РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 августа 2020г. г. Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Моисеевой О.В.,
при секретаре Рязанцевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-623/2020 по иску Селивановой Ольги Николаевны к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала отдела социальной защиты населения по г.Донской о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия на детей, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области, обязании назначить ежемесячное пособие на детей, взыскании судебных расходов,
установил:
Селиванова О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала отдела социальной защиты населения по г.Донской о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия на детей, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области, обязании назначить ежемесячное пособие на детей, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указала, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячного пособия на детей в соответствии со ст.4 ЗТО от 28.12.2004г. №492-ЗТО «О ежемесячном пособии на ребенка в Тульской области», п.4 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 29.01.2013г. №17.
Решением ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала отдела социальной защиты населения по г.Донской от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ее заявления было отказано, в связи с непредставлением сведений о доходах супруга Селиванова А.С. за три последних календарных месяца (ДД.ММ.ГГГГ), предшествующих месяцу обращения, а также справки с места работы о выплате пособия по уходу за ребенком.
Просила суд признать незаконным и отменить решение обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об отказе в назначении ежемесячного пособия на детей, ежемесячной выплаты на ребенка в Тульской области №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить ей ежемесячную денежную выплаты на детей в Тульской области с момента обращения за ней, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.
Истец Селиванова О.Н. в судебное заседание не явилась. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» филиал Отдел Социальной защиты населения по г.Донскому по доверенности Карачевцева О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что при обращении в орган социальной защиты Селивновой О.Н. не было представлено документов о полученном доходе от предпринимательской деятельности супруга Селиванова А.С. за 3 предшествующих обращению месяца, например, книга учета доходов и расходов, в связи с чем не было возможности рассчитать среднедушевой доход семьи, поэтому было принято оспариваемое решение.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, Министерства труда и социальной защиты Тульской области, Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Селиванов А.С. в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта «ж» части 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 81-ФЗ от 19.05.1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное государственное пособие на ребенка является одним из видов социальных пособий, оно выплачивается гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением, воспитанием и обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, учитываемых при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и выделяемых целевым назначением.
Законом Тульской области №492-ЗТО т 28 декабря 2004 года N 492-ЗТО "О ежемесячном пособии на ребенка в Тульской области", регулируются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Тульской области. Законом регулирует размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в Тульской области.
Согласно ст.2 Закона Тульской области №492-ЗТО т 28 декабря 2004 года N 492-ЗТО "О ежемесячном пособии на ребенка в Тульской области" право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения.
(в ред. Закона Тульской области от 25.04.2014 N 2114-ЗТО)
Ежемесячное пособие на ребенка не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством области порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", Постановлением правительства Тульской области от 26.12.2018 N 561 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг на территории Тульской области» утвержден прилагаемый административный регламент предоставления государственной услуги "Выплата ежемесячного пособия на ребенка в Тульской области".
Постановлением правительства Тульской области от 29.01.2013 N 17 утверждено Положение о порядке и сроках назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области".
Право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка, рожденного после 31.12.2012, имеет один из родителей ребенка, с которым ребенок зарегистрирован по месту жительства на территории области. Дети, рожденные в многодетной семье до 01.01.2013, имеют право только на получение ежемесячной денежной выплаты на содержание и воспитание ребенка в соответствии с Законом Тульской области от 4 декабря 2008 года N 1154-ЗТО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Тульской области".
(в ред. Постановления правительства Тульской области от 05.11.2014 N 570)
Заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты представляется в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения (далее - учреждение), по месту жительства заявителя на территории области.
Пунктом 4 вышеуказанного постановления установлен перечень документов, которые должно представить лицо, обратившееся за назначением ежемесячной денежной выплаты, а именно:
заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты;
паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;
копию свидетельства о рождении ребенка, на которого назначается ежемесячная денежная выплата;
копии свидетельств о рождении предыдущих детей;
справки на каждого члена семьи о заработной плате (доходах) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за ежемесячной денежной выплатой;
согласие на проверку сведений, содержащихся в представленных документах, и на обработку персональных данных заявителя, его несовершеннолетних детей, супруга (супруги), совершеннолетних детей, проживающих совместно с заявителем, по форме, утверждаемой министерством труда и социальной защиты Тульской области.
Постановлением администрации Тульской области от 08.02.2005 N 95 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в Тульской области". Данное Положение разработано в соответствии с Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года N 492-ЗТО "О ежемесячном пособии на ребенка в Тульской области" и определяет порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в части, не определенной указанным Законом.
Пунктом 9 Положения о порядке о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в Тульской области также предусмотрен перечень документов, которое предоставляет лицо, обратившееся за ежемесячным пособием на ребенка:
заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка;
копию паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность;
копию паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность супруга(и);
копию свидетельства о рождении ребенка;
копию паспорта ребенка (детей), достигшего (достигших) 14-летнего возраста;
копию свидетельства о заключении брака (при наличии);
копию свидетельства о расторжении брака (при наличии);
копию свидетельства о перемене фамилии, имени, отчества (при наличии);
копию свидетельства о смерти одного из родителей (при наличии);
справку государственного учреждения Тульской области, осуществляющего функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства другого родителя (усыновителя) о неполучении им ежемесячного пособия на ребенка;
выписку из домовой книги, полученную по месту жительства в управляющей организации, иные документы о регистрации по месту жительства, подтверждающие совместное проживание ребенка с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) на территории Тульской области, выданные не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления;
справку о нахождении на обучении в образовательной организации ребенка (детей) старше шестнадцати лет;
документы о размере заработной платы (доходов) на каждого члена семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления;
копии трудовых книжек своей и супруга (супруги) (при наличии);
копии страховых свидетельств государственного пенсионного страхования всех членов семьи;
выписку о номере лицевого счета, открытого в установленном порядке в кредитной организации;
согласие на обработку его персональных данных и персональных данных его несовершеннолетних детей;
согласие супруга (супруги) и совершеннолетних детей на обработку персональных данных.
В случае, если лицом, обратившимся за ежемесячным пособием на ребенка, не будут представлены сведения о размере пенсии, а также документы, указанные в абзацах 11, 12, 16, 21, 22 настоящего пункта, они в течение 5 рабочих дней запрашиваются учреждением в органах, в распоряжении которых они находятся, на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований Селивановой О.Н. о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия на детей, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области, обязании назначить ежемесячное пособие на детей, является установление следующих обстоятельств: представлен ли необходимый перечень документов заявителем при обращении к ответчику; относится ли к полномочиям государственного органа или органа местного самоуправления предоставление указанного документа; запрашивался ли этот документ ответчиком или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках межведомственного информационного взаимодействия в установленные законодательством сроки; на каком из предусмотренных законом оснований Селиванова О.Н. просила назначить меру социальной поддержки в виде ежемесячного пособия; подлежали ли представлению Селивановой О.Н. ответчику документы, из-за отсутствия которых было отказано в назначении ежемесячного пособия.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Анализ вышеуказанных норм закона позволяет прийти к выводу о том, что вышеуказанными нормативно-правовыми актами определен перечень документов, необходимых для предоставления самостоятельно заявителем, обращающимся за получением ежемесячного пособия на детей в Тульской области, а также тех, которые могут быть истребованы учреждением социальной защиты, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
При этом документы о размере заработной платы (доходов) на каждого члена семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, не входят в перечень документов, подлежащих истребованию учреждением социальной защиты, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Селиванова О.Н. обратилась через многофункциональный центр №<данные изъяты> г.Донского с заявлением о назначении мер социальной поддержки - ежемесячной денежной выплаты на ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГр., заявление было принято с перечнем документов, опись которых составлена сотрудниками МФЦ.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты>.
Из документов, подтверждающих размер заработной платы (доходов) на супруга Селиванова А.С. за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, Селивановой О.Н. была предоставлена декларация о доходах индивидуального предпринимателя по форме <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом даты обращения истцы к ответчику (ДД.ММ.ГГГГ) сведения о доходах должны были быть подтверждены за период ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела истица пояснила, что сведения о доходах супруга за ДД.ММ.ГГГГ она ответчику не предоставляла, поскольку такие сведения у ее супруга отсутствовали, книгу учета доходов и расходов Селиванов А.С. за ДД.ММ.ГГГГ не вел.
Суд учитывает то обстоятельство, что сведения о доходах необходимы органу социальной защиты для расчета среднедушевого дохода семьи, для дальнейшего определения права семьи на получения ежемесячного пособия в Тульской области.
Пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации дает понятие предпринимательской деятельности, которая должна осуществляться самостоятельно, на свой риск, и быть направленной на систематическое получение прибыли.
Согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Пункт 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Из ответа Межрайонной ИФНС России №<данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> следует, что Селиванов Александр Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированный по адресу <данные изъяты>, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, находится на общей системе налогообложения, последняя отчетность представлена за <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Факт хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). В нем не содержатся требования о необходимости составления первичных учетных документов по унифицированным формам.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" для юридических лиц всех форм собственности, кроме кредитных организаций, утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Пунктом 2 названного Постановления предусмотрено, что указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Исходя из системного толкования приведенных выше норм, экономические субъекты вправе самостоятельно принимать оптимальные для них формы первичных учетных документов.
В подтверждение отсутствия доходов у супруга, имеющего статус индивидуального предпринимателя и применяющего общую систему налогообложения, Селивановой О.Н. в орган социальной защиты была предоставлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за ДД.ММ.ГГГГ, по форме 3-НДФЛ, в которой сведений о наличии доходов за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ не содержится.
Порядком исчисления величины прожиточного среднедушевого дохода, дающего право на получение мер социальной поддержки, в частности рассматриваемой спорной единовременной выплаты, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 29.01.2013 N 17 установлено, что при расчете среднедушевого дохода учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи в денежной и натуральной формах, то есть, фактически полученный доход.
Поскольку Селивановой О.Н. при обращении в орган социальной защиты не было представлено документов, свидетельствующих о фактически полученном доходе от предпринимательской деятельности супруга Селиванова А.С. за 3 предшествующих обращению месяца, либо об отсутствии таких доходов, в частности первичные документы, книга учета доходов и расходов, о чем было указано органом социальной защиты в ответе заявителю, то определить среднедушевой доход семьи заявителя не представилось возможным, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении иска Селивановой О.Н. о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия на детей, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области, обязании назначить ежемесячное пособие на детей следует отказать.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении основного требования о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия на детей, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области, обязании назначить ежемесячное пособие на детей, то требования о взыскании судебных расходов в виде оплаты госпошлины, также подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.08.2020.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░