Решение по делу № 2-52/2023 (2-1208/2022;) от 01.08.2022

№ 2-52/2023

24RS0018-01-2022-001642-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2023 года                         г. Зеленогорск

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Доронина С.В.,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорск Ермакова А.В.,

представителя ответчика СНТ «Урожай» Проскурина А.В., представителя ответчика Кабаковой А.Н.,

при секретаре Федоровой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорск, действующего в интересах муниципального образования ЗАТО г. Зеленогорск в лице администрации ЗАТО г. Зеленогорск и неопределенного круга лиц, к Садоводческому некоммерческому товариществу «Урожай» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г. Зеленогорск обратился в суд в интересах муниципального образования ЗАТО г. Зеленогорск в лице Администрации ЗАТО г. Зеленогорск и неопределенного круга лиц с иском к Садоводческому некоммерческому товариществу «Урожай» и, неоднократно уточнив исковые требования, просит возложить на СНТ «Урожай» обязанность в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда организовать на территории садоводства накопление, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктом 3.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.11.2020 № 769-П.

Требования мотивированы тем, в рамках надзора за соблюдением требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что СНТ «Урожай» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет деятельность на территории ЗАТО г. Зеленогорска. В результате деятельности СНТ «Урожай» образуются твердые коммунальные отходы (далее - ТКО). Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости, в связи с чем, у него возникает обязанность по обустройству места (площадки) накопления ТКО и заключению договора на вывоз ТКО. Товарищество является потребителем применительно к лицам, на которых возложена обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.04.2018 № 1/823-од ООО «Экоресурс-ПромТех» (с апреля 2020 изменено наименование на ООО «ПромТех») присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО для Зеленогорской технологической зоны Красноярского края. Деятельность осуществляется на основании лицензии. Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 № 674-в утвержден тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей и стоимость коммунальной услуги по обращению с ТКО, который ежегодно корректируется. Информация о переходе с 01.01.2019 на новую систему обращения с ТКО и утвержденном для регионального оператора тарифе и необходимости заключения с ним договора на услуги по обращению с ТКО размещены региональным оператором на официальных сайтах Администрации ЗАТО г. Зеленогорск, ООО «Экоресурс-ПромТех» и в средствах массовой информации г. Зеленогорска. Между СНТ «Урожай» и ООО «ПромТех» 11.05.2021 заключен договор № Ю000831 на оказание услуг по захоронению ТКО. Согласно п. 1.1 договора № Ю000831 потребитель (СНТ «Урожай») поручает и обязуется оплатить, а региональный оператор принимает на себя обязательства возмездного оказания услуг по захоронению ТКО. В нарушение требований закона площадки для накопления ТКО, которые образуются в результате осуществления уставной деятельности, в соответствии с требованиями Правил № 1039, Санитарных правил и норм п. 5.10 СП 53.13330.2019 по настоящее время товариществом не оборудованы. Общие собрания по вопросу организации площадок и установки контейнеров для сбора ТКО не проведены. В реестр мест (площадок) на территории г. Зеленогорска места (площадки) накопления ТКО СНТ «Урожай» не включены. Заявки от правления садоводства в Администрацию ЗАТО г. Зеленогорска о согласовании создания мест (площадок) накопления ТКО и включении их в реестр не поступали. В целях устранения нарушений прокуратурой города 27.12.2021 внесено представление председателю СНТ «Урожай» Кабаковой А.Н. в удовлетворении которого отказано. СНТ «Урожай» ни один из предусмотренных законодательством способов накопления ТКО, образующихся в результате деятельности СНТ «Урожай», не реализован. Помимо отсутствия на территории садоводства места для размещения площадок накопления твердых коммунальных отходов и соответствующих контейнерных площадок, в том числе для складирования крупногабаритных отходов, СНТ «Урожай» для сбора и вывоза ТКО не используются пакеты и (или) другие емкости, предоставленные региональным оператором. Несоблюдение СНТ «Урожай» природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, установленного Законом № 89-ФЗ правового механизма обращения с твердыми коммунальными отходами влечет загрязнение твердыми коммунальными отходами территории садоводства, возникновение угрозы здоровью граждан и ухудшения экологической ситуации на территории городского округа, нарушение прав неопределенного круга лиц - граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции РФ.

Истец Администрация ЗАТО г. Зеленогорск в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела по существу в отсутствие представителя, представил отзыв представителя истца Полтавец И.В. на исковое заявление, в котором указал, что законом уже установлена обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Кроме того, договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным договором, в связи с чем необходимо установить, направлял ли региональный оператор публичную оферту потенциальным потребителям, в том числе ответчику. В случае, если региональный оператор направлял публичную оферту, а ответчик не исполнил свою обязанность, установленную Федеральным законом № 89-ФЗ, региональный оператор вправе самостоятельно обратиться в суд (арбитражный суд) с исковыми требованиями о понуждении заключить договор. Таким образом, ответчик обязан обустроить площадку для сбора ТБО, заключить договор на вывоз ТБО в соответствии с возложенными на него законом обязанностями. Не возражал против удовлетворения исковых требований, просил учесть, что законодательством на ответчика уже возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления отходов, образовавшихся при ведении гражданами садоводства для собственных нужд; законом уже установлена обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Третье лицо МКУ «Комитет по охране окружающей среды» в лице инженера по охране окружающей среды (эколога) Сташкевич В.В. в судебном заседании пояснила, что в СНТ «Урожай» в настоящее время вывоз ТКО организован и претензий к нему со стороны МКУ КООС не имеется.

Третье лицо ООО «ПромТех», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела представителя не направил.

В судебном заседании представитель истца Ермаков А.В. уточненные исковые требования поддержал, просил возложить на СНТ «Урожай» обязанность в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда организовать на территории садоводства накопление, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктом 3.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.11.2020 № 769-П, не конкретизируя предусмотренный указанным пунктом способ, предложив ответчику самостоятельно его выбрать.

Представители ответчика Кабакова А.Н., Проскурин А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что в садоводстве с 2014 года по настоящее время осуществляется сбор и вывоз отходов без накопления на контейнерных площадках (мешочный сбор), что не противоречит ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Использование контейнерного способа обязательно приведет к переполнению контейнеров и захламлению площадок мусором, не относящимся к коммунальным отходам, что создаст дополнительные проблемы в садоводстве. С учетом количества садовых участков на территории садоводства при соблюдении правил установки контейнеров, потребуется 78-90 контейнеров и площадок под них, что ни физически, ни финансово, ни территориально невозможно. При бестарном сборе мусора такая проблема отсутствует.

Выслушав представителей истца, представителей ответчика, третьего лица МКУ «Комитет по охране окружающей среды», исследовав письменные доказательства по делу, рассмотрев дело в пределах заявленных требований, суд считает исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») дано определение следующих понятий.

Отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо предоставленного им на иных правах.

Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности, в том числе IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В силу пункта 4 статьи 8, пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу пунктов 1, 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктами 1, 3, 6 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Особенности регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами установлены статьями 24.6-24.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

При этом согласно статье 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Основания приобретения права собственности определены статьей 218 Гражданского кодекса РФ.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник (если иное не предусмотрено законом или договором).

Статьей 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

В силу статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе в случае предоставления земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков.

Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.

    В силу частей 1, 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с пунктами 5, 6, 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество).

Земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.

Территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территория садоводства или огородничества) - территория, представляющая собой элемент планировочной структуры, в границах которой граждане осуществляют ведение садоводства или огородничества для собственных нужд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для целей, в том числе создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Согласно пункту 3 части 5 статьи 1 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» членские взносы могут быть использованы, в том числе на расходы, связанные с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями.

В силу пункта 6 части 7 статьи 18 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества относится, в том числе принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (далее-Правила).

Пунктами 3, 4 указанных Правил определено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В соответствии с пунктом 5.4 «СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 № 618/пр с 15.04.2020 года (далее - СП 53.13330.2019), территория ведения садоводства состоит из следующих земельных участков: общего назначения (согласно проекту межевания территории); садовых. К земельным участкам общего назначения относятся земли, занятые: дорогами, улицами, проездами (в пределах красных линий); пожарными водоемами (и резервуарами); площадками и участками объектов имущества общего пользования (включая их санитарнозащитные зоны).

Согласно пункту 5.10 СП 53.13330.2019 на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.

В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, введенных в действие 01.03.2021 года, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Пунктом 3.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.11.2020 № 769-п (далее – Порядок), установлено, что для накопления ТКО, образующихся в гаражных кооперативах, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществах, используются: контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; пакеты и (или) другие емкости, предоставленные региональным оператором; специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов.

Согласно пункту 9.1 указанного Порядка накопление бесхозяйных ТКО с целью их дальнейшей обработки, обезвреживания, размещения осуществляется собственниками (арендаторами) земельных участков, на которых накоплены ТКО.

В силу пункта 11.1 Порядка обязанность по созданию контейнерных площадок, ремонту контейнерных площадок для накопления (в том числе раздельного) ТКО возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Пунктом 4.10 Правил благоустройства территории города Зеленогорска, утвержденных решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от 23.09.2021 № 31-130р, установлены правила содержания территории садоводческих некоммерческих товариществ (далее - СНТ).

В соответствии с пунктами 4.10.1-4.10.4 указанных Правил СНТ обязаны соблюдать чистоту и порядок на предоставленном земельном участке и прилегающей территории.

Накопление неутилизируемых отходов (стекло, металл, пластик, макулатура) осуществляется гражданами в пределах границ предоставленного земельного участка или на площадках, установленных СНТ.

Утилизируемые компоненты отходов (растительные и пищевые) могут быть использованы для получения органического удобрения. Для этого на предоставленном земельном участке предусматривается устройство компостной площадки, ямы или ящика. Древесные отходы могут сжигаться в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.

Запрещается: размещать отходы на прилегающей территории; сжигать отходы изделий и материалов, горение которых приводит к образованию вредных или ядовитых веществ.

Судом установлено, что Садоводческое некоммерческое товарищество «Урожай» зарегистрировано в качестве юридического лица с определением видов деятельности: выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей; выращивание прочих однолетних культур; выращивание прочих плодовых деревьев, кустарников и орехов (л.д. 19-21).

Согласно Уставу СНТ «Урожай» его территория находится в границах населенного пункта города Зеленогорска Красноярского края; СНТ «Урожай» является некоммерческой организацией, добровольно созданной гражданами для ведения садоводства, совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании.

Доказательства возможности и необходимости создания мест (площадок) для установки на них контейнеров с учетом имеющейся застройки и наличия частной собственности истцом в материалы дела не представлены.

В свою очередь, ответчиком представлено в суд Заключение кадастрового инженера ООО ПИГ-Земля от 10.10.2022 г. (л.д. 94), согласно которому в границах СНТ «Урожай» не представляется возможным разместить площадки под накопление ТКО с соблюдением действующих санитарных и строительных норм.

Кроме того, согласно абзацу 2 пункта 15 СанПиН 2.1.3684-21 допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках) и данный способ реализован, что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, в материалы дела представлены доказательства накопления, сбора и вывоза твердых коммунальных отходов ответчиком в соответствии с пунктом 3.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.11.2020 № 769-П, бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках) с использованием мешков.

Доводы истца о том, что с 01.01.2019 года деятельность по обращению с ТКО осуществляется исключительно региональным оператором ООО «ПромТех», а СНТ «Урожай» уклоняется от заключения договора, основаны на ошибочном толковании норм права.

Так, в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В силу прямого указания в пункте 3 части 5 статьи 1, пункте 6 части 7 статьи 18 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по решению правления товарищества договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами могут быть заключены, как с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Таким образом, обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами лежит только на собственниках помещений в многоквартирных домах и собственниках частных домовладений, а также на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих свою деятельность в помещениях многоквартирных домах и частных домовладений. Указанный вывод содержится в письмах Минприроды России от 11.12.2018 № 12-50/10263 «О региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами» и от 29.11.2018 № 12-50/09872 «О реализации положений Закона № 89-ФЗ», а также подтверждается требованиями действующего законодательства.

При этом, в соответствии с пунктом 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, само по себе отсутствие договора, как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в установленных законом случаях в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пунктом 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Кроме того, ответчиком транспортировка и передача для размещения отходов производства и потребления 4-5 класса опасности обеспечивается Договором № 76/2021 от 01.05.2021 г. с ИП Сабитовым О.Ф. Фактическое исполнение указанного договора в соответствии с аб. 2 п. 15 СанПиН 2.1.3684-21 бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках) подтверждено в суде фотоматериалами, а также оплаченными ответчиками счетами (л.д. 142-175). Прокурором указанный договор не оспорен и судом недействительным не признан. Отсутствие со стороны природоохранных организаций к СНТ «Урожай» претензий относительно свалок в садоводстве также свидетельствует об организованном ответчиком вывозе ТКО.

Таким образом, доказательства тому, что в СНТ «Урожай» не организовано накопление, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктом 3.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.11.2020 № 769-П (без конкретизации способа накопления, сбора и вывоза ТКО), прокурор суду не представил.

Поскольку судом не установлено виновного бездействия СНТ «Урожай», то есть неисполнения обязанностей, возложенных на ответчика нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия, а соответственно и нарушения прав муниципального образования г. Зеленогорск Красноярского края и неопределенного круга лиц, в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора ЗАТО г. Зеленогорск, действующего в интересах муниципального образования ЗАТО г. Зеленогорск в лице Администрации ЗАТО г. Зеленогорск и неопределенного круга лиц, к Садоводческому некоммерческому товариществу «Урожай» о понуждении к совершению действий отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                      С.В.Доронин

Мотивированное решение составлено 6 февраля 2023 года.

2-52/2023 (2-1208/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Муниципальное образования ЗАТО г. Зеленогорск в лице Администрации ЗАТО г. Зеленогорск
Прокуратура ЗАТО г. Зеленогорск
Ответчики
Садоводческое некоммерческое товарищество "Урожай"
Другие
ООО "ПРОМТЕХ"
МКУ "Комитет по охране окружающей среды"
Суд
Зеленогорский городской суд Красноярского края
Судья
Доронин С.В.
Дело на странице суда
zelen.krk.sudrf.ru
01.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2022Передача материалов судье
05.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.08.2022Предварительное судебное заседание
14.09.2022Судебное заседание
11.10.2022Судебное заседание
03.11.2022Судебное заседание
18.11.2022Судебное заседание
16.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2023Дело оформлено
31.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее