Гр.дело № 2-137/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сухой Лог 31 марта 2022 года
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Нестерова В.А.,
при секретаре судебного заседания Печенкиной Е.В.,
с участием представителя истцов помощника Сухоложского городского прокурора А.К.И., представителя ответчика Администрации ГО Сухой Лог ФИО15., представителя третьего лица МУП «Горкомсети» Б.Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сухоложского городского прокурора, действующего в интересах Б.Г.Р., Н.Г.Ю., К.В.М., М.А.Г. к Администрации городского округа Сухой Лог о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
установил:
Сухоложский городской прокурор первоначально обратился с иском к ответчикам Администрации городского округа Сухой Лог, МУП «Горкомсети», просил: 1) обязать Администрацию городского округа Сухой Лог в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу подать в регистрирующий орган заявление о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества канализационный трубопровод общего пользования, обслуживающий дома, расположенные по адресам: <адрес>, до централизованного канализационного коллектора, находящегося на балансе МУП «Горкомсети»; 2) обязать Администрацию городского округа Сухой Лог по истечении года со дня постановки на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества канализационный трубопровод общего пользования, обслуживающий дома, расположенные по адресам: <адрес>, до централизованного канализационного коллектора, находящегося на балансе МУП «Горкомсети», признать право муниципальной собственности на указанный выше канализационный трубопровод; 3) обязать Администрацию городского округа Сухой Лог и МУП «Горкомсети» подписать акт приёма-передачи канализационного трубопровода общего пользования, обслуживающий дома, расположенные по адресам: <адрес>, до централизованного канализационного коллектора, находящегося на балансе МУП «Горкомсети»; 4) обязать МУП «Горкомсети» осуществлять эксплуатацию канализационного трубопровода общего пользования, обслуживающего дома, расположенные по адресам: <адрес>, пролегающий от границ земель в форме частной собственности до централизованного канализационного коллектора, находящегося на балансе МУП «Горкомсети».
В обоснование иска указано, что Сухоложской городской прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению жителей домов по <адрес>,2), <адрес>,2) в селе <адрес> о ненадлежащем обслуживании системы водоотведения из указанных домовладений. По результатам проверки установлено, что отсутствует собственник канализационного трубопровода общего пользования, обслуживающего дома заявителей, в связи с чем трубопровод является бесхозяйным имуществом, согласно п.п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 8 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.3, 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» подлежит постановке на соответствующий учёт ответчиком.
В дальнейшем требования иска неоднократно уточнялись стороной истца.
Определением суда от 15.03.2022 принят отказ истца от исковых требований, адресованных МУП «Горкомсети», а также от требований к Администрации городского округа Сухой Лог подписать акт приема-передачи канализационного трубопровода, производство по делу в соответствующей части прекращено, МУП «Горкомсети» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора.
В судебном заседании 31.03.2022 представитель истца помощник прокурора А.К.И. представила заявление об уточнении исковых требований, окончательно истец просит:
1) Обязать администрацию городского округа Сухой Лог в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу подать в регистрирующий орган заявление о постановке на учёт как бесхозяйное недвижимое имущество - канализационный трубопровод общего пользования, обслуживающий дома, расположенные по адресам: <адрес>) в <адрес>, пролегающий от границы земель в форме частной собственности с кадастровым номером №, вблизи автодороги по <адрес>, до централизованного канализационного коллектора, находящегося на балансе МУП «Горкомсети», расположенного вблизи Агроучилища №112 (кадастровый №), общей протяжённостью 64 метра.
2) Обязать Администрацию городского округа Сухой Лог по истечении года со дня постановки на учёт как бесхозяйное недвижимое имущество, канализационный трубопровод общего пользования, обслуживающий дома, расположенные по адресам: <адрес>- 2), <адрес>, пролегающий от границ земель в форме частной собственности, с кадастровым номером № до централизованного канализационного коллектора, находящегося на балансе МУП «Горкомсети», расположенного вблизи Агроучилища № (кадастровый №), общей протяжённостью 64 метра, принять меры, направленные на признание права муниципальной собственности на указанный выше канализационный трубопровод.
Протокольным определением суда приняты к производству изменения исковых требований, изложенные в заявлении об изменении иска.
Истцы Б.Г.Р., Н.Г.Ю., К.В.М., М.А.Г. извещались о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в письменном заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании старший помощник прокурора А.К.И. исковые требования с учётом изменений поддержала, настаивала на их удовлетворении, пояснила, что при выходе на место расположения спорного трубопровода с участием представителя МУП «Горкомсети» произведены замеры с составлением акта, протяженность составила 64 метра от границы земель в форме частной собственности, с кадастровым номером 66:63:1801005:67 (50 метров от первого смотрового колодца) до места врезки в централизованный коллектор. Исходя из положений п.2 Правил водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, полагает, что постановке на учёт в качестве безхозяйного для последующей передачи в муниципальную собственность подлежит трубопровод от границ частного землевладения.
Представитель ответчика Администрации городского округа Сухой Лог Соловьев И.Д. в судебном заседании указал, что исковые требования признаёт частично, подтвердил, что указанный в иске участок канализационного трубопровода не состоит в реестре муниципальной собственности, обладает признаками безхозяйного, в то же время полагает, что границы указанного в иске объекта подлежат установлению от первого смотрового колодца до точки врезки в централизованный коллектор.
Представитель третьего лица МУП «Горкомсети» Б.Г.Н. в судебном заседании и представленном отзыве указала, что спорная канализационная сеть была спроектирована и построена в качестве наружной сети канализации двухквартирных жилых домов по адресу: <адрес>, <адрес>. Данная канализационная сеть обеспечивает нормальную эксплуатацию указанных объектов. При таких обстоятельствах и в силу статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона № 416-ФЗ, статьи 2 Закона № 384-ФЗ, пункта 3.17 ГОСТ Р 22.1.12- 2005 пункта 3.17 СП 30.13330.2016 спорная канализационная сеть является сетью инженерно- технического обеспечения перечисленных выше домов в пределах придомовых земельных участков, создавалась для обслуживания указанных домов (предназначена для транспортировки сточных вод) и, следовательно, является принадлежностью этих домов. В связи с чем, полагает, что признание части единого сооружения, а именно участок выпуска, выходящий от земельного участка до канализационного колодца, расположенного на землях общего пользования близ части жилого <адрес> в <адрес>, не имеет самостоятельного назначения, а признание данного участка канализационного трубопровода нарушит целостность единого инженерного сооружения. С учётом применения к заявленным в иске спорным правоотношениям по аналогии п.5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, а также п.31(2) Правил водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, полагает необходимым определять границу спорного трубопровода от первого смотрового колодца. Также обратила внимание на то, что указанного в иске Агроучилища в настоящее время нет.
Заслушав представителей сторон и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований, возражений, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.2 ст.68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В судебном заседании не оспаривалось сторонами и подтверждается материалами дела, что части жилых домов, расположенные по адресам: <адрес> в <адрес>, на земельных участках категории земли поселений для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровыми номерами № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>) принадлежат на праве частной собственности истцам Б.Г.Р. (<адрес>), Н.Г.Ю. (<адрес>), К.В.М. (<адрес>), М.А.Г. (<адрес>). (л.д.15-20)
Согласно материалам дела Сухоложской городской прокуратурой проведена проверка по обращению указанных собственников о нарушении прав в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой заявителям прокурором даны мотивированные разъяснения о том, что в силу ч.1 ст.15. ч.1 и ч.3 ст.16 ЖК РФ принадлежащие им объекты недвижимости в виде части жилого дома, имеющего самостоятельный выход на собственный земельный участок, не являются квартирами многоквартирного дома, а относятся к категории блоков домов блокированной застройки, следовательно, на них не распространяется нормативная регламентация, предусмотренная для многоквартирных домов.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 16 ЖК РФ: жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособлением помещении.
Действительно, определение понятия "часть жилого дома" в ЖК РФ отсутствует. Исходя из положений статей 15 и 16 ЖК РФ, часть жилого дома является объектом жилищных прав.
В то же время, федеральным законом от 30.12.2021 № 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 476-ФЗ), вступившим в силу 01 марта 2022 г., устранена правовая неопределенность, возникающая при определении статуса жилых домов. С учетом названных изменений существующие и вновь возводимые дома подлежат отнесению к одному из трех видов жилой недвижимости: жилой дом, блокированный жилой дом, многоквартирный дом.
Домом блокированной застройки в соответствии с ранее действовавшей редакцией пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ признавался дом не выше трех этажей, состоящий из нескольких блоков (не более десяти), каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену без проемов с соседним блоком, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Блоком жилым автономным признавался жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками (пункт 3.2 СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные», Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001, утвержденного Приказом Минстроя России от 20 октября 2016 г. № 725/пр).
С принятием и вступлением в силу Закона № 476-ФЗ каждый блок признается домом блокированной застройки, если он блокирован с другим жилым домом в одном ряду общей боковой стеной без проемов и имеет отдельный выход на земельный участок (пункт 40 части 1 статьи 1 ГрК РФ). Понятия, обозначающего общее здание, состоящее из совокупности блоков, новый закон не предусматривает, подчеркивая тем самым автономность и самостоятельность каждого блока (дома блокированной застройки) как объекта недвижимости и объекта права.
С учётом изложенного, как верно указано прокурором, на расположенные в границах принадлежащих на праве собственности истцам земельных участков системы водоснабжения и водоотведения не распространяется режим эксплуатации общего имущества многоквартирного дома, а также соответствующие сети не подлежат признанию безхозяйными, поскольку принадлежат на праве собственности истцам, которые в силу ст.ст.249 Гражданского кодекса Российской Федерации несут бремя содержания принадлежащего им имущества, в том числе коммуникаций, в пределах принадлежащего каждому из истцов земельного участка и жилого дома.
Проверкой прокуратуры также установлено и подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, схемой, представленной Администрацией городского округа Сухой Лог, что указанные дома имеют общий канализационный трубопровод, проходящий через принадлежащие собственникам земельные участки, который соединен с центральным коллектором спорным участком канализационного трубопровода, проходящего от земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>), принадлежащего на праве собственности Б.Г.Р., до точки врезки в централизованный канализационный коллектор, находящийся на балансе МУП «Горкомсети», на земельном участке с кадастровым номером №. (л.д.123). Прокуратурой произведены замеры спорного участка трубопровода с составлением акта, протяженность составила 64 метра от границы земель в форме частной собственности, с кадастровым номером № (50 метров от первого смотрового колодца) до места врезки в централизованный коллектор.
Спорный трубопровод обладает признаками линейного объекта недвижимости в силу его размещения под землей и невозможности его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.
Определяя параметры, в том числе протяженность, заявленного в иске в качестве безхозяйного объекта и оценивая соответствующие доводы сторон о его принадлежности, суд учитывает следующее.
Правила водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, определяют понятия "граница балансовой принадлежности" и "граница эксплуатационной ответственности" систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктами 31, 31(2) Правил водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.
Указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по канализационным сетям устанавливается: а) если абонент владеет объектами централизованной системы водоотведения, - по границе балансовой принадлежности таких объектов абоненту; б) в остальных случаях - по первому смотровому колодцу.
Как следует из п.8.2 договора на холодное водоснабжение и водоотведение (вывоз жидких бытовых стоков) от 26.07.2021г. №, заключенного ресурсоснабжающей организацией МУП «Горкомсети» с потребителем Б.Г.Р. на предоставление соответствующих услуг по адресу: <адрес>, потребитель несет ответственность за техническое состояние и эксплуатацию трубопроводов согласно техническим условиям на подключение, а при их отсутствии в следующем порядке: за участки трубопроводов систем канализации, расположенных внутри помещения, а также от внешней границы дома до колодца подключения к сетям МУП «Горкомсети» (л.д.97-102).
Таким образом, законодательное регулирование и формулировка заключенного с потребителем договора относит к внутренним сетям домовладения участок систем канализационного трубопровода до первого смотрового колодца, расположенного согласно пояснениям участников процесса в непосредственной близости от границы земельного участка с кадастровым номером №. Согласно никем не оспоренным замерам, проведенным сотрудником прокуратуры с участием специалиста МУП «Горкомсети», предметом спора является участок канализационного трубопровода, обслуживающего дома, расположенные по адресам: <адрес> (1-2), <адрес> (1-2) в <адрес>, протяженностью 50 метров от первого смотрового колодца у земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>), принадлежащего на праве собственности Б.Г.Р., до точки врезки в централизованный канализационный коллектор, находящийся на балансе МУП «Горкомсети», на земельном участке с кадастровым номером №. Доводы иска об определении указанного трубопровода от границы земель в форме частной собственности, с кадастровым номером № судом отклоняются.
Как следует из пояснений сторон, указанный объект не состоит на учёте в реестре муниципальной собственности и реестре бесхозяйного имущества, не передавалось на обслуживание МУП «Горкомсети». В настоящее время правообладатели указанного трубопровода не установлены.
Согласно п.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Положением о порядке учета и использования бесхозяйного имущества на территории городского округа Сухой Лог, утвержденным решением Думы городского округа от 26.02.2015 N 317-РД (далее - Положение) определены вопросы регулирования правоотношений, связанных с бесхозяйным имуществом, в городском округе Сухой Лог.
Согласно п.3, 4 Положения под бесхозяйным имуществом понимается имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. К бесхозяйным объектам недвижимости относятся сооружения прочно связанные с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, расположенные на территории городского округа Сухой Лог. Движимое имущество, брошенные (оставленные) вещи или имущество, в отношении которого собственником совершены какие-либо определенные действия, свидетельствующие об отказе от права собственности, обращаются в муниципальную собственность в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Учет бесхозяйного имущества на территории городского округа Сухой Лог ведется в реестре бесхозяйного имущества (далее - Реестр). Реестр ведется в электронной форме комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Сухой Лог (далее - Комитет).
В соответствии с п.5 Положения сведения о бесхозяйном недвижимом имуществе могут поступать в Администрацию городского округа Сухой Лог из различных источников: 1) от юридических и физических лиц; 2) от структурных подразделений и должностных лиц Администрации; 3) в результате проведения Комитетом работы по выявлению бесхозяйного имущества; 4) иными способами.
Пунктом 7 Положения установлено, что после получения информации о бесхозяйном недвижимом имуществе Комитет осуществляет следующие действия:
1) направляет запросы в соответствующие органы исполнительной власти Российской Федерации, Свердловской области, органы местного самоуправления и организации, обладающие сведениями об учете и регистрации вышеуказанных объектов, и анализирует поступившие сведения;
2) в случае поступления сведений об отсутствии собственника, Комитет готовит пакет документов с техническими характеристиками объектов и публикует сведения о выявленных бесхозяйных объектах в газете "Знамя Победы";
3) направляет пакет документов, необходимых для постановки на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Сведения о данном бесхозном инженерном сооружении поступали в Администрацию городского округа Сухой Лог от граждан и из Сухоложской городской прокуратуры в ходе рассмотрения обращения, вместе с тем, Администрацией городского округа Сухой Лог бесхозяйный объект на учет не поставлен (л.д.9, 10, 21).
Доказательств того, что указанное в иске имущество принадлежит кому-либо на праве собственности либо ином вещном праве суду не представлено, в связи с чем имеются предусмотренные законом и Положением основания для его признания бесхозяйным. Также не представлено суду доказательств принятия ответчиком в отношении заявленного в иске имущества мер по его постановке на учёт, предусмотренных п.7 Положения.
При этом отсутствие собственника, на котором лежит бремя содержания имущества (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации), у объекта водоснабжения, обеспечивающего коммунальными услугами ненадлежащего качества неопределенный круг лиц, проживающих в домах, и непринятие мер по контролю за ним угрожает интересам неопределенного круга лиц, поскольку объект не обслуживается ресурсоснабжающей организацией, что может повлечь аварию с причинением ущерба имуществу как проживающих в непосредственной близости граждан, так и иных лиц, имеющих конституционное право на благоприятную окружающую среду.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность защиты гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, исковые требования прокурора о возложении обязанности на ответчика Администрацию городского округа Сухой Лог по постановке на учёт в качестве безхозяйного спорного объекта канализационного трубопровода суд полагает законными и обоснованными. Обсуждая сроки проведения заявленных в иске мероприятий, оценив соответствующие доводы сторон, суд полагает возможным с учётом особенностей бюджетного финансирования и проведения закупок для муниципальных нужд установить срок исполнения указанного в иске требования согласно иску, в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию городского округа Сухой Лог обязанности:
1) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу подать в регистрирующий орган заявление о постановке на учёт как бесхозяйное недвижимое имущество - канализационный трубопровод (водоотведения) общего пользования протяжённостью 50 метров, обслуживающий дома, расположенные по адресам: <адрес>) в <адрес>, пролегающий от смотрового колодца у земельного участка в форме частной собственности с кадастровым номером № вблизи автодороги по <адрес> до точки врезки в централизованный канализационный коллектор, находящийся на балансе МУП «Горкомсети», на земельном участке с кадастровым номером №.
2) по истечению года со дня постановки на учёт указанного бесхозяйного недвижимого имущества – канализационного трубопровода общего пользования принять меры, направленные на признание права муниципальной собственности на указанный объект имущества.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде, с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 07 апреля 2022 года.
Судья Сухоложского городского суда
Свердловской области В.А. Нестеров