Дело № 2-1190/2021
УИД <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Никифорова С.В.
при секретаре судебного заседания Энюховой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ананьевой Марины Михайловны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ, включении отдельных периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ Ананьевой М.М. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по мотиву «отсутствия правовых оснований».
Не согласившись с этим решением, Ананьева М.М. с учетом последующих уточнений, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонному) о признании незаконным и отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ с возложением обязанностей включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости «с даты возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) его правопреемником - Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии в связи с прекращением деятельности Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии.
Истец Ананьева М.М. в судебном заседании свои требования поддержала по указанным в заявлении основаниям.
Ответчик Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии письменным заявлением дело просил рассмотреть в отсутствии его представителя, отказав в удовлетворении исковых требований по доводам, приведенным в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что основанием для отказа истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости послужило отсутствие требуемого специального стажа (фактическая продолжительность специального стажа на ДД.ММ.ГГГГ у нее составила <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней). Требование о назначении страховой пенсии по старости истцом заявлено также преждевременно, так как в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в ДД.ММ.ГГГГ срок назначения страховой пенсии по старости возникает не ранее чем через три года со дня возникновения соответствующего права.
Выслушав объяснения истца, исследовав представленные по делу доказательства, проверив доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
В силу статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Часть 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусматривает, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Указанным приложением предусмотрено увеличение на 24 месяца срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости в 2020 году.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ Ананьевой М.М. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Специальный стаж истца (в том числе и с учетом периода работы истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения МУЗ «<данные изъяты>» стаж работы истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определен в <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней при требуемом стаже (выслуге лет) для досрочного назначения страховой пенсии по старости - 30 лет, с учетом статьи 10 ФЗ от 03.10.2018 №350 через 3 года со дня приобретения требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ у Ананьевой М.М. возникнет право на обращение за назначением досрочной пенсии по старости.
Из обжалуемого решения усматривается, что в льготный стаж для назначения досрочной пенсии по старости Ананьевой М.М. не засчитаны периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ (всего <данные изъяты> день). При этом пенсионный орган сослался на пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Правительства РФ №11.07.2002 №516 (далее - Правила №516).
Суд не соглашается с решением пенсионного органа в этой части.
Так, трудовой книжкой истца Ананьевой М.М. (до вступления в брак - О.) (л.д. <данные изъяты>) и справкой, уточняющей периоды ее работы № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>), выданной БУ «<данные изъяты>, подтверждается, что истец Ананьева М.М. по состоянию на дату выдачи справки, то есть ДД.ММ.ГГГГ, продолжает работать в БУ «<данные изъяты> в должности медицинской сестры палатной родильного отделения стационара.
Решением <данные изъяты> районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что специальный стаж Ананьевой М.М. на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица на имя истца Ананьевой М.М., она в системе обязательного пенсионного страхования застрахована с ДД.ММ.ГГГГ. Спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификацииотносятся к периоду после регистрации истца в качестве застрахованного лица.
При этом не указание работодателем кода льготы в индивидуальных сведениях персонифицированного учета в периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не может служить основанием к отказу в зачете этих периодов в специальный стаж работы исходя из нижеследующего.
Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой, уточняющей периоды работы от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной БУ ЧР «<данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>), приказами о предоставлении отпуска работникам № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
В силу пункта 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В силу пункта 5 Правил №516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Пункт 9 вышеназванных Правил содержит перечень периодов работы, которые не включаются в специальный стаж. Нахождение на курсах повышения квалификации в этот перечень не входит.
Как видно из материалов дела, истец находилась на курсах повышения квалификации в период работы, как в должности, так и в учреждении, включенных в Список 2002 года (медицинская сестра палатная родильного отделения БУ ЧР «Канашский ММЦ» Минздрава Чувашии). Факт уплаты страховых взносов в указанные периоды ответчиком не оспаривается.
Поскольку в указанные периоды за истцом сохранялись и место работы, и заработная плата, с которой производились предусмотренные законодательством отчисления, то спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, подлежат включению в специальный стаж, кроме периодов с ДД.ММ.ГГГГ, которые пенсионным органом уже включены в специальный стаж.
При таких обстоятельствах решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным, потому оно подлежит отмене.
Как следует из пенсионного дела истца, специальный стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.
С учетом включенных судом периодов специальный стаж истицы на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> дня, исходя из следующего расчета: <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней + <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней (суммарно спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, учебных отпусках). Таким образом, истцом требуемая 30-летняя продолжительность специального стажа выработана на ДД.ММ.ГГГГ и право на страховую пенсию она приобретет с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии включить периоды прохождения Ананьевой Мариной Михайловной курсов повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ
Признать выработанным Ананьевой М.М. специальный 30-летний стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Ананьевой М.М. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в месячный срок со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.