Дело №2а-1012/2020
УИД 13RS0019-01-2020-002112-61
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Рузаевка 9 ноября 2020 г.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
в составе судьи Абаевой Д.Р.,
при секретаре Илькаевой И.А.,
с участием в деле:
административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия,
административного ответчика Кузнецова Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия к Кузнецову Д.О. о взыскании налогов, пеней,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия (далее – МИФНС №2 по РМ, налоговый орган, Инспекция, административный истец) обратилась в Рузаевский районный суд Республики Мордовия административным исковым заявлением о взыскании с Кузнецова Д.О. задолженности по транспортному налогу в сумме 1787 руб. 20 коп., пени в размере 13 руб. 03 коп., указав, что за Кузнецовым Д.О. зарегистрировано транспортное средство – автомобиль марки <данные изъяты>, дата регистрации права 29.08.2014 г., дата утраты права 25.08.2018 г. В связи с наличием в собственности административного ответчика транспортного средства Кузнецов Д.О. в 2014 году являлся плательщиком транспортного налога. Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия в адрес налогоплательщика направлялись уведомления 15.05.2015 №, 12.09.2016 № об уплате транспортного налога в сумме 1787 руб. 20 коп. Уведомления налогоплательщиком исполнены не были, в связи с чем, налоговым органом направлялись в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, пеней, однако до настоящего времени задолженность не погашена. Просит суд восстановить срок подачи административного искового заявления, пропущенный по уважительной причине, а также взыскать с Кузнецова Д.О. задолженность по транспортному налогу в общей сумме 1800 руб. 23 коп.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Кузнецов Д.О., надлежащим образом и своевременно извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, причины неявки суду не представлены.
Суд в соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с неявкой всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и поскольку их явка не признана судом обязательной, пришел к выводу о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства, суд отказывает в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, за Кузнецовым Д.О. было зарегистрировано транспортное средство – автомобиль марки <данные изъяты>, дата регистрации права 29.08.2014 г., дата утраты права 25.08.2018 г.
В связи с наличием в собственности административного ответчика транспортного средства, Кузнецов Д.О. в 2014, 2015 г.г. являлся плательщиком транспортного налога.
В связи с наличием задолженности по транспортному налогу в адрес налогоплательщика направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями): № по состоянию на 10.11.2015 сумма недоимки 460 руб. 20 коп. (срок уплаты – до 26.01.2016); № по состоянию на 20.12.2016 г. сумма недоимки 1327 руб. (срок уплаты – до 17.02.2017); № по состоянию на 22.09.2017 срок уплаты – до 31.10.2017. За несвоевременную уплату налога налогоплательщику начислены пени 13 руб. 07 коп.
По сведениям налогового органа, у административного ответчика образовалась задолженность по транспортному налогу в общей сумме 1800 рублей 23 коп., которая до настоящего времени добровольно не погашена Кузнецовым Д.О., что явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Статья 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом (статья 14), он устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты (статья 356).
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (статья 357); объектом налогообложения данным видом налога признаются автомобили, иные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358).
На территории Республики Мордовия транспортный налог введен в действие Законом Республики Мордовия от 17.10.2002 №46-З «О транспортном налоге» (с изменениями и дополнениями) с 01.01.2003.
В силу пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Исходя из положений статей 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Иное предусмотрено абзацами 2 и 3 вышеприведенного пункта 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из вышеприведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации, действующих с 04 апреля 2013 года, следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе в течение шести месяцев обратиться в суд с заявлением о взыскании лишь со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица не превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев лишь со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Анализ взаимосвязанных положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Срок для добровольного исполнения, направленного Инспекцией в адрес административного ответчика требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при общей сумме налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с физического лица не превысившей 3 000 рублей - № по состоянию на 10.11.2015 со сроком исполнения до 26.01.2016 г. – до 26.07.2019.
В Рузаевский районный суд Республики Мордовия с заявлением о взыскании с Кузнецова Д.О. задолженности по обязательным платежам в сумме 1800 руб. 23 коп. налоговый орган обратился 26.08.2020, то есть с нарушением установленного абзацем 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока. В связи с чем налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении этого срока.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма закреплена в части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
В обоснование уважительности причин необращения налогового органа в суд в течение шести месяцев с момента истечения срока на добровольную уплату Инспекция указала на большой объемом работы.
Иных причин невозможности подачи рассматриваемого заявления в установленный срок налоговый орган не указал.
Основным условием для восстановления данного срока является уважительность причин его пропуска.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, уважительными причинами суд может признать обстоятельства, которые объективно воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки. При этом следует отметить, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки, пеней и налоговых санкций обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных отношений.
Между тем большой объем работы и иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска установленного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей.
Оценив представленные с заявлением документы, суд считает, что административный истец не доказал наличия у него уважительных причин пропуска срока на подачу заявления о взыскании с Кузнецова Д.О. задолженности по обязательным платежам в сумме 1800 руб. 23 коп.
При этом суд признает, что Инспекция располагала достаточным временем для подготовки и направления в суд настоящего заявления. В связи с изложенным, в удовлетворении заявленного ходатайства налоговому органу следует отказать.
В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В связи с пропуском срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд с административным исковым заявлением, требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Мордовия удовлетворению не подлежит.
Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался ввиду освобождения налогового органа от ее уплаты (подпункт 19 пункта 1 статьи 333.39 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления к Кузнецову Д.О. о взыскании транспортного налога, пеней с физических лиц, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия отказать.
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Мордовия к Кузнецову Д.О. о взыскании задолженности в общей сумме 1800 рублей 23 копеек, в том числе: транспортного налога с физических лиц в размере 1787 рублей 20 копеек, пени в размере 13 рублей 03 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Рузаевского районного суда
Республики Мордовия Абаева Д.Р.
Дело №2а-1012/2020
УИД 13RS0019-01-2020-002112-61
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Рузаевка 9 ноября 2020 г.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
в составе судьи Абаевой Д.Р.,
при секретаре Илькаевой И.А.,
с участием в деле:
административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия,
административного ответчика Кузнецова Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия к Кузнецову Д.О. о взыскании налогов, пеней,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия (далее – МИФНС №2 по РМ, налоговый орган, Инспекция, административный истец) обратилась в Рузаевский районный суд Республики Мордовия административным исковым заявлением о взыскании с Кузнецова Д.О. задолженности по транспортному налогу в сумме 1787 руб. 20 коп., пени в размере 13 руб. 03 коп., указав, что за Кузнецовым Д.О. зарегистрировано транспортное средство – автомобиль марки <данные изъяты>, дата регистрации права 29.08.2014 г., дата утраты права 25.08.2018 г. В связи с наличием в собственности административного ответчика транспортного средства Кузнецов Д.О. в 2014 году являлся плательщиком транспортного налога. Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия в адрес налогоплательщика направлялись уведомления 15.05.2015 №, 12.09.2016 № об уплате транспортного налога в сумме 1787 руб. 20 коп. Уведомления налогоплательщиком исполнены не были, в связи с чем, налоговым органом направлялись в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, пеней, однако до настоящего времени задолженность не погашена. Просит суд восстановить срок подачи административного искового заявления, пропущенный по уважительной причине, а также взыскать с Кузнецова Д.О. задолженность по транспортному налогу в общей сумме 1800 руб. 23 коп.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Кузнецов Д.О., надлежащим образом и своевременно извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, причины неявки суду не представлены.
Суд в соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с неявкой всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и поскольку их явка не признана судом обязательной, пришел к выводу о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства, суд отказывает в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, за Кузнецовым Д.О. было зарегистрировано транспортное средство – автомобиль марки <данные изъяты>, дата регистрации права 29.08.2014 г., дата утраты права 25.08.2018 г.
В связи с наличием в собственности административного ответчика транспортного средства, Кузнецов Д.О. в 2014, 2015 г.г. являлся плательщиком транспортного налога.
В связи с наличием задолженности по транспортному налогу в адрес налогоплательщика направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями): № по состоянию на 10.11.2015 сумма недоимки 460 руб. 20 коп. (срок уплаты – до 26.01.2016); № по состоянию на 20.12.2016 г. сумма недоимки 1327 руб. (срок уплаты – до 17.02.2017); № по состоянию на 22.09.2017 срок уплаты – до 31.10.2017. За несвоевременную уплату налога налогоплательщику начислены пени 13 руб. 07 коп.
По сведениям налогового органа, у административного ответчика образовалась задолженность по транспортному налогу в общей сумме 1800 рублей 23 коп., которая до настоящего времени добровольно не погашена Кузнецовым Д.О., что явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Статья 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом (статья 14), он устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты (статья 356).
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (статья 357); объектом налогообложения данным видом налога признаются автомобили, иные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358).
На территории Республики Мордовия транспортный налог введен в действие Законом Республики Мордовия от 17.10.2002 №46-З «О транспортном налоге» (с изменениями и дополнениями) с 01.01.2003.
В силу пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Исходя из положений статей 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Иное предусмотрено абзацами 2 и 3 вышеприведенного пункта 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из вышеприведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации, действующих с 04 апреля 2013 года, следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе в течение шести месяцев обратиться в суд с заявлением о взыскании лишь со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица не превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев лишь со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Анализ взаимосвязанных положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Срок для добровольного исполнения, направленного Инспекцией в адрес административного ответчика требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при общей сумме налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с физического лица не превысившей 3 000 рублей - № по состоянию на 10.11.2015 со сроком исполнения до 26.01.2016 г. – до 26.07.2019.
В Рузаевский районный суд Республики Мордовия с заявлением о взыскании с Кузнецова Д.О. задолженности по обязательным платежам в сумме 1800 руб. 23 коп. налоговый орган обратился 26.08.2020, то есть с нарушением установленного абзацем 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока. В связи с чем налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении этого срока.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма закреплена в части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
В обоснование уважительности причин необращения налогового органа в суд в течение шести месяцев с момента истечения срока на добровольную уплату Инспекция указала на большой объемом работы.
Иных причин невозможности подачи рассматриваемого заявления в установленный срок налоговый орган не указал.
Основным условием для восстановления данного срока является уважительность причин его пропуска.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, уважительными причинами суд может признать обстоятельства, которые объективно воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки. При этом следует отметить, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки, пеней и налоговых санкций обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных отношений.
Между тем большой объем работы и иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска установленного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей.
Оценив представленные с заявлением документы, суд считает, что административный истец не доказал наличия у него уважительных причин пропуска срока на подачу заявления о взыскании с Кузнецова Д.О. задолженности по обязательным платежам в сумме 1800 руб. 23 коп.
При этом суд признает, что Инспекция располагала достаточным временем для подготовки и направления в суд настоящего заявления. В связи с изложенным, в удовлетворении заявленного ходатайства налоговому органу следует отказать.
В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В связи с пропуском срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд с административным исковым заявлением, требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Мордовия удовлетворению не подлежит.
Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался ввиду освобождения налогового органа от ее уплаты (подпункт 19 пункта 1 статьи 333.39 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления к Кузнецову Д.О. о взыскании транспортного налога, пеней с физических лиц, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия отказать.
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Мордовия к Кузнецову Д.О. о взыскании задолженности в общей сумме 1800 рублей 23 копеек, в том числе: транспортного налога с физических лиц в размере 1787 рублей 20 копеек, пени в размере 13 рублей 03 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Рузаевского районного суда
Республики Мордовия Абаева Д.Р.