ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-11567/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 6 июня 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Кожевниковой Л.П., Пальцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №38RS0032-01-2023-002813-87 (2-3273/2023) по иску Бердникова Андрея Александровича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности устранить нарушения, взыскании судебных расходов,
по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 сентября 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., объяснения представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области – Ветровой Н.В., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Бердникова А.А. - Кругловой Л.А., возражавшей удовлетворению кассационной жалобы, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц- связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Бердников А.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (далее- ГУ МВД по Иркутской области) о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности устранить нарушения, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указал, что 13 марта 2023 г. состоялось заседание комиссии ГУ МВД России по Иркутской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, на котором при расчете размера единовременной социальной выплаты решено учесть подлежащую наследованию долю в размере 1/3 от жилого помещения (15,97 кв.м.), являющегося наследством супруги истца Б.О.В.
При расчете нуждаемости комиссией было установлено, что истцу подлежит выплата за 26,53 кв.м, в то время как, согласно документам, с учетом имеющегося в собственности жилого помещения 47,5 кв.м, и 1/6 доли жилого помещения, подлежащего наследованию Б.О.В. в размере 7,98 кв.м, нуждаемость в улучшении жилищных условий составляет 34,52 кв.м.
В связи с этим, размер единовременной выплаты, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной ст.7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ), должен составлять 4 757 332,38 руб. Истцом недополучено 1 101 132, 27 руб.
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 сентября 2023 г. исковые требования Бердникова А.А. удовлетворены. Суд признал незаконным решение комиссии ГУ МВД России по Иркутской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел от 13 марта 2023 г., оформленное протоколом №, утвержденное распоряжением ГУ МВД России по Иркутской области от 16 марта 2023 г. № в отношении Бердникова А.А. в части расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; на ответчика возложена обязанность произвести перерасчет размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в отношении Бердникова А.А.; с ответчика в пользу истца взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 января 2024 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 сентября 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по Иркутской области ставится вопрос об отмене решения Кировского районного суда г. Иркутска от 21 сентября 2023 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 января 2024 г., как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Заслушав представителя истца, ответчика, третьего лица, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы представителя ответчика.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Бердников А.А. является пенсионером МВД РФ, подполковником полиции в отставке, с составом семьи из пяти человек (он, супруга, два сына и дочь) состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 13 февраля 2013 г.
Протоколом от 13 марта 2023г. № заседания комиссии ГУ МВД России по Иркутской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденным распоряжением ГУ МВД России по Иркутской области от 16 марта 2023 г. №, постановлено ходатайствовать о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 3 656 200,11 руб. пенсионеру МВД Бердникову А.А. на семью в составе пяти человек.
Из содержания выписки из протокола от 13 марта 2023 г. № следует, что Бердников А.А. с 12 апреля 2022 г., Б.О.В. (супруга) с 17 сентября 2018 г., Б.А.А. (сын, ДД.ММ.ГГГГ) с 17 января 2009 г., Б.А.А. (сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с 17 января 2009 г., Б.А.А. (дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с 11 января 2014 г. по настоящее время зарегистрированы по месту жительства и проживают в квартире, общей площадью 47,5 кв. м, по адресу: <адрес>.
Квартира на праве собственности принадлежит Бердникову А.А. Обеспеченность на одного члена семьи составляет 9,5 кв.м.
Б.О.В. (супруга) с 2 декабря 2010 г. по 17 сентября 2018 г. была зарегистрирована по месту жительства в квартире, общей площадью 47,9 кв.м, по адресу: <адрес>
Квартира на праве общей долевой собственности принадлежала по 1/2 доли С.В.Н. (отец супруги истца) и С.Т.Г. (мачеха супруги истца).
Отец супруги истца С.В.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, после его смерти открылось наследство. Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 22 августа 2022г. С.Т.Г. (мачеха супруги) вступила в наследство на 1/6 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
В настоящее время С.Т.Г. (мачеха супруги истца) на праве собственности принадлежит 2/3 доли указанного жилого помещения.
Право собственности на 1/3 доли до настоящего времени не оформлено. Б.О.В. (супруга истца) является наследником первой очереди.
Из представленной Бердниковым А.А. справки от 1 марта 2023 г. №, выданной нотариусом Русаковой Р.Н., следует, что свидетельство о праве на наследство на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, Б.О.В. не выдавалось.
Вместе с тем, указанная справка не подтверждает факт не обращения Б.О.В. к нотариусу за заявлением о принятии наследства, а также отказа от наследства в пользу других лиц; кроме того, Бердниковым А.А. не представлено сведений о принятии наследства 1/3 доли указанного имущества другими лицами.
На основании изложенного, комиссия пришла к выводу о том, что подлежащая наследованию доля в размере 1/3 от указанного жилого помещения (15,97 кв.м.) должна быть учтена при расчете размера единовременной социальной выплаты семье Бердникова А.А.
Установлено, что 27 февраля 2023 г. в адрес истца за подписью врио начальника управления организации тылового обеспечения ГУ МВД России по Иркутской области направлено письмо № с требованием в срок до 1 марта 2023 г. представить документы, подтверждающие наличие (отсутствие) права на наследство по закону в отношении недвижимого имущества, принадлежавшего С.В.Н. (1/2 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>). Указанная корреспонденция была принята в отделении связи для отправки 1 марта 2023 г. и получена истцом 30 марта 2023 г., после заседания комиссии, состоявшегося 13 марта 2023 г.
Срок принятия наследства после смерти С.В.Н. - до 7 августа 2022 г.
Согласно имеющемуся в личном деле истца ответа нотариуса Русаковой Р.Н. на запрос ГУ МВД по Иркутской области от 28 февраля 2023 г. № нотариусом к имуществу умершего 7 февраля 2022 г. С.В.Н. на основании поданного наследниками заявления о принятии наследства было заведено наследственное дело №.
Согласно справке нотариуса от 1 марта 2023 г. № по состоянию на 1 марта 2023 г. на имя Б.О.В. не выдавалось свидетельство о праве на наследство на квартиру по адресу: <адрес>.
Свидетельством о праве на наследство по закону от 3 мая 2023 г. подтверждается право общей долевой собственности Б.О.В. на 1/6 долю в квартире по адресу: <адрес>, мкр-н Радужный, <адрес>.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования, исходил из того, что оспариваемое решение комиссии от 13 марта 2023 г. принято в отсутствие необходимых подтверждающих документов о наличии у Б.О.В. права на 1/3 доли в квартире по адресу: <адрес> при нарушении права истца Бердникова А.А. на предоставление необходимой для принятия обоснованного решения информации посредством установления неисполнимого срока в уведомлении о запросе информации.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ), Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным решения комиссии, возложении обязанности произвести перерасчет размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в отношении Бердникова А.А.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав несостоятельными доводы представителя ответчика и третьего лица в суде апелляционной инстанции о неправомерном взыскании с ГУ МВД России по Иркутской области единовременной социальной выплаты, поскольку, признав решение комиссии от 13 марта 2023 г. в части размера выплаты незаконным, суд первой инстанции не взыскал выплату, а возложил на ГУ МВД России по Иркутской области обязанность произвести перерасчет размера выплаты, расчет размера единовременной социальной выплаты относится к компетенции ответчика.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении спора суды правильно применили нормы материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
проживает в общежитии;
проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Статья 7 Федерального закона от 19 июля 2021 г. № 247-ФЗ предусматривает норму предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма, которая составляет:
1) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека;
2) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек;
3) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
В силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Статья 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19 июля 2011г. № 247-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина РФ, уволенного со службы в ОВД, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти);
несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина РФ, уволенного со службы в ОВД) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с п. 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 (далее- Правила), при определении общей площади жилого помещения учитываются: жилые помещения, принадлежащие на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи; жилые помещения, занимаемые по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи; совершенные после принятия на учет для получения единовременной выплаты действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера общей площади или отчуждению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи.
Пунктами 5, 10, 12, подп. «а», «б», «в» п. 14, п.п. 15 и 16 упомянутых Правил регулируется порядок рассмотрения уполномоченным органом заявлений сотрудников о принятии их на учет для получения единовременной выплаты (далее - учет), включая проверку сведений, представленных ими, и направление в случае необходимости запросов в государственные органы; о видах решений по указанным заявлениям и основаниях для их принятия;
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ в качестве одной из социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, нуждающимся в жилых помещениях, предусмотрено их обеспечение жилыми помещениями путем предоставления с учетом совместно проживающих с ними членов семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При этом законодательством регламентированы Правила предоставления такой выплаты и порядок ее предоставления, предусматривающие принятие решения уполномоченным органом на основании предоставленных документов, обязанности уполномоченного органа по проверке предоставленных сведений.
Установив, что оспариваемое решение о размере выплате истцу было принято в отсутствие документов о принятии супругой истца наследственного имущества, расположенного по адресу <адрес>, количестве наследников после смерти С.В.Н., размере их долей в наследственном имуществе, что ответчик для принятия решения о размере выплаты истцу должен был их истребовать у истца, что после предоставления истцом ответчику справки нотариуса от 1 марта 2023 г. уточняющая информация относительно указанных обстоятельств у истца не запрашивалась, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении требований истца.
Доводы кассатора о том, что ответчиком были приняты исчерпывающие меры для получения необходимых сведений, что истец был уведомлен о необходимости предоставления документов, подтверждающих размер наследственной доли, принятой его супругой, что истец уклонялся от предоставления информации, злоупотребляя своими правами, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который на основании оценки совокупности представленных доказательств пришел к мотивированному выводу о том, что уведомление, направленное в адрес истца о предоставлении информации о доле наследства, полученного супругой истца, было получено истцом после проведения заседания комиссии. Суды не установили в действиях истца злоупотребления правом.
Из переписки в социальных сетях, на которую ссылается кассатор, усматривается, что истец при получении справки нотариуса, в тот же день предоставил ее в распоряжение ответчика. Как верно учли суды, в случае отсутствия необходимой для принятия решения информации, в предоставленной истцом справке, подписанной нотариусом, ответчик не был лишен возможности получения дополнительной информации путем своевременного извещения об этом истца. Между тем, оспариваемое решение было принято в отсутствие сведений о доле наследственного имущества, принятого супругой истца.
В целом. доводы, приведенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебных постановлений по доводам кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 сентября 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи