№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2019 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.Ю., при секретаре ФИО2,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ по исковому заявлению ФИО1 к Акционерному обществу «Почта России» о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к АО «Почта России», в котором просит: выплатить недоначисленную заработную плату за январь 2019 года в размере 1940,59 рублей, компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является работником УФПС Иркутской области, занимает должность почтальона 2 класса на 0,5 ставки с мая 2012 года в .....
Между ФИО1 и УФПС Иркутской области заключен трудовой договор от **/**/****.
В январе 2019 года баланс рабочего времени 61,2 ч/часа, фактически истцом отработано 72 часа (12 рабочих дней по 6 часов — согласно дополнительного соглашения от **/**/****). Переработка составила 10,8 ч/часов, которые сложились за счет работы 3 и 4 января в праздничные дни.
Согласно ст. 153 ТК РФ оплата за работу в выходные и праздничные дни производится в двойном размере. Если праздничные дни отработаны сверх месячной нормы рабочего времени, оплата производится в двойном размере сверх оклада.
Соответственно оплата дополнительно должна составить 2230, 57 рублей, без 13% НДФЛ -1940,59 рублей, исходя из следующего расчета:
оклад 3950 рублей / 61,2 ч/ч = 64,54 рублей х 10,8 ч/ч = 697,05 рублей х 2 = 1394 рублей х 1,6 (р.к., сев. надбавка) = 2230,57 рублей - 13% НДФЛ= 1940,59 рублей.
Недоплата составляет 24,7% от начисленной заработной платы.
На основании ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума.
С января 2019 года МРОТ составляет 11 280 рублей х 1.6 х 0,5 ставки = 9 024 рублей. Месячная заработная плата работника не может быть ниже МРОТ при условии, что работник за этот период отработал норму рабочего времени и выполнил, возложенные на него обязанности. ФИО1 данные условия выполнены и перевыполнены - отработано сверх нормы 10,8 ч/час.
Заработная плата за январь 2019 года ФИО1 начислена в пределах МРОТ, т.е. 9024 рублей, при этом в ее начисление включена работа 3 и 4 января -праздничные дни. Часы, отработанные сверх нормы балансового времени, 10,8 ч/час фактически не оплачены.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель АО «Почта России» ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных отзывах.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что ФИО1 является сотрудников Акционерного общества «Почта России» (ранее – ФГУП «Почта России», далее – АО «Почта России») на основании трудового договора, заключенного **/**/****, замещает должность почтальона 2 класса страхового участка. Работнику установлено неполное рабочее время на ставку 0, 5 единицы.
В дальнейшем между АО «Почта России» и ФИО1 заключены дополнительные соглашения от **/**/****, **/**/****, **/**/****, **/**/****, **/**/****, **/**/****.
С учетом дополнительных соглашений, работнику установлен трехдневная рабочая неделя, 18 часов в неделю, понедельник, среда, пятница, перерыв для отдыха и питания 30 минут, должностной оклад 3950 рублей.
Обращение ФИО1 с настоящим исковым заявлением вызвано несогласием работника с размером заработной платы, выплаченной за январь 2019 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата работника определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Наряду с этим в том случае, когда трудовая деятельность осуществляется в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (ст. 149 ТК РФ)
Соответственно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учетом условий труда и особенностей трудовой деятельности, и выплат за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при совмещении профессий, выполнении сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, совмещением, в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.
Вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П).
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова» обращено внимание на то, что каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
С учетом указанных норм закона, разъяснений Конституционного Суда РФ суд, признает обоснованными требования истца о незаконности включения в заработную плату, не превышающую минимальный размер оплаты труда, работника оплаты за работу в праздничные дни.
Минимальный размер оплаты труда, установленный ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2019 составляет 11280 рублей.
Из расчетного листка за январь 2019 года усматривается, что в спорный период заработная плата ФИО1 не соответствовала минимальном размеру оплаты труда (с учетом 0,5 ставки), поскольку при ее сравнении с МРОТ работодатель не исключал из состава заработной платы доплаты за работу в праздничные дни, а именно 3, 4 января 2019 года.
Учитывая изложенное, суд признает обоснованными требования истца ФИО1 о взыскании недоначисленной заработной платы за праздничные дни в размере 1940, 59 рублей, исходя из представленного истцом расчета, проверенного судом и признанного арифметически верным.
Доводы стороны ответчика о включении в заработную плату доплаты за праздничные дни, неподлежащей доплате работа 3 января, поскольку у ФИО1 было отобрано заявление о согласии на работу в праздничный день, суд признает несостоятельными, не основанными на нормах закона.
Как следует из представленного заявления, ФИО1 было дано согласие на работу в праздничный день – 3 января 2019 года, при этом в соответствии со ст. 153 ТК РФ указано о согласии при условии оплаты труда в двойном размере.
Поскольку судебной коллегией установлено нарушение трудовых прав истца, в силу ст. 237 ТК РФ в ее пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 500 рублей. Размер определен с учетом характера допущенного нарушения трудовых прав.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Акционерному обществу «Почта России», удовлетворить.
Взыскать с Акционерного общества «Почта России» в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату за январь 2019 года в сумме 1940,59 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
Взыскать с Акционерного общества «Почта России» в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Т.Ю. Сорокина