Решение по делу № 33а-3345/2022 от 18.02.2022

    Судья – Калынова Е.М.                                  Дело № 33а-3345/2022 (2 инстанция)

    УИД: 52RS0012-01-2021-002672-24                   Дело № 2а-2647/2021 (1 инстанция)

    НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Нижний Новгород                                   06 апреля 2022 года

    Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

    председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

    судей Есыревой Е.В., Жилкина А.М.,

    при секретаре судебного заседания Мельниковой К.И.

    с участием представителя административных ответчиков ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области Юрьев А.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Есыревой Е.В. административное дело

    по апелляционной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области

    на решение Борского городского суда Нижегородской области от 18 октября 2021 года

    по административному иску Мауталиева Рашида Ярмурзаевича к Министерству Финансов Российской Федерации, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,

        У С Т А Н О В И Л А:

Мауталиев Р.Я. обратился в суд с указанным иском, в котором просил признать незаконными действия (бездействия) администрации ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в части содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области с нарушением минимальных норм жилой площади, питания, материально-бытового обеспечения, взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в размере один миллион рублей.

В обоснование заявленных требований Мауталиев Р.Я. указал, что [дата] года приговором Соломбальского районного суда г.Архангельска ему было назначено наказание в виде 15 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Мауталиев Р.Я. для отбытия назначенного судом наказания был распределён в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, куда доставлен в марте [дата] года. Убыл из ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области 16.06.2021 г. в связи с освобождением апелляционным определением Нижегородского областного суда.

Мауталиев Р.Я. указал, что в период отбывания наказания в колонии находилось более 1150 человек, колония переполнена из-за закрытия ряда ИК в соседних регионах.

Все здания старые, типовой постройки трех этажей с жилой секцией-спальней 90 кв.м. Заявитель проживал в отряде с еще более 70 осужденными на площади 90 кв.м., т.е. 1,3 кв.м. на человека. Соблюдение гигиенических норм, предусмотренных законодательством РФ, в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области не выполнялись. Вода из крана шла с перебоями; водоснабжение часто отключалось, плохого качества (желтая); теплая вода отсутствовала вообще. На отряд из 70 человек на площади в 15 кв. м. имелось 5 раковин и 5 унитазов; в связи с большим числом людей доступ к туалету и раковинам был ограничен. Центральное отопление в общежитии работало недостаточно, зимой приходилось спать полностью одетым, температура в коридоре не превышала 18 градусов. Питание подавалось в немытой, грязной посуде, появлялись кишечные инфекции, пища низкого качества, рацион состоял в основном из кислой капусты, ячменной каши и полусладкого чая утром, ячменный суп днем и каша вечером, при этом крупа низкого качества с черными вкраплениями, количество пищи недостаточно, мясо не выдавали вообще; место для хранения продуктов в колонии не было, поэтому продукты хранились на улице на земле, зимой всё перемерзало.

Истец указал, что здоровые люди содержатся вместе с больными ВИЧ, туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями; надлежащая медицинская помощь не оказывалась.

Кровати в отряде стояли вплотную друг к другу. Освещение в жилой секции постоянно было включено, при этом света недостаточно, на всю секцию 2 лампы, окна загорожены двухъярусными кроватями. Каждую весну в колонии вводился карантин в связи с гепатитом "А" из-за плохой воды. Лечить заболевания руководство колонии отказывалось, т.к. лекарств не было, при этом в медицинской карточке ставили отметки о назначении лечения. Заключенные должны сами были стирать свои постельные принадлежности и одежду, при этом кипятильник для подогрева администрация колонии не выдала. Мыло, средства гигиены выдавали раз в месяц в недостаточном количестве и не все необходимое. Личные вещи всех осужденных в отряде (более 70 человек) хранились в жилой секции вместе с осужденными. Заключенные в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области принимали душ 2 раза в неделю в течение 30 минут, в это время душем пользовалось до 100 человек (на 20 леек), т.е. время помыться было порядка 6 минут на человека, при этом некоторые осужденные мыться не успевали вообще. Зимними (теплыми) вещами (шапка, рукавицы, нательное белье, валенками и т.п.) администрация исправительного учреждения административного истца не обеспечивала.

Постоянные комиссии должностных лиц прокуратуры и руководства УФСИН исключали неосведомленность должностных лиц об бесчеловечных условиях содержания под стражей заявителя.

Администрация ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области всячески препятствовала обращениям осужденных с жалобами. При обращении осужденного в прокуратуру либо за формуляром жалобы, администрация начинала притеснять осужденного различными наказаниями.

Решением Борского городского суда Нижегородской области от 18 октября 2021 года административное исковое заявление Мауталиева Р.Я. к Министерству Финансов Российской Федерации, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Мауталиева Рашида Ярмурзаевича в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Мауталиева Р.Я. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 320 000 (триста двадцать тысяч) рублей. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Мауталиева Р.Я. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей. В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.

В апелляционной жалобе представитель ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований. В обоснование своей позиции представитель указал, что условия содержания в исправительной колонии соответствуют всем существующим нормам, проблемы переполненности были решены предпринятыми мерами по перепланировке помещений, перераспределением осужденных по отрядам. При этом привлечение осужденных к труду в три смены позволяло одновременно сократить количество осужденных, находящихся в помещении отрядов. Кроме того, предприняты все меры для организации досуга и образования лиц, отбывающих наказание, вещевое довольствие выдается в полном объеме.

    В суде апелляционной инстанции представитель ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области Юрьев А.С., просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

    Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

    В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

    Заслушав представителя административных ответчиков, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьями 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации также предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права. Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47).

В силу положений ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в Постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и Федеральных законов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.

Согласно ст.ст. 74, 82, 99 УИК РФ, исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.

Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Сверх установленного размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, осужденные могут за счет собственных средств дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В соответствии со ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.

В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2005 №259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, ст. 7 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", ст. ст. 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.03.2003 №30дсп установлена норма количества унитазов в исправительном учреждении с учетом 1 единицы на 10 человек.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 утверждены Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (п. 1); предписано начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (п. 2). Согласно Нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на десять человек, зеркало настенное - 2 штуки; постирочная: машина стиральная бытовая - 2-3 штуки. Помещение бани оборудуется жестким диваном или вешалкой со скамьей, тумбочкой, табуретом, столом прямоугольным (помещение раздевалки), стационарными скамьями (помещение мыльной и парной). Помещение прачечной оборудуется ларем для грязного белья, столом, тумбочкой, табуретом (помещение приема грязного белья), тумбочкой, табуретом (помещение сушки белья).

Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах (п. 21).

В соответствии с п. 5.1 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной приказом Минюста РФ от 08.11.2001 №18/29-395, помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней.

Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня исправительных учреждений. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи (п. 29). Согласно представленным документам порядок пользования помещениями для приема пищи в распорядке дня в ИК-11 установлен.

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205 утверждены Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, согласно которым осужденным установлена следующая норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин): Хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта - 300 гр., Хлеб пшеничный из муки II сорта - 250 гр., Мука пшеничная II сорта - 5 гр., Крупа разная - 100 гр., Макаронные изделия - 30 гр., Мясо - 90 гр., Мясо птицы - 30 гр., Рыба - 100 гр., Маргариновая продукция - 35 гр., Масло растительное - 20 гр., Молоко коровье (миллилитров) - 100, Яйца куриные (штук в неделю) - 2, Сахар - 30 гр., Соль поваренная пищевая - 20 гр., Чай натуральный - 1, Лавровый лист - 0,1 гр., Горчичный порошок - 0,2 гр., Томатная паста - 3 гр., Картофель - 550 гр., Овощи - 250 гр., Кисели сухие витаминизированные или фрукты сушеные - 25,10 гр. Данным постановлением утверждены также Нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Из материалов дела следует, что Мауталиев Рашид Ярмурзаевич, [дата] года рождения, осужден [дата] Соломбальским районным судом Архангельской области по ст. 228.1 ч.3 п. «г», 30 ч.3, ст. 228.1 ч.3 п. «г», 30 ч.3, ст. 228.1 ч.3 п. «г», 30 ч.3, ст. 228.1 ч.3 п. «г», 69 ч.3 УК РФ на срок 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Ранее судим: 20.01.2000 г. Октябрьским районным судом г.Архангельска по ст.163 ч.2 п. «б,в», 33, 166 ч.2, 159 ч.3 п. «б», 325 ч.2 УК РФ. Постановлением Борского городского суда Нижегородской области от 24.09.2014 г. считать осужденным по ст.33 ч.3, 166 ч.2 п. «в», 163 ч.2 п. «а,в», 159 ч.3 п. «б», 325 ч.2, 69 ч.3 УК РФ – 5 лет 9 мес. лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, снизить срок УДО по постановлению Печорского городского суда Республики Коми от [дата] г. до 2 лет 7 мес.

Прибыл в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области 23.06.2008 г. из ИЗ-29/1 г.Архангельск УФСИН России по Архангельской области.

Освобожден 23.06.2021 г. на основании ст.79 УК РФ условно-досрочно на 00 г. 11 м. 10 дн.

В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец был распределён для проживания: в отряд №8, в котором содержался с 08.07.2008 г. по 21.09.2008 г. (2 мес. 13 дн.), в отряд №5, в котором содержался с 21.09.2008 г. по 21.01.2009 г. (4 мес.), в отряд №6, в котором содержался с 21.01.2009 г. по 15.07.2009 г. (5 мес. 25 дн.), в отряд №9, в котором содержался с 15.07.2009 г. по 02.08.2009 г. (18 дн.), в отряд №5, в котором содержался с 02.08.2009 г. по 16.09.2009 г. (1 мес. 14 дн.), в отряд №10, в котором содержался с 16.09.2009 г. по 06.10.2009 г. (20 дн.), в отряд №1, в котором содержался с 06.10.2009 г. по 08.12.2011 г. (2 г. 2 мес. 2 дн.), в отряд №10, в котором содержался с 08.12.2011 г. по 28.02.2013 г. (1 г.2 мес. 20 дн.), в отряд №9, в котором содержался с 28.02.2013 г. по 15.07.2013 г. (4 мес. 18 дн.), в отряд №10, в котором содержался с 15.07.2013 г. по 14.05.2014 г. 9 мес. 30 дн.), в отряд №9, в котором содержался с 14.05.2014 г. по 23.06.2021 г. (7 лет 1 мес. 9 дн.).

Представителем административных ответчиков представлены документы, указывающие на то, что минимальные нормы питания осужденных в исправительном учреждении соблюдались (Журналы учета контроля за качеством приготовления пищи в ФКУ ИК-11 за 2014, 2015, 2017 г.г., Журналы операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов с приложением (раскладки продуктов) за 2014-2017 гг.). Из копий Журналов следует, что со стороны администрации учреждения проводится контроль за полнотой доведения норм питания до осужденных. Закладка продуктов питания в котел осуществляется в присутствии дежурного помощника начальника колонии. Продукты в столовую со склада подразделения поставляются на основании меню-требования на текущий день, в зависимости от количества довольствующихся. Качество приготовления пищи контролируется медицинскими работниками за полчаса до приема пищи, о чем делается запись в журнале контроля за качеством приготовления пищи. При оценке качества пищи, медицинский работник проверяет санитарное состояние столовой, качество уборки производственных цехов и обеденного зала, качество вымытой чистой посуды. Закладку продуктов в котел контролирует дежурный помощник начальника колонии, о чем делается запись в специальном журнале. При приеме пищи осужденными выделяется сотрудник администрации, который контролирует соблюдение режимных требований, а также доведение установленных норм до осужденных.

В представленных по запросу суда первой инстанции Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях копий представлений следует, что в ходе проверки жалоб на качество приготовления пищи не поступало.

Поставка и водоотведение холодной воды в ФКУ ИК-11 осуществлялась МУП «Борский водоканал», поставка горячей воды осуществлялась котельной учреждения. Во всех отрядах имелись умывальники со смесителями системы подачи горячей и холодной воды. Санитарная обработка осужденных проводилась в соответствии с графиком. Оборудование банно-прачечного комплекса включает стиральные машины, центрифуги, имеется помещение для сушки белья.

В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, а также других помещениях, где находятся осужденные.

В исправительном учреждении оборудованы прогулочные дворы (локализованные участки). Прогулочный двор отряда №1 имеет площадь 195 кв.м., прогулочный двор отряда №5 имеет площадь 155 кв.м., прогулочный двор отряда №6 имеет площадь 155 кв.м., прогулочный двор отряда №8 имеет площадь 185 кв.м., прогулочный двор отряда №9 имеет площадь 120 кв.м., прогулочный двор отряда №10 имеет площадь 120 кв.м.

В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области оборудован также тренажерный зал, как в помещении, так и на улице, что позволяет заниматься спортом в зимнее время в зале, а в летнее на улице (по желанию).

Суд первой инстанции, при проверке доводов административного истца в части имевших место нарушений условий содержания исходил из того, что в период отбывания наказания он содержался в различных отрядах, в которых количество осужденных также менялось.

Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания.

Из представлений за период с 23.06.2008 г. по 23.06.2021 г., усматривается, что обращения от Мауталиева Р.Я. в Нижегородскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в период отбывания наказания последним в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области не поступали.

Согласно представлению Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от мая 2009 г. №4-2-2009 во всех отрядах ФКУ ИК-11 ГОУФСИН России по Нижегородской области нормы материально-бытового обеспечения не выполняются, численность осужденных в отряде №6 (период содержания административного истца в отряде с 21.01.2009 г. по 15.07.2009 г. (5 мес. 25 дн.)) превышала 100 человек.

Из ответа от 17.06.2009 г. следует, что приняты меры по устранению нарушений в исправительном учреждении.

Согласно представлению от ноября 2010 г. №4-2-2010 г. в отряде №1 (период содержания в нем административного истца) на 127 осужденных приходилось 247 кв.м., т.е. по 1,94 кв.м. на человека, осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками, во всех отрядах численность осужденных превышает 100 человек. В помещении магазина выявлено нарушение условий хранения майонеза «Провансаль» (+25С).

27.12.2010 г. в установленный срок на представление направлен письменный ответ о принятых для устранения выявленных нарушений мерах.

Согласно представлению от 05.12.2011 г. №4-2-2011 г. в отряде №1 (период содержания в нем административного истца) на 208 осужденных приходилось 296,1 кв.м., т.е. по 1,42 кв.м. на человека, численность отряда превышала 100 человек, осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками – на 208 осужденных приходится 11 рукомойников и 10 унитазов, термометр для контроля температурного режима разбит.

28.12.2010 г. в установленный срок на представление направлен письменный ответ о принятых для устранения выявленных нарушений мерах (в том числе установлен новый термометр для контроля температурного режима).

Согласно представлению от 05.05.2012 г. №4-2-2012 г. в отряде №10 (период содержания в нем административного истца) на 159 осужденных приходилось 263,6 кв.м., т.е. по 1,66 кв.м. на человека, численность отряда превышала 100 человек, осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками – на 159 осужденных приходится 8 рукомойников и 9 унитазов.

Представление Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях рассмотрено исправительным учреждением, направлен соответствующий ответ о принятых мерах.

По представлению от 13.09.2012 г. №4-2-2012 г. в отряде №10 (период содержания в нем административного истца) на 165 осужденных приходилось 263,6 кв.м., т.е. по 1,60 кв.м. на человека, численность отряда превышала 100 человек, осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками – на 165 осужденных приходится 7 рукомойников и 5 унитазов, осуждённые отряда не обеспечены по установленной норме табуретами.

Из ответа на указанное выше представление, по состоянию на 10.10.2012 г. учреждение обеспечено кроватями армейскими в количестве 760 шт., тумбочками прикроватными в количестве 766 шт., табуретами армейскими в количестве 1276 шт., дополнительно в учреждении функционирует ремонтно-восстановительный участок.

Согласно представлению от 23.04.2014 г. №4-2-2014 г. в отряде №10 (период содержания в нем административного истца с 15.07.2013 г. по 14.05.2014) осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками.

Согласно представлению от 30.12.2014 г. №4-2-2014 г. в отряде №9 (период содержания в нем административного истца с 14.05.2014 г. по 23.06.2021) на 1 человека приходится 1,9 кв.м. жилой площади, осужденные в должной мере не обеспечены рукомойниками.

Из представленного ответа от 10.01.2015 г., в отряде 9 нормой жилой площади не обеспечены 16 осужденных

По представлению от 15.05.2017 г. №4-2-2017 г. в отряде №9 осужденные на момент проверки не обеспечены рукомойниками по установленной норме, в отряде отсутствует комната отдыха, кладовая для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, постирочная, кладовая для спортинвентаря, комната для хранения хозинвентаря.

16.06.2017 г. за №53/ТО/65/1-9056 в адрес Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях направлен ответ о принятых по итогам рассмотрения представления мерах.

По представлению от 15.01.2018 г. №4-2-2018 г. осужденные отряда №9 в нарушение ч.1 ст.99 УИК РФ не обеспечены нормой жилой площади – на 100 осужденных приходится 169,3 кв.м., т.е. 1,69 кв. м на человека, осужденные не обеспечены рукомойниками по установленной норме.

Согласно представлению от 16.04.2019 г. №4-2-201 г. осужденные отряда №9 в нарушение ч.1 ст.99 УИК РФ не обеспечены нормой жилой площади – на 103 осужденных приходится 165,7 кв.м., т.е. 1,64 кв. м на человека.

Материалами дела также подтверждено, что кроме нарушений норм материально-бытового обеспечения имели место случаи ненадлежащего хранения продуктов питания в исправительном учреждении, например сервелат коньячный хранился при температуре +12 0С, что является нарушением требований СанПиН 2.3.2.1324-03 (представление от 05.05.2012 г.).

В последующем при проведении прокурорских проверок, нарушений условий содержания осужденных в отряде №9 выявлено не было.

Разрешая спор и признавая оспариваемое бездействие незаконным, а также присуждая компенсацию за нарушение условий содержания, городской суд исходил из доказанности несоблюдения установленных нормативными актами условий содержания осужденных в исправительном учреждении в отношении Мауталиева Р.Я. в период отбывания им наказания в виде лишения свободы с 23.06.2008 г. по 23.06.2021 г.. Были установлены нарушения условий содержания осужденного учреждением ФСИН России, а именно: Мауталиев Р.Я. не был обеспечен нормой жилой площади на одного осужденного к лишению свободы в исправительной колонии, в отрядах имелось превышение численности осужденных, не был обеспечен в минимальном размере количеством санитарно-технических устройств (унитазы, рукомойники), были выявлены нарушения условий хранения продуктов питания, в отряде № 9 отсутствовала комната отдыха, кладовая для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, постирочная, кладовая для спортинвентаря, комната для хранения хозинвентаря.

Обстоятельства допущенных нарушений подробно изложены в решении суда первой инстанции.

При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2008 г. N 162-О-О), а также учитывает разъяснения, данные в п.п. 2, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», согласно которым под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным бездействия административных ответчиков по обеспечению надлежащих условий содержания Мауталиева Р.Я. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в указанный период, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

    Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

    Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.

    Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").

    В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

    Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

По настоящему делу суд установил отклонения фактических условий содержания Мауталиева Р.Я. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области от требований установленных законом - положениями частей 1, 2 статьи 99, части 3 статьи 101, части 3 статьи 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Приложения 1 к приказу ФСИН России от 27 июля 2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы"; Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года N 259; действовавшего в период отбытия наказания приказа Минюста России от 2 августа 2005 года N 125 "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", а также санитарных норм и правил.

Установив нарушение условий содержания осужденного учреждениями ФСИН России, суд пришел к верному выводу о незаконном бездействии при обеспечении условий содержания осужденного и наличии оснований для присуждения компенсации за нарушение условий содержания.

Доводы жалобы административных ответчиков о принятии мер к обеспечению надлежащих условий содержания и частичном восполнении допущенных нарушений не опровергают выводы суда о нарушении условий содержания осужденного.

Вопреки требованиям части 2 и 3 статьи 62 КАС РФ и указанных выше руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации административными ответчиками не представлены доказательства полного соблюдения надлежащих условий содержания Мауталиваева Р.Я. в местах принудительного содержания, что обоснованно явилось основанием для присуждения административному истцу компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.

Наличие у административного истца права на получение компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации, общепризнанных принципов и нормам международного права, условий содержания под стражей и этапирования, подтверждены совокупностью представленных и исследованных судом доказательств, согласуются с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Из анализа действующего законодательства следует, что размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации.

С учетом степени нравственных и физических страданий административного истца, данных его личности, периода содержания в ненадлежащих условиях отбывания наказания, которые несовместимы с уважением человеческого достоинства осужденного, подвергли его страданиям и трудностям при исполнении уголовного наказания, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию в изоляции от общества, требований разумности и справедливости, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что административные исковые требования Мауталиева Р.Я. о признании незаконными бездействий по обеспечению надлежащего содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области и присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания подлежат частичному удовлетворению и с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Мауталиева Р.Я. подлежит взысканию компенсация за ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в размере 320 000 рублей.

Судебная коллегия находит указанную сумму разумной и не подлежащей переоценке. Разрешая административный спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, подтвержденные материалами дела и исследованными доказательствами, на основании их надлежащей правовой оценки.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене правильного судебного решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а по существу сводятся к изложению обстоятельств, которые уже были исследованы судами, как при рассмотрении других дел, так и являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции по настоящему делу.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Принимая во внимание вышеизложенные мотивы, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

    ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Борского городского суда Нижегородской области от 18 октября 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИИ-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, без удовлетворения.

    Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

    Лица, участвующие в деле вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.

    Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15 апреля 2022 года.

    Председательствующий:

    Судьи:

33а-3345/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Мауталиев Рашид Ярмурзаевич
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказания РФ
ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области
Мин фин России
ГУФСИН России по НИжегородской области
Другие
Начальник ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области
Романова Анна Александровна
ФКУЗ МСЧ 52 ФСИН России
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Есырева Елена Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
25.02.2022Передача дела судье
06.04.2022Судебное заседание
20.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2022Передано в экспедицию
06.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее