РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2018 года г. Рязань
Московский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Э.А.,
при секретаре Орловой А.Р.,
с участием ответчика Астапенко С.В.,
представителя ответчика Зудашкина Д.Г., действующего на основании ч.6 ст. 53 ГПК РФ
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску УФСИН России по Ивановской области к Астапенко С.В. о взыскании расходов на обучение,
УСТАНОВИЛ:
УФСИН России по Ивановской области обратилось в суд с иском к Астапенко С.В. о взыскании расходов на обучение. В обоснование иска указав, что Астапенко С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проходил обучение в федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (далее также Академия ФСИН России). Указанное обучение он проходил по разнарядке ФСИН России за счет бюджетных мест. Личное дело было сформировано в УФСИН России по Ивановской области и направлено в Академию ФСИН России. Между Астапенко СВ. и УФСИН России по Ивановской области был заключен контракт, согласно которого Астапенко С.В. был обязан пройти обучение с дальнейшим прохождением службы в уголовно-исполнительной системе сроком с ДД.ММ.ГГГГ до истечения обязательного (5 летнего) срока службы в подразделениях УФСИН по Ивановской области.
Обучение Астапенко С.В. производилось за счет средств федерального бюджета, подведомственным распорядителем которого является УФСИН России по Ивановской области. Деньги были выделены из федерального бюджета и поступали в Академию ФСИН России на сотрудника, направленного от Ивановской области целевым порядком по заключенному контракту. В данном споре УФСИН России выступает как работодатель и как представитель бюджета, поскольку денежные средства, затраченные на обучение при взыскании поступят в доход федерального бюджета. По данным Академии ФСИН России стоимость обучения на 1 курсанта составляет 30 582,16 руб. в месяц. Согласно справки- расчета бухгалтерии УФСИН России по Ивановской области, сумма, затраченная на обучение ответчика пропорционально отработанному времени составила - 792074,48 рубля (денежный аттестат ответчика находился в указанном учреждении).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик уволен по п. «а» ст. 58 Положения о службе в органах ОВД (по собственному желанию), то есть до истечения пяти лет со дня окончания обучения.
В соответствии с п. № Приказ Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Наставления по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы», в период обучения в системе профессионального образования сотрудники обеспечиваются денежным содержанием и вещевым довольствием в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области и Астапенко СВ. заключен контракт о службе в ФСИН России, согласно которому ответчик дал обязательство служить по контракту сроком 5 лет в подразделениях УФСИН России после окончания Академии ФСИН России (пп.«а» п.1 Контракта). Пунктом 6 Контракта предусмотрено, что срок его действия установлен на время обучения в образовательном учреждении ФСИН России и 5 лет службы в уголовно-исполнительной системе после его окончания.
В силу контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Астапенко СВ. несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязательств.
Условиями контракта не предусмотрен порядок возмещения расходов на обучение в связи с нарушением условий контракта сотрудником.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Минюста РФ.
Порядок прохождения службы ответчика в учреждениях и органах уголовно-исправительной системы регламентирован специальным нормативным актом - Положением о службе в органах внутренних дел и Инструкцией о порядке применения указанного Положения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пункт № Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта.
Обучение Астапенко С.В. производилось за счет средств федерального бюджета, подведомственным распорядителем которого является УФСИН России по Ивановской области. Деньги были выделены из федерального бюджета и поступали в федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» на сотрудника, направленного от Ивановской области целевым порядком по заключенному контракту.
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системе в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, или когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами.
Поскольку специальными нормативными актами не урегулирован порядок возмещения затрат на обучение сотрудника УФСИН в случае досрочного расторжения контракта (в связи с нарушением его условий), к указанным правоотношениям подлежат применению нормы трудового законодательства, в частности положения статьи 249 Трудового кодекса Российской Федерации. Перечень уважительных причин, увольнение по которым освобождало бы работника от обязанности возмещения понесенных работодателем затрат на его обучение, действующим трудовым законодательством не предусмотрен.
На основании изложенного, УФСИН России по Ивановской области просит суд взыскать с ответчика в свою пользу затраты, понесенные на обучение работника в размере 792074,48 рубля.
Представитель истца УФСИН России по Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представил заявление.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Астапенко С.В. и его представитель Зудашкин Д.Г. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, указав, что истцом не представлено доказательств несения расходов в связи с обучением ответчика, размера понесенных расходов. Основания для обратного взыскания выплаченного денежного содержания, продовольственного обеспечения за период обучения законом не установлено. Что касается взыскания затрат на вещевое обеспечение, то сроки носки выданного ответчику в период обучения имущества, на момент его увольнения из УФСИН России по Ивановской области полностью истекли.
Исследовав материалы дела, выслушав ответчика, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области (далее - УФСИН России по Ивановской области) и Астапенко С.В. был заключен контракт о службе в ФСИН России.
В данном контракте ответчик дал обязательство служить по контракту сроком 5 лет в подразделениях УФСИН России после окончания Академии ФСИН России (пп.«№» п№ Контракта).
Срок действия контракта – с момента подписания контракт до истечения обязательного (5-летнего) срока службы в подразделениях УФСИН по Ивановской области после окончания Академии ФСИН России (п. № контракта).
В период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ Астапенко С.В. проходил обучение в федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», по результатам окончания названного образовательного учреждения Астапенко С.В. получил диплом специалиста. Решением государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Астапенко С.В. присвоена квалификация «Экономист».
ДД.ММ.ГГГГ между Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области и Астапенко С.В. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, по условиям которого Астапенко С.В. принят на службу в <данные изъяты> на должность начальника цеха № центра трудовой адаптации осужденных; срок действия контракта - 5 лет.
Приказом УФСИН России по Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ лейтенант внутренней службы Астапенко С.В. (№), прибывший по окончании Академии права и управления ФСИН России, назначен на должность начальника цеха № центра трудовой адаптации осужденных <данные изъяты> по контракту с окладом <данные изъяты> в месяц с ДД.ММ.ГГГГ (основание рапорт Астапенко от ДД.ММ.ГГГГ, контракт).
Приказом УФСИН России по Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ Астапенко С.В. был назначен на должность начальника отдела организации труда и заработной платы осужденных центра трудовой адаптации осужденных <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ г. Астапенко С.В. подан рапорт об увольнении из уголовно-исполнительной системы по пункту «а» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по собственному желанию).
Приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № лейтенант внутренней службы Астапенко С.В. уволен ДД.ММ.ГГГГ по пункту «а» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по собственному желанию). Согласно приказу выслуга лет (общая продолжительность службы в учреждениях и органах) Астапенко С.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении <данные изъяты>.
Определяя состав подлежащих возмещению расходов на обучение, истец считает, что выплаченное Астапенко С.В. в период его обучения денежное содержание является одной из составных частей затрат на его обучение. Истец также включил в состав затрат на обучение Астапенко С.В. расходы на его вещевое обеспечение и продовольственное обеспечение.
Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований УФСИН России по Ивановской области к Астапенко С.В. о взыскании расходов на обучение по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) было определено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются названным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закон № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку правоотношения, связанные с обучением Астапенко С.В. в образовательном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний России, со службой в уголовно-исполнительной системе и ее прекращением, возникли до дня вступления названного закона в силу и в этом законе отсутствует указание на придание его нормам обратной силы, к спорным отношениям подлежат применению Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, действовавшее на момент заключения Астапенко С.В. контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от ДД.ММ.ГГГГ и последующего контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от ДД.ММ.ГГГГ., а также Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Статьей 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации было предусмотрено, что в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку. Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.
Пунктом 3.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы определено, что профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, подведомственных ФСИН России, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании реализуют профессиональные образовательные программы.
Разделом 5 названной инструкции установлен порядок и условия заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе с лицами, проходящими обучение в образовательных учреждениях ФСИН России.
Согласно пункту 5.3 Инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.
Нормативными правовыми актами, действовавшими в период спорных отношений, последствия невыполнения сотрудником уголовно-исполнительной системы, направленным для получения профессионального образования за счет бюджетных средств ФСИН России в образовательное учреждение ФСИН России, условия контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения не определены, в связи с чем к этим отношениям в силу части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат применению общие нормы трудового законодательства.
В силу статьи 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, отношения в период обучения между соответствующим руководителем уголовно-исполнительной системы и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту. При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения без уважительных причин он должен возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Вместе с тем нормативными правовыми актами, регулировавшими порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в спорный период, состав расходов, затраченных на обучение сотрудника в высшем образовательном учреждении уголовно-исполнительной системы ФСИН России, в случае невыполнения им условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системе не определен. Конкретный перечень таких затрат нормами Трудового кодекса Российской Федерации также не установлен.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в том числе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (пункт 18 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. № 376, действовавшим на момент поступления Астапенко С.В. в ДД.ММ.ГГГГ году в образовательное учреждение ФСИН России и утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ, было утверждено Положение о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Подпунктом 2 пункта 1 названного положения было определено, что денежное довольствие выплачивается сотрудникам уголовно-исполнительной системы, обучающимся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования ФСИН России.
Слушателям и курсантам образовательных учреждений ФСИН России, принятым на учебу из числа граждан, не являющихся сотрудниками уголовно-исполнительной системы, а также из числа лиц рядового и младшего начальствующего состава, имеющих специальный стаж службы в уголовно-исполнительной системе менее 6 месяцев, со дня начала занятий по очной форме обучения выплачиваются оклад по типовой должности «курсант», оклад по специальному званию «рядовой» или оклад по присвоенному специальному званию младшего начальствующего состава, процентная надбавка за выслугу лет (подпункт 2 пункта 23 Положения).
В соответствии с пунктом 9 Положения денежное довольствие, выплаченное в установленный этим положением срок на основании правил и норм, действовавших к моменту выплаты, возврату не подлежит, если право на него утрачено после выплаты. Выплаченное денежное довольствие может быть взыскано с лица, получившего его, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден новый Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Согласно подпункту 2 пункта 1 названного порядка денежное довольствие выплачивается сотрудникам уголовно-исполнительной системы, обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России по очной форме обучения.
Основанием для выплаты денежного довольствия является приказ соответствующего руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о назначении на штатную должность, зачислении в распоряжение учреждений или органов уголовно-исполнительной системы, зачислении на учебу в образовательные учреждения (пункт 4 Порядка).
Курсантам и слушателям образовательных учреждений, обучающихся по очной форме, выплачиваются: принятым на учебу из числа сотрудников рядового и начальствующего состава - оклад по последней замещаемой должности сотрудника на день откомандирования; принятым на учебу из числа граждан, не являющихся сотрудниками, - оклад по типовой должности «курсант» (подпункт 1 пункта 79 Порядка); оклад по специальному званию «рядовой» или оклад по специальному званию младшего начальствующего состава (подпункт 2 пункта 79 Порядка); ежемесячные и иные дополнительные выплаты (подпункт 3 пункта 79 Порядка).
Пунктом 14 Порядка установлено, что выплаченное денежное довольствие удерживается (взыскивается) с лица, получившего его, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Такие случаи определены статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащей применению к спорным отношениям, поскольку денежное довольствие сотрудника уголовно-исполнительной системы, реализующего свое право на труд посредством прохождения службы, по своей правовой природе является его заработной платой.
В силу части 1 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться: для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях; для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть 3 статьи 155 Трудового кодекса Российской Федерации) или простое (часть 3 статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации); при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
К указанным исключениям, когда удержание не производится, относятся случаи увольнения в связи с: ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом (пункт 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации); сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации); сменой собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера); призывом работника на военную службу или направлением его на замещающую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации); восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (пункт 2 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации); признанием работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением (пункт 5 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации); смертью работника либо работодателя - физического лица, а также признанием судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим (пункт 6 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации); наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений, если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в связи с увольнением по пункту 8 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (отказ работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части 3 и 4 статьи 73 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части 2 данной статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть 3 статьи 155 Трудового кодекса Российской Федерации) или простое (часть 2 статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Исходя из изложенного, с момента заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе и при прохождении обучения в образовательном учреждении ФСИН России, гражданин является сотрудником уголовно-исполнительной системы, выполняет обязанности, установленные нормативными правовыми актами, регулирующими порядок и условия прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, и определенные контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе. За осуществление указанной деятельности сотрудник получает денежное довольствие, являющееся для него источником средств существования, то есть заработной платой сотрудника, основания для возврата которой и удержания из которой нормативно регламентированы. В числе оснований для возврата денежного довольствия и удержаний из него такое основание, как невыполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы условия контракта о службе в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет с момента окончания образовательного учреждения, отсутствует.
В период обучения в образовательном учреждении ФСИН России Астапенко С.В., являясь сотрудником уголовно-исполнительной системы, выполнял соответствующие служебные обязанности, в том числе нес службу в суточных нарядах, период обучения Астапенко С.В. в образовательном учреждении ФСИН России включен ему ответчиком в выслугу лет (общую продолжительность службы).
Ввиду изложенного доводы истца о том, что выплаченное Астапенко С.В. за период обучения денежное довольствие является одной из составных частей затрат на его обучение, нельзя признать правомерными.
Контракты о службе в уголовно-исполнительной системе, заключенные с Астапенко С.В. в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах, условий о том, что денежное довольствие сотрудника уголовно-исполнительной системы, проходящего обучение в образовательном учреждении ФСИН России, входит в состав затрат на его обучение, также не содержат.
Специальными нормативными актами, действовавшими в период спорных отношений и регулировавшими порядок и условия прохождения службы в уголовно-исполнительной системе граждан, проходящих обучение в образовательных учреждениях ФСИН России, не урегулирован порядок возмещения затрат на обучение сотрудника уголовно-исполнительной системы в связи с досрочным расторжением контракта, в том числе по инициативе сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Согласно статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права) (часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Сходные отношения, связанные с возмещением сотрудником затрат на обучение в образовательном учреждении, урегулированы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 части 3 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ) установлено, что в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающим в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, предусматривается обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника (пункт 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации» в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основаниям, перечисленным в данной норме, в том числе по основанию, приведенному в пункте 2 части 2 статьи 82 этого федерального закона, в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в течение срока, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 23 данного федерального закона, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (название документа приводится в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ).
Затраты на обучение определяются исходя из средств федерального бюджета, затраченных образовательным учреждением высшего профессионального образования, образовательным или научным учреждением на обучение сотрудника (пункт 2 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции, действовавшей в период обучения Астапенко С.В. в Академии ФСИН России).
В соответствии с пунктом 7 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № в затраты на обучение сотрудника входят расходы образовательной организации высшего образования, образовательной или научной организации:
а) на оплату труда профессорско-преподавательского состава;
б) на амортизацию учебного оборудования в период обучения;
в) на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников;
г) на коммунальные услуги;
д) на услуги связи для целей образовательного процесса.
Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, окончившими образовательное учреждение высшего профессионального образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, определяется по формуле, приведенной в подпункте «б» пункта 12 Правил от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом: количества полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательного учреждения высшего профессионального образования; количества полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; количества дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; размера средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, который подлежит включению в контракт.
Таким образом, названное постановление допускает взыскание с сотрудников органов внутренних дел средств федерального бюджета, затраченных непосредственно на специальную, профессиональную подготовку работника, а не средств федерального бюджета, затраченных на обеспечение исполнения сотрудниками обязанностей службы в органах внутренних дел.
Как следует из иска, УФСИН России по Ивановской области заявлены требования о взыскании с Астапенко СВ. полученного им за весь период обучения денежного довольствия (в том числе сумм подоходного налога, удержанного с ответчика в федеральный бюджет), продовольственного и вещевого обеспечения, которые не относятся в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ к затратам на обучение сотрудника.
Из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по возмещению сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования в случае расторжения с ним контракта о службе в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел, сходные со спорными отношениями, следует, что расходы, связанные с выплатой сотруднику органов внутренних дел в период прохождения им обучения в образовательном учреждении системы МВД России, денежного довольствия, продовольственного (котловое обеспечение) и вещевого (форменное обмундирование) обеспечения в составе затрат на обучение, подлежащих возмещению сотрудником органов внутренних дел в случае расторжения с ним контракта по основаниям, указанным в части 14 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в числе которых такое основание для расторжения контракта, как расторжение контракта по инициативе сотрудника органов внутренних дел, не указаны.
Что касается взыскания затрат на вещевое обеспечение, то согласно п. 9 контракта при его досрочном расторжении по пункту «д» (в случаях нарушения условий контракта по вине сотрудника), пунктам «к», «м» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ сотрудник обязан возместить уголовно-исполнительной системе расходы на обеспечение его обмундированием и другим имуществом в сумме, исчисляемой пропорционально срокам носки и использования имущества.
Такая обязанность сотрудника предусмотрена в Положении о службе в органах внутренних дел РФ и в Инструкции о порядке применения указанного Положения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, согласно которым при увольнении сотрудника за нарушение условий контракта, стоимость выданного ему обмундирования подлежит взысканию в бесспорном порядке с учетом износа (п. 61 и п. 5.8 соответственно).
Учитывая изложенное, с ответчика может быть взыскана стоимость вещевого имущества, сроки носки которого не истекли.
Как следует из предоставленной истцом «Расшифровки стоимости вещевого обеспечения Астапенко СВ.» в период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год им было получено вещевое имущество на общую сумму 39 793, 96 копеек. Однако как следует из указанного документа, стоимость выданного имущества определялась без учета сроков носки, то есть без учета износа.
Кроме этого, согласно Нормы № «Снабжения вещевым имуществом курсантов (слушателей) образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) установленной Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О форменной одежде, знаках отличия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел» №, распространяющего свое действие на ответчика в период обучения в Академии ФСИН России, а также Приложению № «Нормы снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы», установленному Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которое действовало ранее, сроки носки выданного Астапенко СВ. вещевого имущества составляют:
Шапка ушанка - срок обучения;
Фуражка шерстяная - срок обучения;
Куртка утепленная - срок обучения;
Китель шерстяной - срок обучения;
Брюки шерстяные - срок обучения;
Рубашка - 2 года;
Галстук - 1 год;
Берет - срок обучение;
Кашне - срок обучения;
Костюм тренировочный - срок обучения;
Пилотка - срок обучения;
Джемпер трикотажный - срок обучения;
Ботинки с высокими берцами - срок обучения;
Полуботинки - срок обучения;
Туфли спортивные - срок обучения;
Тапочки казарменные - срок обучения;
Фуражка х\б полевая - срок обучения;
Костюм х/б полевой зимний - срок обучения;
Костюм х/б полевой летний - срок обучения;
Ремень поясной кожаный - срок обучения;
Ремень брючный - срок обучения;
Перчатки п/ш - срок обучения;
Белье нательное - 1 год;
Белье зимнее - 1 год;
Майки - 1 год;
Трусы -1 год;
Носки х/б - 1 год;
Носки п/ш - 1 год;
Платок носовой - 1 год;
Подворотнички -1 год;
Полотенце вафельное - 1 год.
Таким образом, сроки носки выданного Астапенко СВ. в период обучения имущества, к моменту окончания им обучения в Академии ФСИН России, и тем более на момент его увольнения из УФСИН России по Ивановской области, полностью истекли, в связи с чем правовые основания для взыскания стоимости данного имущества отсутствуют.
Следовательно, правовых оснований для взыскания с Астапенко С.В. стоимости названного вещевого имущества не имеется.
Оценив установленные и исследованные судом доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований УФСИН России по Ивановской области к Астапенко С.В. о взыскании расходов на обучение - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в месячный срок с момента оглашения через Московский районный суд города Рязани.
Судья Э.А. Кузнецова