Дело № 66а-1869/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 22 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С.,
судей Ковалёвой Ю.В., Корпачевой Е.С.,
при секретаре Никишовой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-917/2020 по административному исковому заявлению Саманцовой Елены Робертовны, действующей также в интересах несовершеннолетних детей, о признании недействующими отдельных положений «Порядка предоставления субсидий участникам подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве» государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области», утверждённого постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года № 846-п,
по апелляционной жалобе Саманцовой Елены Робертовны на решение Брянского областного суда от 16 ноября 2020 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В., объяснения Рождественского В.Я., также представляющего интересы Саманцовой Е.Р., Славинской А.В. - представителя Саманцовой Е.Р., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., судебная коллегия
установила:
постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года № 846-п, опубликованным 31 декабря 2013 года в информационном бюллетене «Официальная Брянщина» № 38/3, утверждён «Порядок предоставления субсидий участникам подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве» государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области» (далее по тексту – Порядок предоставления субсидий № 846-п).
Согласно пункту 2.2. Порядка предоставления субсидий № 846-п, субсидии участникам подпрограммы предоставляются в порядке очередности по дате подачи заявления: многодетным семьям в соответствии с реестром очередности многодетных семей по Брянской области (абзац первый); участникам подпрограммы в соответствии с реестром очередности участников подпрограммы по Брянской области (абзац второй).
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка предоставления субсидий № 846-п данным Порядком устанавливаются категории граждан, которым предоставляются субсидии на компенсацию части стоимости жилого помещения, и размеры субсидий (в процентах) по каждой из приведённых категорий граждан, а именно: многодетным семьям независимо от места работы участника подпрограммы при размере совокупного дохода на каждого члена семьи не более 3,0 прожиточного минимума - в размере 65 процентов от стоимости жилья, рассчитанной в зависимости от социальной нормы площади и стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, прописанных в пунктах 2.7, 2.8 данного Порядка (пункт 2.3.3).
Региональный оператор рассматривает представленные участником подпрограммы документы, осуществляет предварительный расчёт размера субсидии и с учётом условий раздела 2 данного Порядка, формирует:
очерёдность участников подпрограммы в хронологической последовательности по Брянской области (абзац первый);
очерёдность участников подпрограммы - многодетных семей в хронологической последовательности по Брянской области (абзац второй).
Если семья участника подпрограммы утрачивает статус многодетной, но сохраняет статус нуждающейся в улучшении жилищных условий, то она исключается из реестра очередности многодетных семей и включается в реестр очередности участников подпрограммы в соответствии с первоначальной датой подачи заявления на участие в подпрограмме (абзац третий).
Если семья участника подпрограммы приобретает статус многодетной семьи, то она вправе остаться в реестре участников подпрограммы или на основании письменного заявления включается в реестр очередности многодетных семей в соответствии с первоначальной датой подачи заявления на участие в подпрограмме (абзац четвёртый).
Многодетная семья, состоящая в реестре очерёдности многодетных семей, вправе отказаться состоять в реестре для многодетных семей. В этом случае многодетная семья имеет право состоять в реестре очерёдности участников подпрограммы в соответствии с первоначальной датой подачи заявления на участие в подпрограмме, о чём письменно уведомляет исполнителя подпрограммы (абзац пятый).
Многодетная семья при подаче документов на участие в подпрограмме вправе отказаться от включения в реестр очерёдности многодетных семей. В этом случае семья включается в реестр очередности участников подпрограммы по дате подачи заявления на участие в подпрограмме, о чём письменно уведомляет исполнителя подпрограммы (абзац шестой).
Присвоение порядкового номера очереди участнику подпрограммы осуществляется региональным оператором в хронологическом порядке после проверки документов, на основании даты представления участником полного комплекта документов по перечню, указанному в пункте 4.1 данного Порядка. Дата приёма документов фиксируется региональным оператором на заявлении во время приёма-передачи документов. В журнале приёма документов делается запись с указанием даты приёма документов, которая подтверждается подписью заявителя (абзац седьмой).
Участник подпрограммы в случае изменения состава семьи или изменения места регистрации обновляет ходатайство, а также подтверждает нуждаемость в улучшении жилищных условий ходатайством один раз в пять лет. При неподтверждении участником подпрограммы нуждаемости в улучшении жилищных условий исполнитель подпрограммы исключает данного участника из реестра очередности (абзац тринадцатый) (пункт 4.3 Порядка предоставления субсидий № 846-п).
Согласно пункту 4.9 Порядка предоставления субсидий № 846-п субсидии участникам подпрограммы предоставляются за счёт средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
В соответствии с утверждёнными бюджетными ассигнованиями исполнитель подпрограммы ежегодно планирует распределение субсидий в разрезе городских округов и муниципальных районов Брянской области, а также определяет объём средств, предназначенных для субсидирования многодетных семей, в общем объёме финансирования подпрограммы.
Объём средств, предназначенных для выплаты субсидий многодетным семьям, определяется как процентное соотношение количества многодетных семей - участников подпрограммы к общему количеству участников подпрограммы, умноженное на объём утвержденных ассигнований за минусом суммы, предназначенной на предоставление субсидии на компенсацию части платежей по кредитным договорам (договорам займа) согласно утверждённым реестрам на начало текущего финансового года.
Саманцова Елена Робертовна, действующая также в интересах своих несовершеннолетних детей 2005 и 2013 года рождения, обратилась в Брянский областной суд с данным иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, указывая на то, что Порядок предоставления субсидий № 846-п в оспариваемой части: противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе статье 57 (1) Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку нарушает жилищные и социальные права на получение жилья по льготным основаниям с субсидированием оплаты ипотеки или договора о приобретении жилья, следовательно, ухудшает положение административного истца и его семьи, поскольку они вправе рассчитывать на тот уровень социальной поддержки, который существовал до введения Порядка предоставления субсидий № 846-п; не отвечает общеправовому критерию формальной определённости, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом. Оспариваемые пункты Порядка предоставления субсидий № 846-п приняты с превышением полномочий органа, издавшего нормативный правовой акт.
Решением Брянского областного суда от 16 ноября 2020 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Саманцова Е.Р. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, по доводам, изложенным в суде первой инстанции. Также указывает, что в соответствии с Порядком предоставления субсидий № 846-п достижение старшим ребенком совершеннолетнего возраста, является основанием для исключения из реестра очерёдности многодетных семей, хотя при постановке в реестр, семья такому определению соответствовала. При изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель субъекта Российской Федерации должен находить баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, а если с учетом состояния бюджета субъекта Российской Федерации это оказывается невозможным - максимально смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывающих на получение соответствующих мер социальной поддержки. Новые правила предоставления субсидии поставили Саманцову Е.Р. в зависимость не от количества воспитанных ею троих детей, а от возрастного ограничения – достижения старшим ребенком возраста исключения из программы. Превышение полномочий Правительства Брянской области в данном случае связано с тем, что орган законодательной власти устанавливает право граждан на дополнительные меры социальной поддержки, а орган исполнительной власти устанавливает механизм реализации этого права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Брянской области, департаментом строительства Брянской области, прокуратурой Брянской области представлены письменные возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Славинская А.В и заинтересованное лицо Рождественский В.Я., также представляющий интересы административного истца, на доводах апелляционной жалобы настаивали, просили решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Департамент строительства Брянской области просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Учитывая положения статей 150, 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам пришла к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24 сентября 2013 года Саманцова Е.Р., являясь многодетной матерью, обратилась в областную комиссию по предоставлению субсидий участникам подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области» долгосрочной целевой программы «Жилище» (2011-2015 годы) с заявлением на предоставление субсидии за счёт средств областного бюджета.
Порядок предоставления указанных субсидий устанавливался постановлением Правительства Брянской области от 20 июня 2011 года № 546 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий и Порядка предоставления займов участникам подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области» досрочной целевой программы «Жилище» (2011-2015 годы) государственной программы «Строительство и архитектура в Брянской области» (2012-2015 годы), которые утратили силу 30 декабря 2013 года в связи с принятием Порядка предоставления субсидий № 846-п.
29 июля 2019 года Советская районная администрация города Брянска направила в областную комиссию по предоставлению субсидий ходатайство о выделении малоимущей семье Саманцовой Е.Р. субсидии.
Исполнителем программы, автономной некоммерческой организацией «Брянский областной жилищный фонд», 14 августа 2019 года Саманцовой Е.Р. письменно сообщено об исключении её из реестра очерёдности многодетных семей и включении под № 62 на основании пункта 4.3 оспариваемых Правил предоставления субсидий № 846-п в реестр участников подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве» государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области», утверждённой постановлением Правительства Брянской области от 27 декабря 2018 года № 731-п.
7 августа 2020 года административному истцу сообщено, что её семья состоит под номером 46 в Реестре очередности участников подпрограммы по Брянской области по состоянию на 1 августа 2020 года.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, пришёл к верному выводу, что оспариваемый акт Правительства Брянской области принят в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, не противоречит федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, регулирует вопросы о мерах социальной поддержки, предоставляемых по инициативе субъекта Российской Федерации и исключительно за счёт собственных средств.
Судебная коллегия с выводами суд соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм права, регулирующих данные правоотношения.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72).
Право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации предусмотрено Конституцией Российской Федерации в рамках координации вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Государственные программы субъекта Российской Федерации утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым названными органами самостоятельно за счёт средств регионального бюджета, относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (подпункт 24 пункта 2); органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости (пункт 2.1). По вопросам, указанным в пункте 2 данной статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1).
Согласно части 3 статьи 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
При этом федеральный законодатель исходил из того, что финансирование полномочий, предусмотренных названной статьёй, не является обязанностью субъекта Российской Федерации и осуществляется при наличии возможности (часть 4 статьи 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ).
Установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статьи 8, 31 и пункт 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Частью 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании данного Кодекса, принятых в соответствии с указанным Кодексом других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 8 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области, утверждённого постановлением Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года № 608-п (действующим на дату спорных правоотношений), постановлением Правительства Брянской области утверждаются государственные программы Брянской области, т.е. документы стратегического планирования, содержащие комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Брянской области. Государственная программа включает в себя подпрограммы государственной программы (далее - подпрограммы), проекты (программы) и (или) отдельные мероприятия, в том числе отдельные мероприятия проектов (программ), соответствующие сфере реализации государственной программы (пункт 3).
Постановлением Правительства Брянской области от 27 декабря 2018 года № 731-п, вступившим в силу 1 января 2019 года, утверждена государственная программа «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области», задачами которой, в том числе, являются осуществление единой государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере строительства и жилищной политики; осуществление государственной поддержки граждан в улучшении жилищных условий.
С принятием указанного постановления признано утратившим силу постановление Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года № 833-п «Об утверждении государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области» (2014 - 2020 годы)».
В рамках государственной программы, утверждённой данным постановлением Правительства Брянской области от 27 декабря 2018 года № 731-п, также утверждена подпрограмма «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве», участниками которой являются граждане Российской Федерации, жители Брянской области, зарегистрированные и постоянно проживающие на территории области, приобретающие или строящие жилье на территории области в рамках данной подпрограммы. Ответственный исполнитель подпрограммы – департамент строительства Брянской области, соисполнитель подпрограммы - автономная некоммерческая организация «Брянский областной жилищный фонд».
В соответствии с разделом 2.3 подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве» поддержка участников подпрограммы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в виде предоставления безвозмездной субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилья.
Предоставление субсидий участникам подпрограммы регулируется Порядком предоставления субсидий.
Субсидии участникам подпрограммы предоставляются в порядке очерёдности по дате подачи заявления: участникам подпрограммы в соответствии с «реестром очерёдности участников подпрограммы по Брянской области, за исключением многодетных семей»; многодетным семьям в соответствии с «реестром очерёдности многодетных семей по Брянской области».
В целях реализации мероприятий подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве» указанных выше государственных программ «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области» 2014 - 2020 годов и 2019 - 2024 годов, утверждён оспариваемый в части Порядок предоставления субсидий № 846-п.
Проанализировав предписания статей 26.1 26.3, 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», статей 1, 4, 5 Закона Брянской области от 20 февраля 2008 года № 12-З «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области», статей 4, 13 Закона Брянской области от 20 декабря 2012 года № 92-З «О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области», статьи 29 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области», судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемый в части акт Правительства Брянской области принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования, поэтому в данной части доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
Кроме того, анализ приведённых законоположений позволяет сделать вывод о том, что субъект Российской Федерации вправе предоставлять меры социальной поддержки исходя из критерия нуждаемости, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки, а также в отношении тех категорий граждан, которым необходима государственная социальная помощь и которые субъектом Российской Федерации определены самостоятельно вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных правовых актах.
Такое право у субъектов Российской Федерации возникло с 1 января 2014 года в связи с внесением соответствующих изменений Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 371-ФЗ «О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»».
Поскольку федеральное законодательство, имеющее большую юридическую силу, не содержит нормативного правового акта, регулирующего подобные правоотношения, либо устанавливающего иные условия участия вышеуказанных категорий граждан в подобных государственных программах, при которых они вправе стать их участниками и получить соответствующие субсидии, вывод суда первой инстанции о том, что постановление Правительства Брянской области № 846-п регулирует вопросы о дополнительных мерах социальной поддержки, финансируемых исключительно из областного бюджета, а также суждение о законности применения критерия нуждаемости, являются правильными, основанными на анализе действующего законодательства, подробно изложенном в обжалуемом решении суда.
Довод административного истца об ухудшении её положения в связи с установлением новых правил предоставления субсидии не свидетельствует о несоответствии оспариваемого регионального правового акта требованиям закона, поскольку действующее федеральное законодательство не возлагает на субъект Российской Федерации обязанности по принятию мер социальной поддержки многодетных семей; такие меры поддержки в силу положений статей 26.3 и 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» могут быть предоставлены исключительно по решению субъекта Российской Федерации при наличии финансовых возможностей.
Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что субъект Российской Федерации вправе сам определять круг получателей мер социальной поддержки, отменять и изменять порядок и условия их предоставления, является правильным, основанным на законе.
Доводы административного истца о том, что в оспариваемой части Порядок предоставления субсидий № 846-п противоречит положениям статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основан на ошибочном толковании закона.
Положения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации регулируют правоотношения по предоставлению жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Оспариваемый в части Порядок предоставления субсидий № 846-п регулирует предоставление субсидий за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации - Брянской области участникам подпрограммы, а не предоставление жилого помещения, при этом право определения категории граждан на получение социальной поддержки в форме субсидии на улучшение жилищных условий устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации в отсутствие норм федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Вопреки доводам жалобы, утрата семьёй Самонцовой Е.Р. статуса многодетной, при условии сохранения нуждаемости в улучшении жилищных условий, не препятствует ей состоять в соответствующем реестре очерёдности участников подпрограммы в соответствии с первоначальной датой подачи заявления и не нарушает её жилищных и социальных прав.
Таким образом, оспариваемые предписания регионального нормативного правового акта федеральному законодательству не противоречат, прав, свобод и законных интересов административного истца и её несовершеннолетних детей не нарушают, отвечают требованиям правовой определённости и ясности и не свидетельствуют о нарушении принципа равенства всех перед законом.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии по административным делам оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Брянского областного суда от 16 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Саманцовой Елены Робертовны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи