защитой.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Часть 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу приведенного закона определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако, согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.

В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Как установлено по делу, срок сноса многоквартирного дома был установлен административным ответчиком до 01 января 2019 года, затем до 01 января 2022 года.

Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела письменные доказательства: фотоматериалы, заключения ОАО «Промгражданпроект» о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома № 7 по ул. Коммунистическая в г. Бийске от 29 июля 2014 года № 243 и от 21.09.2017 № 129, свидетельствуют о том, что многоквартирный дом представляет угрозу обрушения, в результате которой может быть причинен вред жизни и здоровью, имуществу собственников помещений и неопределенного круга лиц.

Так, согласно заключениям ОАО «Промгражданпроект» о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома № 7 по ул. Коммунистической в г. Бийске фактический срок службы жилого дома - 40 лет. Фундамент наружных стен – столбчатые бетонные с забиркой из кирпича, по периметру выполнены бетонные прижимные стенки. Горизонтальная и вертикальная гидроизоляция отсутствуют. Кирпичная кладка и прижимные стенки имеют разрушения и выпадение отдельных кирпичей. Наблюдается искривление горизонтальной линии нижней части стены. Фундамент деформирован и искривлен, несущая способность снижена. Состояние фундамента является ограниченно-работоспособным. Стены дома деревянные, деформированы, древесина поражена гнилью, частично разрушена, наблюдается перекос оконных и дверных проемов. Стены исчерпали несущую способность, состояние стен оценивается как аварийное. Эксплуатационные характеристики стен оцениваются как недопустимые. Состояние дощатых полов характеризуется деформацией и повреждениями, свидетельствующими о снижении несущей способности, являются ограниченно-работоспособными. Техническое состояние чердачного и межэтажного перекрытия, лестницы характеризуется деформацией и повреждениями, исчерпавшие несущие способности и оценивается как аварийное.

С учетом приведенных обстоятельств специалисты ОАО «Промгражданпроект» сделали вывод о том, что дом является аварийным, не пригодным для проживания, подлежащим сносу.

Принимая во внимание изложенное, собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что проживание в многоквартирном доме по адресу: г. Бийск, ул. Коммунистическая, 7, угрожает жизни и здоровью собственников помещений и третьих лиц, а установленный срок сноса дома является неразумным.

Суд считает, что Администрацией города Бийска в данном случае не доказана разумность установленного постановлением от 12 августа 2019 года № 1308 срока сноса многоквартирного дома - 01 января 2022 года, при этом учитывает правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в ответе на вопрос № 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, согласно которой определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Признавая неразумным установленные сроки сноса многоквартирного дома по адресу: г. Бийск, ул. Коммунистическая, 7, суд исходит из того, что столь длительный срок сноса нарушает права и интересы административных истцов и заинтересованных лиц, поскольку представляет опасность для жизни и здоровья по причине его критического состояния, может не только причинить вред, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.

Суд также находит несостоятельными доводы административного ответчика, обосновывающего установленный срок мероприятиями по включению многоквартирного дома в перечень объектов муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку в соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Таким образом, суд с учетом приведенных обстоятельств считает, что административным ответчиком, в нарушение ч. 11, п.п. 3 и 4 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не доказана законность постановления от 12 августа 2019 года № 1308 в части установления нового срока сноса многоквартирного дома, право административных истцов и заинтересованных лиц на восстановление их жилищных прав в разумный срок нарушено.

Административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для восстановления нарушенного права административных истцов постановление Администрации города Бийска от 12 августа 2019 года № 1308 необходимо признать незаконным, а также возложить на ответчика обязанность провести процедуру изъятия для муниципальных нужд земельного участка, а также жилых помещений, расположенных в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

Суд полагает для выполнения процедуры изъятия для муниципальных нужд земельного участка, а также жилых помещений, расположенных в доме 7 по ул. Коммунистическая, г.Бийска, необходимо установить трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Поскольку именно данный срок будет отвечать требованиям разумности и справедливости.

Срок обращения с административным иском в суд, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административными истцами не нарушен, так как о нарушении своего права они узнали 09 декабря 2019 года, данный административный иск подан в суд 13 февраля 2020 года.

Руководствуясь ст.ст. 176 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Свирина О.В., Свириной С.Н., Стригановой Т.А., Кудрявцевой А.В., Юдиной З.И., Родиной А.В., Рожковой Л.В., Левина Д.А., Прошиной Н.С., Пономаревой Л.И., Пономарева А.В., Пономаревой М.Г., Пономарева К.А., Пономарева И.В., Грушиной К.Н., Каменевой С.А., Ушаковой М.А., Гартман Е.С., Кучевой Т.Н., Шамриковой К.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление Администрации города Бийска от 12 августа 2019 года № 1308 «О внесении изменений в постановление Администрации города Бийска от 01 ноября 2017 года № 2779 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»» в части переноса срока выполнения работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Бийск, ул. Коммунистическая, 7, с 01 января 2019 года до 01 января 2022 года.

Возложить на Администрацию г.Бийска обязанность - в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу в соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации провести процедуру изъятия для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен дом 7 по ул.Коммунистическая г.Бийска, а также жилых помещений, расположенных в доме 7 по ул.Коммунистическая г.Бийска, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

В удовлетворении остальных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья                          С.А. Кучеревский

2а-1304/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пономарев Игорь Владимирович
Пономарева Людмила Ивановна
Кучева Тамара Николаевна
Информация скрыта
Ушакова Марина Александровна
Левин Дмитрий Алексеевич
Свирина Светлана Николаевна
Кудрявцева Александра Вадимовна
Прошина Наталья Сергеевна
Гартман Екатерина Семеновна
Грушина Клавдия Николаевна
Стриганова Татьяна Анатольевна
Рожкова Людмила Васильевна
Пономарева Марина Георгиевна
Свирин Олег Владимирович
Родина Анна Владимировна
Юдина Зинаида Ильинична
Каменева Светлана Александровна
Пономарев Александр Владимирович
Ответчики
Администрация города Бийска
Другие
МКУ «Управление ЖКХ, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска»
Шамрикова Татьяна Анатольевна
Безнутрова Екатерина Михайловна
Суд
Бийский городской суд Алтайского края
Судья
Кучеревский Станислав Александрович
Дело на странице суда
biyskygor.alt.sudrf.ru
13.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2020(Вид производства изменен на "административное")
17.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.02.2020Предварительное судебное заседание
12.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
17.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее