Дело № 2 –288/2015
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
п. Новый Торъял 24 июля 2015 года
Советский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Александровой Р.Е.,
при секретаре Сидоркиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бирюковой Л.В. к администрации МО «Городское поселение Новый Торъял» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма
у с т а н о в и л:
Бирюкова Л.В. обратилась в районный суд с иском к администрации «Городское поселение Новый Торъял» о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 08.04.2010 года является собственником жилого дома, общей площадью <…> кв.м. по адресу: <…> Согласно Постановления №54 от 24.04.2015 года она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Однако в предоставлении жилого помещения ей было отказано в связи с отсутствием свободных незаселенных жилых помещений. Решением Советского районного суда от 12.12.2014 года указанный жилой дом был признан непригодным для постоянного проживания граждан.
В судебном заседании представитель истца Перепелицын А.М. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил суд обязать администрацию «Городское поселение Новый Торъял» предоставить Бирюковой Л.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Истица Бирюкова Л.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Ответчик представитель администрации «Городское поселение Новый Торъял» Егошин А.П. исковые требования признал и суду пояснил, что не представляется возможность в настоящее время предоставить жилое помещение в связи с тем, что свободных жилых помещений.
Заслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Бирюковой Л.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). В Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
При этом Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
На основании ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
По смыслу приведенных выше норм материального права следует, что в случае признания жилого помещения не пригодным для проживания, обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма вне очереди, возлагается на органы местного самоуправления по месту нахождения дома, признанного не пригодным для проживания.
Как установлено судом, Бирюкова Л.В. зарегистрирована по адресу: <…> который принадлежит Бирюковой Л.В. на праве собственности.
Решением Советского районного суда от 12.12.2014 года указанный жилой дом был признан непригодным для постоянного проживания граждан.
Бирюкова Л.В. принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, у администрации городского поселения Новый Торъял в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.
При этом не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживает Бирюкова Л.В., пришло в состояние непригодное для проживания.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания.
Вместе с тем внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии со ст. 89 ч.1 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права общая площадь дома составляет 18 кв. м.. Иных документов, указывающих на размер площади квартиры не имеется, поэтому суд считает возможным принять указанные сведения о размере данной квартиры.
Кроме того, в соответствии с п.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятии его судом.
В заявлении ответчик признал исковые требования истца в полном объеме. Так как признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание ответчиком иска, и полагает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 39 ч.1 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с п.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его, судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.86, 87, 89 Жилищного кодекса РФ, а так же ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Бирюковой Л.В. к администрации «Городское поселение Новый Торъял» удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Городское поселение Новый Торъял» предоставить Бирюковой Л.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 18 кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам в пределах административных границ пос.<…>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через данный районный суд.
Судья – Р.Е. Александрова
Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2015 г.