УИД -----
№ 2а-3243/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Мурадовой С.Л.
при секретаре судебного заседания Николаевой В.Е.,
с участием прокурора Михайлова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу о признании информации, распространяемой в сети Интернет запрещенной
у с т а н о в и л :
Административный истец - прокурор г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к административным ответчикам о признании информации, распространяемой в сети Интернет запрещенной. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Чебоксары в ходе надзорной деятельности за исполнением законодательства об образовании выявлены Интернет-ресурсы, на которых размещена информация о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие у гражданина образования. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В ходе мониторинга сети «Интернет» прокуратурой г. Чебоксары Чувашской Республики выявлены факты размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц информации о продаже дипломов различных учебных заведений, на страницах сайтов с URL-адресами, которые указаны в административном иске. На указанных сайтах предложено предоставление услуги по продаже (в том числе дистанционной) фиктивных документов об образовании без его действительного получения. Продажа дипломов о высшем образовании ВУЗов, колледжей, техникумов, аттестатов о среднем образовании, документов о повышении квалификации является противоправным деянием. По состоянию на дата вышеуказанные сайты в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» не внесены. Истец просит признать информацию, размещенную на интернет-страницах:
------
------
------
------
информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ходе судебного заседания прокурор Михайлов А.В. просил принять отказ от административного искового заявления в части признания информации, размещенной на интернет-страницах адресами:
------
------
------
информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а в части признания информации, размещенной на интернет-странице с адресом: ------------ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, поддержал, поскольку доступ не ограничен.
Административный ответчик - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, в суд явку представителя не обеспечил, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Административный ответчик - Территориальный отдел в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу посредством электронной связи представил отзыв, доступ к Интернет – ресурсу, указанному в исковом заявлении, не ограничен решением суда, просит рассмотреть дело без участия представителя..
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии с датаг. реорганизовано в форме присоединения к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу и осуществляет свою деятельность в качестве Территориального отдела в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу.
В соответствии с частью 2 статьи 46КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В силу ст. 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (ч. 1). Копии определения суда о прекращении производства по административному делу направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения, а в случае присутствия указанных лиц в судебном заседании вручаются им под расписку (ч. 2) На определение суда о прекращении производства по административному делу может быть подана частная жалоба (ч.3).
В данном случае отказ административного истца от административного иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Суд принимает отказ от административного иска в части признания информации, размещенной на интернет-страницах адресами:
-------
------
------
информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено и прекращает производство в этой части.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 13 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149- ФЗ, сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».В силу положений п.6 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ, образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
На основании ч.ч.1, 3, 4, 6, 7 ст.60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года№273-ФЭ выдаются:
документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Согласно ч.1 ст.327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Как следует из материалов дела и установлено судом, что прокуратурой г. Чебоксары в ходе надзорной деятельности за исполнением законодательства об образовании выявлены Интернет-ресурсы, на которых размещена информация о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие у гражданина образования. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В ходе мониторинга сети «Интернет» прокуратурой г. Чебоксары Чувашской Республики выявлены факты размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц информации о продаже дипломов различных учебных заведений, на страницах сайтов с URL-адресами, которые указаны в административном иске. На указанных сайтах предложено предоставление услуги по продаже (в том числе дистанционной) фиктивных документов об образовании без его действительного получения. Продажа дипломов о высшем образовании ВУЗов, колледжей, техникумов, аттестатов о среднем образовании, документов о повышении квалификации является противоправным деянием. По состоянию на дата вышеуказанные сайты в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» не внесены.
Таким образом, предусмотрен запрет на распространение информации, за которую может быть предусмотрена уголовная и административная ответственность.
К материалам дела приложены скриншоты страницы вышеуказанного сайта, акт от дата, скриншот просмотра реестра доменных имен, которыми подтверждается наличие на интернет- странице информации о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие у гражданина образования.
Суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного административным истцом требований в указанной части.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 вышеуказанного ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основаниями для включения в Реестр сведений являются согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228.
Руководствуясь ст.ст. 46, 194, 195, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Принять отказ от административного иска.
Прекратить производство по административному иску в части признания информации, размещенной на интернет-страницах адресами:
------
------
------
информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Признать информацию, размещенной на интернет-странице с адресом: ------ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения в Территориальный отдел в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Мурадова С.Л.
Мотивированное решение составлено дата.