Судья Чистилова А.А. Дело № 33-28096/2023
Уникальный идентификатор дела
50RS0042-01-2023-000092-48
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шилиной Е.М.,
судей Рыбкина М.И., Маркина Э.А.,
при помощнике судьи Смирнове П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 августа 2023 г. апелляционную жалобу Дорофеева М. Д. на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 13 апреля 2023 г. по делу по иску Дорофеева М. Д. к Министерству социального развития Московской области о взыскании задолженности по выплате субсидии, компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,
УСТАНОВИЛА:
Дорофеев М.Д. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о взыскании задолженности по выплате субсидии, компенсации морального вреда, указав, что является инвалидом 3 группы и собственником жилого дома общей площадью 58,2 кв.м. по адресу: <данные изъяты>, в котором зарегистрирован по месту жительства со своей супругой Дорофеевой Н.И. инвали<данные изъяты> группы. <данные изъяты> Дорофеев М.Д. обратился к ответчику с заявлением о назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Решением ответчика от 09.08.2022 г. ему была установлена мера социальной поддержки в виде выплаты субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 7,82 руб. с 01.08.2022 г. по 30.09.2022 г. и в размере 2 817,86 руб. с 01.10.2022 г. по 31.12.2022 г. Срок выплаты субсидии установлен с 01.08.2022 г. по 31.01.2023 г. Однако, в августе, сентябре 2022 г. ответчик указанную субсидию не перечислял, в октябре было выплачено 7,82 руб., в ноябре 2022 г. выплачено 3 186,15 руб., в декабре 2022 г. – 1 600 руб. Задолженность по выплате субсидии составила 14 330,75 руб. Дорофеев М.Д. проживает одной семьей со своей супругой, доход семьи составляет 27 000 руб. В связи с этим уменьшение выплачиваемых сумм субсидии привело к тому, что семья оказалась на грани выживания. С учетом изложенного Дорофеев М.Д. просил суд взыскать с ответчика задолженность по выплате субсидии, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 13 апреля 2023 г. в удовлетворении иска Дорофееву М.Д. отказано.
В апелляционной жалобе Дорофеев М.Д. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истца, представителя ответчика, учитывая их надлежащее извещение и отсутствие сведений о наличии уважительных причин не явки в судебное заседание.
Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно абзацу 1 пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В силу части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
В соответствии с частью 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Согласно части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
Частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется по Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – Правила).
Согласно пункту 27 Правил размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.
Судом установлено, что Дорофеев М.Д. является инвалидом 3 группы с 01.09.2022 г.
С 21.06.1984 г. Дорофеев М.Д. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <данные изъяты>.
Совместно с истом с 27.05.2011 г. по вышеуказанному адресу по месту жительства зарегистрирована супруга - Дорофеева Н.И.
Решением Министерства социального развития Московской области 09.08.2022 г. Дорофееву М.Д. установлена мера социальной поддержки «Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг» в размере 7,82 руб. на период с 01.08.2022 г. по 30.09.2022 г. и в размере 2 817,86 руб. на период с 01.10.2022 г. по 31.12.2022 г.
Согласно расчету субсидии и справке Министерства социального развития <данные изъяты> от <данные изъяты> Дорофееву М.Д. произведено перечисление субсидии <данные изъяты> в размере 7,82 руб.; <данные изъяты> в размере 7,82 руб.; <данные изъяты> в размере 3 186,15 руб. (1 687,45 руб. и доплата за сентябрь 1 498,70 руб.); <данные изъяты> в размере 1 687,45 руб.; <данные изъяты> в размере 1 687,45 руб.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска Дорофеева М.Д., суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и пришел к выводу о том, что истец реализовал предоставленное ему право на социальную поддержку в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в порядке и объеме, предусмотренном в Московской области, поскольку на основании представленных по делу доказательств установил, что истцом сумма субсидии за спорный период получена в полном размере.
При этом суд с учетом представленного расчета субсидии и пояснений опрошенной в судебном заседании консультанта отдела социальных выплат Окружного управления социального развития № 26 Министерства социального развития Московской области Гавриловой А.И. исходил из того, что Дорофеев М.Д. и его супруга являются получателями компенсации за жилищно-коммунальные услуги как инвалиды, сумма данной компенсации за месяц, предшествующий месяцу обращению за назначением субсидии, равна 1 328,20 руб., в связи с чем в силу пункта 27 Правил сумма назначенной субсидии в отопительный сезон была рассчитана следующим образом: 3 015,65 руб. (фактическая плата для участвующих в расчете) – 1 328,20 руб. (компенсация по оплате ЖКУ) = 1 687,45руб.
Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг исходя из указанного расчета произведена истцу в полном объеме.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами, поскольку суд верно распределил бремя доказывания между сторонами по правилам статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом оценил доказательства по делу и в соответствии с требованиями части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации результаты оценки отразил в своем решении. Оснований для иной оценки представленных по делу доказательств судебная коллегия не находит и соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и нормах права.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для уменьшения размера изначально установленной субсидии в сумме 2 817,86 руб. является несостоятельным, поскольку пунктом 27 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», прямо предусмотрено, что размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при этом в случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 13 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Дорофеева М. Д. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи