Решение по делу № 33-4084/2019 от 09.09.2019

Судья Мерзлякова Ю.Г. Дело № 33-4084

№ 2-696/2019

01 октября 2019 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего Мартыновой Т.А.

и судей Обуховой С.Г., Суркова Д.С.

при секретаре Кругловой И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 01 октября 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Чиркова ФИО15 на решение Слободского районного суда Кировской области от 15 июля 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований Чиркова ФИО16 к администрации Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области об обязании произвести работы по переносу контейнерной площадки для сбора и временного хранения ТКО с соблюдением нормативного размера от 20 метров до 100 метров до жилого дома и оборудовать место для установки контейнера площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, бордюром и зелеными насаждениями; к региональному оператору Кировской области по обращению с ТКО АО «Куприт» о обязании произвести перерасчет платы за некачественное предоставление коммунальной услуги по вывозу ТКО за период с <дата> по 25 <дата> отказано.

Заслушав доклад судьи Мартыновой Т.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чирков С.В. обратился в суд с иском к администрации Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области, региональному оператору Кировской области по обращению с ТКО АО «Куприт» о защите прав потребителей при предоставлении некачественных коммунальных услуг, обязать произвести работы по переносу и оборудованию контейнерной площадки. В обоснование иска указано, что истец проживает в <адрес>, контейнерная площадка в деревне расположена у дома № по <адрес>, где установлен 1 контейнер, объемом 0,75 куб.м., контейнерная площадка расположена на расстоянии более 1 км от частного сектора. Истец считает, что ему некачественно оказывается услуга по вывозу мусора. В нарушение СанПиН 42-128-4690-88 и СанПиН 2.1.2.2645-10 не оборудована специальная площадка под мусорный контейнер. В связи с тем, что был установлен второй контейнер на <адрес>, который находится более 100 м. от его дома, уточнил исковые требования просит обязать администрацию Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области произвести работы по переносу контейнерной площадки для сбора и временного хранения ТКО с соблюдением нормативного размера от 20 метров до 100 метров до его жилого дома и оборудовать место для установки контейнера площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, бордюром и зелеными насаждениями; считать коммунальную услугу по вывозу ТКО, оказанную АО «Куприт» оказанной ненадлежащим образом, в связи с чем, просил обязать данного ответчика произвести перерасчет платы за некачественное предоставление коммунальной услуги по вывозу ТКО за период с <дата> по <дата>.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Чирков С.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требовании. Ссылается на доводы, аналогичные которые приводились истцом в суде первой инстанции. Просит обязать администрацию Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области произвести работы по переносу контейнерной площадки для сбора и временного хранения ТКО с соблюдением нормативного размера от 20 метров до 100 метров до жилого дома и оборудовать место для установки контейнера с площадкой с бетоном или асфальтовым покрытием, бордюром и зеленными насаждениями, обязать произвести перерасчет платы за некачественное предоставление коммунальной услуги по вывозу ТКО за период с <дата> по <дата>.

В возражении на апелляционную жалобу представитель АО «Куприт» по доверенности Булычев А.В. считает доводы жалобы необоснованными, не подлежащими удовлетворению, в виду законности вынесенного судом решения.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация Слободского района и администрация Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции Чирков С.В. свои доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель администрации Шиховского сельского поселения Слободского района – Сэр Ж.Г. и представитель АО «Куприт» - Кочуров А.Н. просили решение суда оставить без изменения.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Чирков С.В. проживает в принадлежащем ему на праве общей долевой собственности домовладении, расположенном по адресу: <адрес>.

<адрес>, где проживает истец Чирков С.В. входит в состав Шиховского сельского поселения Слободского муниципального района.

В данном населенном пункте с <дата> организованы два места накопления ТКО, установлено два мусорных контейнера: в районе д. № по <адрес>, и в районе д. № на <адрес>. Расстояние от мест накопления ТКО до жилого дома истца составляет более 100 м. Последний контейнер находится на расстоянии 187 метров от дома истца.

По результатам комиссионного осмотра был составлен акт согласования места размещения контейнерной площадки от <дата> по сбору твердых бытовых отходов на территории <адрес> Шиховского сельского поселения. В состав комиссии вошли глава сельского поселения ФИО17 начальник отдела градостроительства и землеустройства администрации Слободского района ФИО18 и главный специалист отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности по Слободскому району ФИО19.

Как установлено комиссией в ходе осмотра, в указанном районе в результате сложившейся застройки отсутствует возможность размещения контейнерной площадки с соблюдением установленных санитарными нормами разрывов, в связи с чем, принято решение согласовать место размещения контейнерной площадки в привязке к адресу: <адрес>, где и был установлен дополнительный контейнер.

Обращаясь в суд первой инстанции и уточняя свои исковые требования Чирков С.В. мотивировал их тем, что мусорный бак в районе д. № на <адрес> находится на расстоянии более 100 метров от его дома, коммунальная услуга по вывозу ТКО оказывается не надлежащим образом, при этом предъявил требования по переносу и оборудованию площадки для контейнера к администрации Шиховского сельского поселения, требования по перерасчету размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО к АО «Куприт».

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», исходя из того, что на территории сельских поселений именно на органы местного самоуправления муниципальных районов возложена обязанность осуществлять организацию деятельности в области обращения с отходами, пришел к выводу, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.

При этом суд не нашел оснований для удовлетворения требований Чиркова С.В. к АО «Куприт» о перерасчете платы за некачественное предоставление коммунальной услуги по вывозу ТКО за период с <дата> по <дата>.

Судебная коллегия, рассматривая доводы жалобы, приходит к следующим выводам.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Из положений ч. 2 ст. 7 Закона Кировской области от 29 декабря 2004г. № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области» следует, что к вопросам местного значения сельских поселений отнесен такой вопрос, как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ).

Пунктом 4 Закона Кировской области от 03.12.2018 № 198-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об отходах производства и потребления в Кировской области», вступившим в законную силу с 01.01.2019, статья 5 Закона Кировской области от 06.06.2007 № 131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области» изложена в следующей редакции: «К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: 1) создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; 2) определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; 3) организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: 1) создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; 2) определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; 3) организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Статьей 1 Закона Кировской области от 25.06.2019 № 268-ЗО «О внесении изменения в статью 5 Закона Кировской области «Об отходах производства и потребления в Кировской области» в абзац первый части 1 статьи 5 Закона Кировской области от 6 июня 2007 года № 131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области» внесено изменение, слова «городских поселений» заменены словами «городских и сельских поселений».

Согласно статье 2 Закон Кировской области от 25.06.2019 № 268-ЗО настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года, и действует до 31 декабря 2019 года включительно.

Таким образом, согласно статье 5 Закон Кировской области от 06.06.2007 № 131-ЗО (ред. от 25.06.2019) «Об отходах производства и потребления в Кировской области» к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно положениям которой, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4).

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее – Правила обустройства мест накопления ТКО).

В соответствии с пунктами 3 и 4 Правила обустройства мест накопления ТКО, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

Реестры мест (площадок) накопления ТКО должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (пункты 15 - 19 Правил обустройства мест накопления ТКО). Реестры должны быть размещены в открытом доступе уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных (пункт 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Из правового анализа изложенных выше норм права, судебная коллегия приходит к выводу, что именно администрация Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области в спорных период является надлежащим ответчиком.

Чирковым С.В. исковые требования уточнены в суде первой инстанции, он просил перенести контейнер, дополнительно установленный на ул<адрес>, ближе к его дому на расстоянии не более 100 м., оборудовать под ним контейнерную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием, бордюром, зеленными насаждениями.

Данные требования он подтвердил в суде апелляционной инстанции, в удовлетворении которых было ему отказано решением суда, с чем судебная коллеги соглашается ввиду следующих обстоятельств.

Действительно, в соответствии с требованиями п. 8.2.5. «СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», на которые ссылается Чирков С.В. в уточненном иске и апелляционной жалобе, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Суд первой инстанции верно указал на то, что данный пункт устанавливает обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, и не является обязательным при размещении контейнеров в районе уже сложившейся застройки.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на расстоянии 187 метров от дома истца имеется мусорный контейнер, который расположен на грунтовой площадке из земель муниципального образования. Данная площадка является единственным наиболее удаленным в пределах не менее 20 метров от жилой застройки по <адрес> местом муниципальных земель. Возможность установки контейнера в связи сложившейся застройкой с соблюдением расстояния – не более 100 метров от каждого дома на <адрес> отсутствует.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что удовлетворение требований истца о переносе контейнера в иное место с соблюдением расстояния не более 100 метров от дома № по <адрес> может повлечь существенное нарушение прав третьих лиц, так как расстояние от других жилых домов в данном случае не превысит 20 метров.

Исковые требования оборудовать место для контейнера, который установлен у д. № по <адрес>, площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, бордюром и зелеными насаждениями в случае его оставления на прежнем месте, истцом не заявлялись.

В суде апелляционной инстанции Чирков С.В. просил установить третий контейнер для сбора ТКО на улице его проживания, который будет находится на расстоянии от 20 до 100 метров от его дома, но поскольку такие требования в суде первой инстанции не заявлялись и не были предметом рассмотрения, согласно ч. 4 ст. 327.1 ГПК РФ они не могут быть рассмотрены судом апелляционной инстанции.

Доводы жалобы о том, что ответчиком АО «Куприт» услуга по вывозу ТКО оказывалась не надлежащим образом, в связи с чем, необходимо пересчитать плату за данную коммунальную услугу, судебной коллегией не могут быть приняты, поскольку данные доводы излагались истцом в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что согласно пунктам 3 и 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с соглашением «Об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области» от 24.04.2018, заключенного между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и АО «Куприт», региональным оператором Кировской области по обращению с ТКО является АО «Куприт».

Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз (п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).

Однако, достаточных и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что в спорное время вывоз мусора из д. Пантелеевы Слободского района Кировской области осуществлялся ненадлежащим образом, в материалах дела не имеется, истцом в суд первой и апелляционной инстанции не представлено.

Напротив, судом установлено, что услуга регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами жителям <адрес> Кировской области оказывалась надлежащим образом, поскольку транспортировка мусора осуществлялась от мест установки контейнеров, а также посредством сбора пакетов непосредственно от жителей деревни, что подтверждается скриншотами системы спутниковой навигации.

При этом, основанием для уменьшения размера платы является акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, составленный в порядке, установленном разделом Х Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Однако, такие акты в материалы дела не представлены.

Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств и иного толкования примененных норм права судебная коллегия в данной части оспариваемого решения не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Слободского районного суда Кировской области от 15 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

33-4084/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Чирков Сергей Витальевич
Ответчики
Региональный оператор Кировской области по обращению с ТКО АО Куприт
администрация Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области
Другие
Булычев Андрей Владимирович
Сэр Жанна Гуктеевна
Администрация Слободского района
Суд
Кировский областной суд
Судья
Мартынова Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.kir.sudrf.ru
23.08.2020Передача дела судье
23.08.2020Судебное заседание
23.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2020Передано в экспедицию
01.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее