04RS0018-01-2024-004039-54
Гр. дело№2-3140/2024
Решение в окончательной форе изготовлено 17.07.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2024 год г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Степановой Э.Ж., при секретаре Чимитовой Ю.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3140/2024 по исковому заявлению Заместителя прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа № <адрес>" об обязании обеспечить создание инвалидам условий доступности услуг
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц просит обязать МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № <адрес>" в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить создание инвалидам условий доступности услуг путем размещения на входе в здание образовательной организации по адресу <адрес>, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне вывески с названием организации, графиком работы, плана здания.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требования законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что в нарушение требований закона на входе в здание МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № <адрес>" отсутствуют выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, что нарушает требования действующего законодательства и нарушает права и свободы граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального значения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечен к участию в деле в качестве третьего лица МУ "Комитет по образованию Администрации <адрес>".
В судебном заседании представитель истца Шулунова С.М., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, дала суду пояснения, аналогичные вышеизложенному. Полагала указанный в иске срок исполнения решения суда 3 месяца разумным, отвечающим требованиям законодательства.
В судебном заседании представитель ответчика МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № <адрес>" Иванов А.М. исковые требования признал, суду пояснил, что с требованиями прокурора согласны, в настоящее время получены коммерческие предложения от организаций, которыые выполняют такие работы, после документы будут направлены в комитет по образованию для принятия мер по финансированию данных мероприятий.
Представитель третьего лица МУ "Комитет по образованию Администрации <адрес>" по доверенности Никитина В.П., согласившись с требованиями искового заявления, просила увеличить сроки устранения нарушения на 6 месяцев.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 названного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно ст. 2, 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно- точечным шрифтом Брайля.
В соответствии с пунктом 7 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 (далее - Порядок), органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).
Пунктами 3 и 4 Порядка установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Ими же должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие. Законные права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку и создание для них доступной среды проживания не могут зависеть от даты постройки и ввода объектов, используемых под соответствующие учреждения. Изменение конструктивных элементов здания общеобразовательного учреждения представляет собой необходимые действия, обеспечивающие минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях их адаптации.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что в нарушение требований закона на входе в здание образовательной организации по адресу г<адрес>, отсутствуют выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне вывески с названием организации, графиком работы, плана здания.
МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5 <адрес>" является подведомственным учреждением, в отношении которого Комитет по образованию осуществляет функции и полномочия учредителя от имени Администрации <адрес>, что подтверждается п. 1.4 общеобразовательного учреждения.
До настоящего времени МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № <адрес>" не обеспечило создание инвалидам условий доступности услуг путем размещения на входе в здание образовательной организации по адресу <адрес>, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне вывески с названием организации, графиком работы, плана здания.
Таким образом, учитывая, что непринятие ответчиком комплекса мер, направленных на обеспечение создание инвалидам условий доступности услуг образовательного учреждения, противоречит требованиям действующего законодательства и приводит к нарушению прав и свобод граждан, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает необходимым установить 3-месячный срок для устранения нарушения со дня вступления решения в законную силу.
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Улан-Удэ" об обязании обеспечить создание инвалидам условий доступности услуг удовлетворить
Обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № <адрес>" (ОГРН 1020300907351) в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить создание инвалидам условий доступности путем размещения на входе в здание образовательной организации по адресу <адрес> <адрес>, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне вывески с названием организации, графиком работы, плана здания.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья . Э.Ж.Степанова
.
.
.