КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 апреля 2023 года по делу № 33-1999/2023

Судья Шишкин А.В. дело №2-356/2023

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе

председательствующего судьи Черниковой О.Ф.,

и судей Ординой Н.Н., Федяева С.В.,

при секретаре Жёлтиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе и.о. Министра здравоохранения Кировской области Видякиной Е.Э. на решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 07.02.2023 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах Андреева Н.А. к Министерству здравоохранения Кировской области, КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Федяева С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кирово-Чепецкий городской прокурор, действующий в интересах Андреева Н.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Кировской области, КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» о возложении обязанности осуществить закупку лекарственного препарата, выписать рецепты и компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой г.Кирово-Чепецка в КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» проверки соблюдения законодательства о здравоохранении, о защите прав инвалидов установлено, что лекарственный препарат «Деносумаб» входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения и должен отпускаться по рецептам врачей бесплатно лицу, имеющему группу инвалидности (федеральная льгота), в том числе при наличии решения врачебной комиссии. Согласно справке у Андреева Н.А. установлена первая группа инвалидности. Он имеет заболева­ние рак <данные изъяты> и наблюдается в КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ». Андреев Н.А. обратился в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России с целью получить консультацию о дальнейшем лечении. По результатам обследования составлена справка от 12.10.2022 с рекомендациями по лечению заболевания, в соответствии с которой Андрееву Н.А. рекомен­довано лечение «Деносумабом» 60 мг п/к 1 раз в месяц. В связи с поступившей медицинской справкой в КОГКБУЗ «Центр он­кологии и медицинской радиологии» проведен консилиум от 13.10.2022 по результатам которого пациенту рекомендо­вано лечение препаратом «Деносумаб» 60 мг п/к 1 раз в месяц. Лекарственный препарат «Золедроновая кислота» в рекомендациях лечения не указан. В КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» также проведена врачебная комиссия от 03.11.2022 №4353, в соответствии с которой пациенту рекомендовано лечение препаратом «Деносу­маб» 60 мг 1 раз в месяц п/к в течение года. 03.11.2022 КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» направлена дополнительная заявка на лекарственный препарат «Деносумаб» при наличии медицинских показаний с медицинским документами Андреева Н.А. главному внештатному специалисту онкологу Министерства здравоохранения Кировской области Кисличко С.А., которым отказано в согласовании лекарственного препарата, и рекомендован препарат «Золедроновая кислота» 1 раз в месяц в течение 4 месяцев. После этого документы направлены в Министерство здравоохранения Кировской области. Министерством здравоохранения Кировской области после поступле­ния дополнительной заявки принято решение не закупать лекарственный препарат «Деносумаб» для Андреева Н.А. на основании решения главного внештатного специалиста онколога Кисличко С.А. Не осуществление Министерством здравоохранения Кировской области закупки лекарственного препарата «Деносумаб» лечения для Андреева Н.А. противоречит действующему законодательству. Непринятие Андреевым Н.А. препарата Деносумаб может привести к прогрессивному ухудшению состояния здоровья пациента. Действиями Министерства здравоохранения Кировской области нарушены права Андреева Н.А. на бесплатное получение назначенного лекарственного препарата, что неразрывно связано с состоянием здоровья, опасения которого за возможное ухудшение состояние здоровья при наличии заболевания не могли не причинить истцу нравственных страданий. Уточнив исковые требования в ходе судебного разбирательства, просил обязать Министерство здравоохранения Кировской области обеспечить Андреева Н.А. лекарствен­ным препаратом «Деносумаб» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями до момента отмены данного препарата, взыскать в пользу Андреева Н.А. с Министерства здравоохранения Кировской области компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Решением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 07.02.2023 постановлено: исковые требования удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Кировской области обеспечить Андреева Н.А. лекарствен­ным препаратом «Деносумаб» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями до момента отмены данного препарата.

Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с Министерства здравоохранения Кировской области за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Андреева Н.А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В апелляционной жалобе и.о. Министра здравоохранения Кировской области Видякина Е.Э. просит решение суда первой инстанции отменить, отправить дело на новое рассмотрение. В обоснование указывает, что в адрес Министерства не направлялись уточненные исковые требования, у ответчика отсутствовала возможность представить возражения с учетом заявленных уточнений. При отсутствии в установленном порядке оформленных Андрееву Н.А. рецептов на лекарственный препарат «Деносумаб» у министерства отсутствовали правовые основания для обеспечения Андреева Н.А. лекарственным препаратом. Фактически истец обратился в суд за признанием своего права на обеспечение лекарственным препаратом «Деносумаб». Поскольку право на обеспечение лекарственным препаратом возникло у истца только после рассмотрения дела в суде, выводы суда о длительности нарушения права истца не соответствуют положениям действующего законодательства. Полагает, что правовые основания для взыскания с министерства компенсации морального вреда отсутствовали, поскольку ответчик действовал строго в рамках установленных полномочий.

В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения Кировской области Петропавловская С.О. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кировской области Новикова И.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Остальные участники процесса в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ. Частью 3 ст. 167 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Судебная коллегия при наличии сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, а также то, что стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Кировского областного суда, учитывая отсутствие данных о причинах неявки участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Андрееву Н.А. установлена первая группа инвалидности с 29.12.2021. Он имеет заболева­ние <данные изъяты> и наблюдается в КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ».

07.10.2021 в КОГКБУЗ «Центр онкологии и медицинской радиологии» проведен консилиум врачей, согласно которому Андрееву Н.А. рекомендова­ны для лечения лекарственные препараты «Диферелин» или «Трипторелин», «Бикалутамид», «Золедроновая кислота».

В течение 2022 года имеющееся заболевание прогрессировало, росли показатели ПСА (простата-специфический антиген), что подтверждается результатами ПСА, а также медицинскими документами. В связи с ухудшением состояния здоровья Суворова Т.Н. с отцом Андреевым Н.А. обратилась в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России.

В соответствии с медицинской справкой ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России от 12.10.2022 Андрееву Н.А. рекомен­довано лечение «Деносумабом» 60 мг п/к 1 раз в месяц. Также в графе «клинический диагноз» указано «<данные изъяты>».

В связи с поступившей медицинской справкой в КОГКБУЗ «Центр он­кологии и медицинской радиологии», центром онкологии проведен повтор­ный консилиум от 13.10.2022 с целью выбора дальнейшего лечения Андреева Н.А.

В соответствии с консилиумом КОГКБУЗ «Центр онкологии и медицинской радиологии» от 13.10.2022 Андрееву Н.А. рекомендовано лечение в том числе препаратом «Деносумаб» 60 мг п/к 1 раз в месяц. Лекарственный препарат «Золедроновая кислота» в рекомендациях лечения не указан.

В соответствии с протоколом врачебной комиссии КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» от 03.11.2022 №4353 Андреев Н.А. нуждается в приеме препарата «Деносумаб» 60 мг 1 раз в месяц п/к в течение года.

03.11.2022 КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» в Министерство здравоохранения Кировской области направлена дополнительная заявка на лекарственный препарат «Деносумаб» при наличии медицинских показаний с медицинским документами Андреева Н.А.

Указанная заявка не согласована главным внештатным специалистом онкологом Министерства здравоохранения Кировской области Кисличко С.А. и рекомендован препарат «Золедроновая кислота» 1 раз в месяц в течение 4 месяцев.

Письмом Министерства здравоохранения Кировской области от 16.12.2022 Суворовой Т.Н., являющейся представителем Андреева Н.А., отказано в обеспечении Андреева Н.А. лекарственным препаратом «Деносумаб» со ссылкой на решение главного внештатного специалиста онколога министерства здравоохранения Кировской области о нецелесообразности применения для лечения лекарственного препарата Деносумаб.

Из сообщения Первого заместителя Председателя Правительства Кировской области Курдюмова Д.А. от 06.02.2023 следует, что Андреев Н.А. имеет право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств федерального и регионального бюджетов. На основании уточненного протокола телемедицинской консультации от 23.01.2023 установлено, что Андреев Н.А. нуждается в обеспечении лекарственным препаратом МНН Деносумаб.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Закона Кировской области от 05.12.2012 №227-ЗО «Об охране здоровья граждан в Кировской области», Федерального закона от 17.07.199 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», принимая во внимание Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», а также Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2023 год и на плановый 2024 и 2025, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку лекарственный препарат «Деносумаб» должен отпускаться бесплатно, лицу, имеющему группу инвалидности, онкологическое заболевание, либо при иных медицинских показаниях для применения препарата (региональная льгота), в том числе при наличии решения врачеб­ной комиссии.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).

В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21ноября2011года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан), согласно статье 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).

Статьей 29 поименованного закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1 и 2 статьи 43 названного закона).

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Указанный закон, определяя социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную поддержку инвалидов как систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения, устанавливает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статьи 2 и 13).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан устанавливает Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, предусматривающий в качестве одного из видов государственной социальной помощи инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 8 статьи 6.1, пункт 1 части 1 статьи 6.2).

Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Закона Кировской области от 05.12.2012 № 227-ЗО «Об охране здоровья граждан в Кировской области» социальная поддержка граждан в оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан предусматривает осуществление органами государственной власти Кировской области в пределах их компетенции комплекса мер, направленных на соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Согласно Положению о министерстве здравоохранения Кировской области, утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 09.06.2015 № 42/295, министерство здравоохранения Кировской области является исполнительным органом государственной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения; исполняет, в частности, государственные функции и является центром ответственности за их исполнение: «управление здравоохранением»; «организация оказания медицинской помощи на территории Кировской области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»; «организация обеспечения населения Кировской области лекарственными препаратами».

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» в приложении № 1 утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарствен­ных препаратов для медицинского применения (далее - Перечень ЖНВЛП).

Согласно приложению №1 Перечня ЖНВЛП лекарственный препарат «Деносумаб» входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Перечень групп населения и категорий заболевания, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - постановление Правительства РФ № 890).

В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ №890 при онкологическом заболевании все лекарственные средства, перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным предоставляются пациенту по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2022 №791-П «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2023 год и на плановый 2024 и 2025» утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2023 год и на плановый 2024 и 2025 годов (далее - Территориальная программа).

В приложении № 7 к Территориальной программе утвержден перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболевания при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпуска­ются по рецептам врачей бесплатно. В вышеуказанный перечень входит лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием «Деносумаб».

Приложением №9 Территориальной программы утвержден порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделия­ми, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, согласно которому при оказании в рамках Территориальной программы первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарствен­ными препаратами в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболевания, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из приведенных правовых положений следует, что именно на министерство здравоохранения Кировской области возложены обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Андреев Н.А. Ненадлежащее исполнение мероприятий, направленных на обеспечение медицинскими изделиями, не должно ограничивать право Андреева Н.А. на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение медицинских изделий, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют, выводы суда о длительности нарушения права истца не соответствуют положениям действующего законодательства, действия ответчика являлись правомерными, являлись предметом изучения суда первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка.

Удовлетворяя исковые требования в части компенсации морального вреда, суд первой инстанции руководствовался статьями 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из доказанности факта нарушенного права истца на льготное лекарственное обеспечение.

Учитывая, что действиями Министерства здравоохранения Кировской области нарушены права истца на получение назначенного жизненно важного лекарственного препарата, что неразрывно связано с состоянием здоровья Андреева Н.А., опасения которого за возможное ухудшение состояние здоровья при наличии заболевания не могли не причинить ему нравственных страданий, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10000 руб.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в адрес Министерства не направлялись уточненные исковые требования, что ограничило право ответчика на представление возражений с учетом заявленных уточнений, оцениваются судебной коллегией как недостаточные для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции. Как следует из материалов дела, 06.02.2023 истец уточнил лексическую формулировку заявленных ранее исковых требований, при этом основания и предмет иска изменены не были, размер исковых требований увеличен не был. Изложенная ранее ответчиком правовая позиция, согласуется с доводами апелляционной жалобы и не требовала безусловной корректировки в связи с уточнением истцом лексической формулировки заявленных требований. Нарушений процессуальных прав ответчика действия суда первой инстанции не повлекли, поскольку право на изменение правовой позиции реализовано ответчиком в полном объеме на стадии апелляционного обжалования решения суда первой инстанции. Отложение рассмотрения гражданского дела судом первой инстанции привело бы к нарушению принципа процессуальной экономии, что в свою очередь ограничило бы право Андреева Н.А. на судебную защиту нарушенных прав.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения судом первой инстанции не было учтено, что в отсутствие в установленном порядке оформленных Андрееву Н.А. рецептов на лекарственный препарат «Деносумаб» у Министерства отсутствовали правовые основания для обеспечения Андреева Н.А. лекарственным препаратом, оцениваются судебной коллегией как необоснованные.

Основанием обращения Андреева Н.А. за судебной защитой нарушенного права послужил отказ в обеспечении лекарственным препаратом «Деносумаб», оформленный письмом Министерства здравоохранения Кировской области от 16.12.2022.

Нуждаемость Андреева Н.А. в приеме препарата «Деносумаб» подтверждена в протоколом врачебной комиссии КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» от 03.11.2022 №4353, на основании которого 03.11.2022 КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» в Министерство здравоохранения Кировской области направлена дополнительная заявка на лекарственный препарат.

Порядок назначения лекарственных препаратов, а также правила оформления бланков рецептов, регламентируются Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н. Из содержания п. 1 Приложения N 1 к указанному выше приказу следует, что назначение лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - лекарственные препараты) осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача, при оказании медицинской помощи в медицинских организациях… В контексте рассматриваемых правоотношений рецепт фактически является техническим документом в котором указывается наименование и доза лекарства, составленным уполномоченным на то медицинским работником. Вся необходимая информация для приобретения лекарственного препарата была отражена в дополнительной заявке на лекарственный препарат от 03.11.2022, направленной в КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» в Министерство здравоохранения Кировской области.

Основанием для отказа Андрееву Н.А. в обеспечении лекарственным препаратом являлось решение главного внештатного специалиста онколога Министерства здравоохранения Кировской области о нецелесообразности применения для лечения лекарственного препарата «Деносумаб». Претензий к техническому оформлению заявки на лекарственный препарат и отсутствие рецепта не было указано в качестве основания для отказа в обеспечении лекарственным препаратом, что лишало Андреева Н.А. возможности восстановления нарушенного права в административном порядке, поскольку в сложившейся ситуации он был лишен объективной возможности повлиять на техническую процедуру оформления заявки на лекарственный препарат.

Доводы апелляционной жалобы о том, что право на обеспечение лекарственным препаратом возникло у Андреева Н.А. только после рассмотрения дела в суде, оцениваются судебной коллегией как необоснованные. Право Андреева Н.А. на обеспечение лекарственным препаратом возникло после утверждения протокола врачебной комиссии КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» №4353 от 03.11.2022, которым была установлена нуждаемость Андреева Н.А. в приеме препарата «Деносумаб». Препятствием к реализации права Андреева Н.А. на обеспечение лекарственным препаратом послужил отказ Министерства здравоохранения Кировской области обеспечить Андреева Н.А. лекарственным препаратом «Деносумаб» от 16.12.2022, что и послужило основанием для обращения за судебной защитой нарушенного права.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в оспариваемом судебном акте.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны ответчика в суде первой инстанции, были предметом оценки суда и не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется. Новых обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения спора, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 07.02.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.04.2023.

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 апреля 2023 года по делу № 33-1999/2023

Судья Шишкин А.В. дело №2-356/2023

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе

председательствующего судьи Черниковой О.Ф.,

и судей Ординой Н.Н., Федяева С.В.,

при секретаре Жёлтиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе и.о. Министра здравоохранения Кировской области Видякиной Е.Э. на решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 07.02.2023 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах Андреева Н.А. к Министерству здравоохранения Кировской области, КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Федяева С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кирово-Чепецкий городской прокурор, действующий в интересах Андреева Н.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Кировской области, КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» о возложении обязанности осуществить закупку лекарственного препарата, выписать рецепты и компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой г.Кирово-Чепецка в КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» проверки соблюдения законодательства о здравоохранении, о защите прав инвалидов установлено, что лекарственный препарат «Деносумаб» входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения и должен отпускаться по рецептам врачей бесплатно лицу, имеющему группу инвалидности (федеральная льгота), в том числе при наличии решения врачебной комиссии. Согласно справке у Андреева Н.А. установлена первая группа инвалидности. Он имеет заболева­ние рак <данные изъяты> и наблюдается в КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ». Андреев Н.А. обратился в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России с целью получить консультацию о дальнейшем лечении. По результатам обследования составлена справка от 12.10.2022 с рекомендациями по лечению заболевания, в соответствии с которой Андрееву Н.А. рекомен­довано лечение «Деносумабом» 60 мг п/к 1 раз в месяц. В связи с поступившей медицинской справкой в КОГКБУЗ «Центр он­кологии и медицинской радиологии» проведен консилиум от 13.10.2022 по результатам которого пациенту рекомендо­вано лечение препаратом «Деносумаб» 60 мг п/к 1 раз в месяц. Лекарственный препарат «Золедроновая кислота» в рекомендациях лечения не указан. В КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» также проведена врачебная комиссия от 03.11.2022 №4353, в соответствии с которой пациенту рекомендовано лечение препаратом «Деносу­маб» 60 мг 1 раз в месяц п/к в течение года. 03.11.2022 КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» направлена дополнительная заявка на лекарственный препарат «Деносумаб» при наличии медицинских показаний с медицинским документами Андреева Н.А. главному внештатному специалисту онкологу Министерства здравоохранения Кировской области Кисличко С.А., которым отказано в согласовании лекарственного препарата, и рекомендован препарат «Золедроновая кислота» 1 раз в месяц в течение 4 месяцев. После этого документы направлены в Министерство здравоохранения Кировской области. Министерством здравоохранения Кировской области после поступле­ния дополнительной заявки принято решение не закупать лекарственный препарат «Деносумаб» для Андреева Н.А. на основании решения главного внештатного специалиста онколога Кисличко С.А. Не осуществление Министерством здравоохранения Кировской области закупки лекарственного препарата «Деносумаб» лечения для Андреева Н.А. противоречит действующему законодательству. Непринятие Андреевым Н.А. препарата Деносумаб может привести к прогрессивному ухудшению состояния здоровья пациента. Действиями Министерства здравоохранения Кировской области нарушены права Андреева Н.А. на бесплатное получение назначенного лекарственного препарата, что неразрывно связано с состоянием здоровья, опасения которого за возможное ухудшение состояние здоровья при наличии заболевания не могли не причинить истцу нравственных страданий. Уточнив исковые требования в ходе судебного разбирательства, просил обязать Министерство здравоохранения Кировской области обеспечить Андреева Н.А. лекарствен­ным препаратом «Деносумаб» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями до момента отмены данного препарата, взыскать в пользу Андреева Н.А. с Министерства здравоохранения Кировской области компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Решением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 07.02.2023 постановлено: исковые требования удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Кировской области обеспечить Андреева Н.А. лекарствен­ным препаратом «Деносумаб» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями до момента отмены данного препарата.

Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с Министерства здравоохранения Кировской области за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Андреева Н.А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В апелляционной жалобе и.о. Министра здравоохранения Кировской области Видякина Е.Э. просит решение суда первой инстанции отменить, отправить дело на новое рассмотрение. В обоснование указывает, что в адрес Министерства не направлялись уточненные исковые требования, у ответчика отсутствовала возможность представить возражения с учетом заявленных уточнений. При отсутствии в установленном порядке оформленных Андрееву Н.А. рецептов на лекарственный препарат «Деносумаб» у министерства отсутствовали правовые основания для обеспечения Андреева Н.А. лекарственным препаратом. Фактически истец обратился в суд за признанием своего права на обеспечение лекарственным препаратом «Деносумаб». Поскольку право на обеспечение лекарственным препаратом возникло у истца только после рассмотрения дела в суде, выводы суда о длительности нарушения права истца не соответствуют положениям действующего законодательства. Полагает, что правовые основания для взыскания с министерства компенсации морального вреда отсутствовали, поскольку ответчик действовал строго в рамках установленных полномочий.

В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения Кировской области Петропавловская С.О. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кировской области Новикова И.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Остальные участники процесса в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ. Частью 3 ст. 167 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Судебная коллегия при наличии сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, а также то, что стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Кировского областного суда, учитывая отсутствие данных о причинах неявки участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Андрееву Н.А. установлена первая группа инвалидности с 29.12.2021. Он имеет заболева­ние <данные изъяты> и наблюдается в КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ».

07.10.2021 в КОГКБУЗ «Центр онкологии и медицинской радиологии» проведен консилиум врачей, согласно которому Андрееву Н.А. рекомендова­ны для лечения лекарственные препараты «Диферелин» или «Трипторелин», «Бикалутамид», «Золедроновая кислота».

В течение 2022 года имеющееся заболевание прогрессировало, росли показатели ПСА (простата-специфический антиген), что подтверждается результатами ПСА, а также медицинскими документами. В связи с ухудшением состояния здоровья Суворова Т.Н. с отцом Андреевым Н.А. обратилась в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России.

В соответствии с медицинской справкой ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России от 12.10.2022 Андрееву Н.А. рекомен­довано лечение «Деносумабом» 60 мг п/к 1 раз в месяц. Также в графе «клинический диагноз» указано «<данные изъяты>».

В связи с поступившей медицинской справкой в КОГКБУЗ «Центр он­кологии и медицинской радиологии», центром онкологии проведен повтор­ный консилиум от 13.10.2022 с целью выбора дальнейшего лечения Андреева Н.А.

В соответствии с консилиумом КОГКБУЗ «Центр онкологии и медицинской радиологии» от 13.10.2022 Андрееву Н.А. рекомендовано лечение в том числе препаратом «Деносумаб» 60 мг п/к 1 раз в месяц. Лекарственный препарат «Золедроновая кислота» в рекомендациях лечения не указан.

В соответствии с протоколом врачебной комиссии КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» от 03.11.2022 №4353 Андреев Н.А. нуждается в приеме препарата «Деносумаб» 60 мг 1 раз в месяц п/к в течение года.

03.11.2022 КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» в Министерство здравоохранения Кировской области направлена дополнительная заявка на лекарственный препарат «Деносумаб» при наличии медицинских показаний с медицинским документами Андреева Н.А.

Указанная заявка не согласована главным внештатным специалистом онкологом Министерства здравоохранения Кировской области Кисличко С.А. и рекомендован препарат «Золедроновая кислота» 1 раз в месяц в течение 4 месяцев.

Письмом Министерства здравоохранения Кировской области от 16.12.2022 Суворовой Т.Н., являющейся представителем Андреева Н.А., отказано в обеспечении Андреева Н.А. лекарственным препаратом «Деносумаб» со ссылкой на решение главного внештатного специалиста онколога министерства здравоохранения Кировской области о нецелесообразности применения для лечения лекарственного препарата Деносумаб.

Из сообщения Первого заместителя Председателя Правительства Кировской области Курдюмова Д.А. от 06.02.2023 следует, что Андреев Н.А. имеет право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств федерального и регионального бюджетов. На основании уточненного протокола телемедицинской консультации от 23.01.2023 установлено, что Андреев Н.А. нуждается в обеспечении лекарственным препаратом МНН Деносумаб.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Закона Кировской области от 05.12.2012 №227-ЗО «Об охране здоровья граждан в Кировской области», Федерального закона от 17.07.199 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», принимая во внимание Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», а также Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2023 год и на плановый 2024 и 2025, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку лекарственный препарат «Деносумаб» должен отпускаться бесплатно, лицу, имеющему группу инвалидности, онкологическое заболевание, либо при иных медицинских показаниях для применения препарата (региональная льгота), в том числе при наличии решения врачеб­ной комиссии.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).

В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21ноября2011года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан), согласно статье 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).

Статьей 29 поименованного закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1 и 2 статьи 43 названного закона).

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Указанный закон, определяя социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную поддержку инвалидов как систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения, устанавливает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статьи 2 и 13).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан устанавливает Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, предусматривающий в качестве одного из видов государственной социальной помощи инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 8 статьи 6.1, пункт 1 части 1 статьи 6.2).

Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Закона Кировской области от 05.12.2012 № 227-ЗО «Об охране здоровья граждан в Кировской области» социальная поддержка граждан в оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан предусматривает осуществление органами государственной власти Кировской области в пределах их компетенции комплекса мер, направленных на соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Согласно Положению о министерстве здравоохранения Кировской области, утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 09.06.2015 № 42/295, министерство здравоохранения Кировской области является исполнительным органом государственной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения; исполняет, в частности, государственные функции и является центром ответственности за их исполнение: «управление здравоохранением»; «организация оказания медицинской помощи на территории Кировской области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»; «организация обеспечения населения Кировской области лекарственными препаратами».

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» в приложении № 1 утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарствен­ных препаратов для медицинского применения (далее - Перечень ЖНВЛП).

Согласно приложению №1 Перечня ЖНВЛП лекарственный препарат «Деносумаб» входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Перечень групп населения и категорий заболевания, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - постановление Правительства РФ № 890).

В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ №890 при онкологическом заболевании все лекарственные средства, перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным предоставляются пациенту по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2022 №791-П «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2023 год и на плановый 2024 и 2025» утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2023 год и на плановый 2024 и 2025 годов (далее - Территориальная программа).

В приложении № 7 к Территориальной программе утвержден перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболевания при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпуска­ются по рецептам врачей бесплатно. В вышеуказанный перечень входит лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием «Деносумаб».

Приложением №9 Территориальной программы утвержден порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделия­ми, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, согласно которому при оказании в рамках Территориальной программы первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарствен­ными препаратами в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболевания, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из приведенных правовых положений следует, что именно на министерство здравоохранения Кировской области возложены обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Андреев Н.А. Ненадлежащее исполнение мероприятий, направленных на обеспечение медицинскими изделиями, не должно ограничивать право Андреева Н.А. на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение медицинских изделий, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют, выводы суда о длительности нарушения права истца не соответствуют положениям действующего законодательства, действия ответчика являлись правомерными, являлись предметом изучения суда первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка.

Удовлетворяя исковые требования в части компенсации морального вреда, суд первой инстанции руководствовался статьями 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из доказанности факта нарушенного права истца на льготное лекарственное обеспечение.

Учитывая, что действиями Министерства здравоохранения Кировской области нарушены права истца на получение назначенного жизненно важного лекарственного препарата, что неразрывно связано с состоянием здоровья Андреева Н.А., опасения которого за возможное ухудшение состояние здоровья при наличии заболевания не могли не причинить ему нравственных страданий, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10000 руб.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в адрес Министерства не направлялись уточненные исковые требования, что ограничило право ответчика на представление возражений с учетом заявленных уточнений, оцениваются судебной коллегией как недостаточные для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции. Как следует из материалов дела, 06.02.2023 истец уточнил лексическую формулировку заявленных ранее исковых требований, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16.12.2022.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ 03.11.2022 №4353, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 03.11.2022 ░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24.11.2021 N 1094░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░░░░░░░░░ N 1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░… ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 03.11.2022, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░». ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» №4353 ░░ 03.11.2022, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░». ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ 16.12.2022, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░. 67 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328,329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07.02.2023 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.04.2023.

33-1999/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Андреев Николай Анатольевич
Кирово-Чепецкий городской прокурор
Ответчики
Министерство здравоохранения Кировской области
КОГБУЗ Кирово-Чепецкая ЦРБ
Другие
КОГУП Аптечный склад
ФГБУ НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России
КОГКБУЗ Центр онкологии и медицинской радиологии
Суворова Татьяна Николаевна
Суд
Кировский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
27.03.2023Передача дела судье
18.04.2023Судебное заседание
25.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2023Передано в экспедицию
18.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее