Гражданское дело № 2-2077/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 4 июня 2018 г.
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
при секретаре Бакалейниковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лозицкого Ильи Владимировича к МВД России, ГУ МВД России по Красноярскому краю, МУ МВД России «Красноярское», Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Лозицкий И.В. обратился в суд с иском к МУ МВД России «Красноярское», Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда в размере 546 000 руб.
Требования мотивировал тем, что в период с 27.10.2013 по 20.02.2014 он содержался в ИВС ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское», условия содержания в котором являются ненадлежащими, нарушающими его права, закрепленные Конституцией РФ, международными нормами. Так, было нарушено его права на социальную связь с родителями, норму площади не менее 4 кв.м, в камере отсутствовали туалет, отвечающий требованиям приватности, раковина, не выдавались полотенца и предметы личной гигиены, не было отдельного спального места, не хватало матрасов, одеял и подушек, не было простыней, отсутствовало трехразовое горячее питание, еда была холодная, отсутствовали лавки для приема пищи, нормальное освещение и вентиляция, окна, прогулки. В декабре 2013 года он содержался в ИВС в течение месяца более 10 суток. Указанные условия нарушают его права, причинили ему моральный вред, поскольку он испытывал боли, слабость и недомогание, чувство унижения, ущемленность, обреченность и неполноценность.
Определением суда от 19.09.2017 к участию в деле в качестве соответчиков привлечено МВД России, ГУ МВД России по Красноярскому краю.
Истец Лозицкий И.В., содержащийся в ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует его расписка.
Представитель ответчика МУ МВД России «Красноярское», ГУ МВД России по Красноярскому краю, МВД России Гончаренко А.В. (доверенности от 09.01.2018, от 26.12.2017) заявленные требования не признал, суду в обоснование возражений указал, что условия содержания истца в период его нахождения в ИВС ОП № 2 являлись удовлетворительными, в период его нахождения в ИВС он каких-либо замечаний на состояние своего здоровья и ненадлежащие условия содержания не делал, по результатам проведенных проверок нарушений содержания также не усматривается; причинение нравственных страданий истцом не доказано; ИВС находится на первом этаже ОП № 2.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме в связи с отсутствием доказательств причинения нравственных страданий в следствие виновных действий должностных лиц ответчика.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, поскольку о судебном заседании он уведомлен надлежащим образом, ему направлены все копии доказательств, представленные ответчиками в обоснование возражений, предоставлена возможность предоставления суду дополнительных пояснений по результатам изучения данных документов; обстоятельств же, для установления которых необходимо личное участие истца в судебном заседании, судом не установлено.
Изучив исковое заявление, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. Аналогичные положения получили закрепление и в ст. 21 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны РФ, казны субъектов РФ или казны муниципального образования.
Согласно ст. 151 ГК РФ при причинении гражданину физических или нравственных страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, от имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Исходя из ст. 17 ФЗ № 103-ФЗ от 15.07.1995 подозреваемые и обвиняемые имеют право на восьмичасовой сон в ночное время (п. 10), пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа (п. 11).
Согласно же ст. 36 данного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые обязаны 3) соблюдать требования гигиены и санитарии (п. 3), проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности (п.6).
На основании ст. 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Все камеры обеспечиваются по возможности и вентиляционным оборудованием...
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности…
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями, постельным бельем… (п. 43) все камеры оборудуются индивидуальными нарами или кроватями, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, бачком для питьевой воды, столом для приема пищи... (п. 45).
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: предметы для уборки камеры, уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере… (п. 44).
Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа… (п. 130).
При ежедневном обходе камер представители администрации ИВС принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде (п. 94).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Лозицкий И.В. в 2013 году, 2014 году находился в ИВС ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское», а именно: с 17.55 ч. 27.10.2013 до 19.30 ч. 31.10.2013, с 12.47 ч. до 20.12 ч. 22.11.2013. с 10.35 ч. 04.12.2013 до 19.10 ч. 05.12.2017, с 10.45 ч. до 21.20 ч. 12.12.2013, с 13.05 ч. 13.12.2013 до 20.20 ч. 16.12.2013, с 11.20 ч. до 21.15 ч. 18.12.2013, с 12.40 ч. 25.12.2013 до 20.30 ч. 27.12.2013, с 10.15 ч. до 21.50 ч. 30.12.2013, с 12.23 ч. до 17.50 ч. 20.02.2014; при площади камер 9,4 кв.м количество лиц содержащихся в камере составляло от 4 до 7 человек, что подтверждается справкой МУ МВД России «Красноярское», техническим паспортом.
Обращаясь с требованием о взыскании компенсации морального вреда, Лозицкий И.В. ссылается на нарушение его прав, в том числе в связи с нарушением его права на социальную связь, отсутствием окон, раковины, надлежащего обеспечения вентиляции, освещения, места для приема пищи, спальными принадлежностями, постельным бельем и средствами личной гигиены, трехразовым горячим питанием, а также в связи с наличием антисанитарных условий из-за расположенного ведра, заменяющего туалет, отсутствием его приватности.
Исходя из содержания приведенных правовых положений (ст. 1069, ст. 151 ГК РФ), основанием для возмещения вреда, в том числе морального, являются наличие обязательных признаков: противоправность органов внутренних дел, наличие причиненного истцу вреда, в том числе нравственных страданий, прямая причинная связь между незаконными действиями должностных лиц органов внутренних дел и наступившими негативными последствиями для истца.
Между тем из представленных ответчиком документов, в том числе технического паспорта, следует, что истцу в период нахождения в ИВС были обеспечены в указанной части надлежащие условия содержания, предусмотренные Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел: помещение ИВС оборудовано окнами, на которых находятся решетки, имеет централизованное отопление и систему приточной вентиляции, в камерах имеются стол для приема пищи и скамейки, бочка с питьевой водой, спальное место, обеспечена поставка чистого постельного белья, трехразового горячего питания.
Отсутствие водопровода с питьевой водой компенсируется бочком с питьевой водой, а в случае отсутствия в камерах туалета, его посещение обеспечивается в соответствии с п. 98 Приказа МВД России от 07.03.2006 № 140 ДСП «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых», исходя из которого в случае отсутствия к камерах отдельных санузлов проведение покамерного вывода подозреваемых и обвиняемых в туалет под охраной заступающего и сменяющегося наряда организуется дежурным ИВС при приеме дежурства, а также после прибытия и перед выбытием поступающих и содержащихся в ИВС лиц и в течение дня по мере необходимости.
Нахождение ведра вместо санузла обеспечено экстренными случаями, что также не противоречит Правилам поведения подозреваемых и обвиняемых, приложению №1 к Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; при этом соблюдение санитарного порядка в камерах является обязанностью подозреваемых и обвиняемым, содержащихся под стражей в ИВС, которые обеспечиваются необходимым инвентарем для уборки камер.
Нахождение раковины для умывания в общем санузле, в котором содержащиеся в ИВС лица выводятся, в том числе по мере необходимости, также не влечет нарушение прав истца.
Суд не усматривает со стороны администрации ИВС ОП № 2 нарушений прав истца в период его содержания по приведенным истцом указанным доводам (в том числе в связи с нарушением права на социальную связь, обеспечение средствами личной гигиены), поскольку доказательств перенесенных нравственных страданий, имеющих признаки, соотносимые с понятием пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание, суду не представлено, а судом таковых не установлено. При этом суд принимает внимание длительность нахождения истца в ИВС при каждом его помещении, а также учитывает, что сведений о подачи истцом в период нахождения в ИВС либо последующем в установленный законом срок и порядке соответствующих жалоб, как на имя администрации ИВС, так и иных должностных лиц, в компетенцию которых входит обеспечение надзора за соблюдением прав лиц, находящихся под стражей, либо в суд, истец до суда не довел.
Вместе с тем отсутствие прогулок, наличие общей площади на осужденного менее 4 кв. м, превышение лимита одновременного содержания в камерах ИВС лиц и сопутствующие неблагоприятные последствия, в том числе виде недостатка индивидуального спального места, а также превышение 10-тидневного срока пребывания в ИВС в течение одного месяца, является нарушением нематериальных прав истца, предусмотренных Федерального закона № 103-ФЗ, повлекшие нарушение нравственных страданий, в связи с чем, принимая во внимание обстоятельства дела, а именно, длительность непрерывного пребывания истца в ИВС в октябре 2013 г. (с 27 по 31 октября) декабре 2013 г. (с 13 по 16 декабря), общее количество времени проведенного истцом в ИВС, в том числе в декабре 2013 г., отсутствие доказательств негативных последствий нарушения данного права с учетом личности и индивидуальных особенностей истца, суд находит необходимым взыскать с МВД России компенсацию морального вреда в размере 1 800 руб.
Кроме того, в силу ст. 1069 ГК РФ и ст. 158 БК РФ ГУ МВД России по <адрес>, МУ МВД России «Красноярское», Министерство финансов РФ не являются надлежащими ответчиками по заявленным требованиям, поскольку от имени казны РФ, за счет которой осуществляется возмещение вреда в случае удовлетворения требований, выступает МВД России.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с МВД России за счет сред казны РФ в пользу Лозицкого Ильи Владимировича компенсацию морального вреда в размере 1 800 руб.
В удовлетворении требований в остальной части, в том числе к ГУ МВД России по Красноярскому краю, МУ МВД России «Красноярское», Министерство финансов РФ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева