№ 12-13/2021
Р Е Ш Е Н И Е
п. Тюльган 25 ноября 2021 года
Судья Тюльганского районного суда Оренбургской области Власова Н.Н., при секретаре Полякове Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области на постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Оренбургской области от 5 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении Сергеевой Ольги Владимировны,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Оренбургской области от 5 июля 2021 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении Сергеевой Ольги Владимировны в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не соглашаясь с постановлением мирового судьи, ввиду его незаконности, ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области просит суд его отменить, указывает, что статья 15.33.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц и согласно Выписке из ЕГРЮЛ лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является начальник отдела образования Сергеева О.В. Следовательно, к административной ответственности было привлечено должностное лицо отдела образования Администрации Тюльганского района Оренбургской области.
Вынося постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, суд 1 инстанции, указал на отсутствие состава правонарушения в связи с тем, что Сергеева О.В. не является субъектом правонарушения. Считают, что данные выводы суда основаны на неверной оценке собранных по делу доказательств. Так, ссылку суда 1 инстанции на должностную инструкцию бухгалтера МКУ «Центр сопровождения деятельности образовательных учреждений Тюльганского района Оренбургской области» ФИО5, на основании которой в должностные обязанности входит наравне с другими функциями и обязанность формирования и направления отчета в СЗВМ в Пенсионный фонд считают необоснованной, так как форма СЗВ-М содержит информацию о работающих в организации гражданах, данная информация формируется на основании данных о приеме и увольнении работников и относится к кадровому учету, а не к бухгалтерскому, как ошибочно полагает суд 1 инстанции. Прием и увольнение работников осуществляет непосредственно начальник отдела образования администрации Тюльганского района Оренбургской области, другое противоречило бы трудовому законодательству.
Из Устава МКУ «Центр сопровождения деятельности образовательных учреждений Тюльганского района Оренбургской области» усматривается, что оно создано с целью организации и ведения бухгалтерского, экономического, налогового и статистического учета и отчетности не прослеживается обязанность МКУ «Центр сопровождения деятельности образовательных учреждений» в предоставлении в территориальные органы Пенсионного фонда РФ отчетов в сфере персонифицированного учета. Считают, что передача должностным лицом обязанностей, исполнение которых возложено на него законами, иному лицу по гражданско-правовому договору, не может являться правовым основанием для освобождения страхователя от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязанностей.
Представитель ГУ-ОПФР по Оренбургской области Фролова Н.Н., действующая на основании доверенности от 01.10.2021 года,в заявлении просила суд рассмотреть жалобу без ее участия. Доводы жалобы поддерживает.
В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности Сергеева О.В., не явилась, ходатайствовала перед судом о рассмотрении жалобы без ее участия. Просила суд в удовлетворении жалобы ГУ УПРФ отказать.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 15.33.2. КоАП РФ непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, являются страхователями сведений по обязательному пенсионному страхованию.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно п.1 ст.11 указанного Федерального закона страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
По п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом УПФР в Сакмарском районе Оренбургской области (межрайонное) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2. КоАП РФ, в отношении должностного лица - Сергеевой О.В., которая являясь руководителем отдела образования администрации Тюльганского района Оренбургской области, не представила в срок до 18 августа 2020 года в Управление Пенсионного фонда в Сакмарском районе Оренбургской области (межрайонное) сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период - июль 2021 г. по форме СЗВ - М.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Как усматривается из материалов дела, Сергеева О.В. назначена на должность начальника отдела образования с 03 декабря 2012 года распоряжением главы администрации Тюльганского района № 53-лс от 03.12.2012 года. Согласно выписке из ЕГРН Сергеева О.В. является руководителем отдела образования Тюльганского района Оренбургской области и действует от имени организации без доверенности, являющегося в силу Федерального закона N 27-ФЗ страхователем.
В целях оказания вспомогательной деятельность аппарату отдела образования администрации Тюльганского района Оренбургской области и образовательным учреждениям Тюльганского района и предоставления прочих услуг общего характера, не связанных с выполнением специфических функций, муниципальным образованием Тюльганский район учреждено муниципальное казенное учреждение «Центр сопровождения деятельности образовательных учреждений Тюльганского района Оренбургской области» (МКУ «ЦСДОУ»), директором которого назначена ФИО4
Приказом № 22 от 19.07.2016 года на должность бухгалтера МКУ «Центр сопровождения деятельности образовательных учреждений Тюльганского района» назначена ФИО6 в должностные обязанности которой, помимо иных обязанностей, входит формирование и направление отчета СЗВ-М.
Вывод мирового судьи о том, что Сергеева О.В. ненадлежащий субъект административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, является не верным.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи - это юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.
В силу абз. 3 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, является должностное лицо.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует, в частности, понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Вопрос представления страхователем отчета формы СЗВ-М регулируется Федеральным законом N 27-ФЗ и относится к отчетности по персонифицированному учету, составляемой на основе приказов и других документов по учету кадров. Обязанность по представлению данного вида отчетности возложена на страхователя, то есть на соответствующего руководителя юридического лица.
Доводы заявителя жалобы, что при ведении бухгалтерского учета в организации на основании гражданско-правового договора третьими лицами не освобождает руководителя организации от административной ответственности, не могут быть приняты, так как МКУ «Центр сопровождения деятельности образовательных учреждений Тюльганского района Оренбургской области» осуществляет свою деятельности не по гражданско-правовому договору, а на основании Устава и её учредителем является муниципальное образование Тюльганский район Оренбургской области.
Анализируя исследованные доказательства, прихожу к выводу о том,что постановление мирового судьи о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава вменяемого лицу противоправного деяния принято без установления обстоятельств, подлежащих выяснению по настоящему делу применительно к сфере специального нормативного регулирования. Суд первой инстанции не дал юридически значимым по делу обстоятельствам должной оценки и не предпринял мер по установлению фактических обстоятельств дела.
Допущенное мировым судьей нарушение является существенным, поскольку повлияло на полноту, всесторонность и объективность выяснения фактических обстоятельств дела, а потому такое рассмотрение дела нельзя признать отвечающим установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании ст.ст.30.6, п.2 ч.1 ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Оренбургской области от 5 июля 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении Сергеевой Ольги Владимировны – отменить и направить дело на новое рассмотрение,
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Порядок пересмотра вступившего в законную силу решения суда возможен в порядке надзора, в соответствии со ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья Н.Н. Власова