к делу № 2-1829/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2014 года ст. Северская Краснодарского края
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Мальцева А.С.,
при секретаре Фелекиди С.Ф.,
с участием:
помощника прокурора Северского района Ереджибоковой В.Н.,
представителя заинтересованного лица Подобного А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Северского района Краснодарского края в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействия Совета Азовского сельского поселения, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, определяющего Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействия Совета Азовского сельского поселения, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, определяющего Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы незаконным, в котором просит признать незаконным бездействие Совета Азовского сельского поселения, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, определяющего Порядок проведения конкурса, на замещение должности муниципальной службы. Обязать Совет Азовского сельского в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в администрации Азовского сельского поселения. Признать, незаконным бездействие администрации Азовского сельского поселения, выразившееся в непринятии муниципальных правовых актов: об установлении порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций; регламентирующие Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, лиц замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования. Обязать администрацию Азовского сельского поселения в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять нормативные правовые акты: об установлении порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций; регламентирующие Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Северского района в соответствии со ст. 21 3акона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка реализации Федерального закона соблюдения законодательства о противодействии коррупции при принятии органами местного самоуправления Северского района нормативных правовых актов и установлены следующие нарушения в Азовском сельском поселении.
Проведённой проверкой установлено, что представительным органом Азовского сельского поселения не принят муниципальный правовой акт, определяющий Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, что является нарушением требований антикоррупционного законодательства, в части совершенствования порядка прохождения муниципальной службы, установления антикоррупционных стандартов при поступлении в муниципальную службу (ст. 7 ФЗ № 273).
Также, проведённой проверкой установлено, что администрацией Азовского сельского поселения до настоящего времени не приняты муниципальные правовые акты: об установлении порядка разработки и утверждения, административных регламентов предоставления муниципальных услуг; регламентирующие Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах, имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Вместе с тем, в апреле 2014 года в адрес главы Азовского сельского поселения, прокурором района вносилось представление о необходимости устранить вышеуказанные пробелы в муниципальном нормотворчестве путём разработки и принятия перечисленных нормативных правовых актов.
Указанные пробелы муниципального нормотворчества свидетельствуют о бездействии органа местного самоуправления по выполнению требований вышеуказанного, законодательства, о ненадлежащей работе представительного органа и администрации Азовского сельского поселения по профилактике и противодействию коррупции, что в свою очередь приводит к подрыву авторитета органов местного самоуправления, возникновению недоверия к ним граждан.
В судебном заседании помощник прокурора Северского района Ереджибокова В.Н. на заявленных требованиях настаивала и просила их удовлетворить по доводам изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации Азовского сельского поселения, глава Азовского сельского поселения Северского района Подобный А.В. заявленные требования признал, пояснил, что в ближайшее время Совет Азовского сельского поселения устранит выявленные недостатки.
Выслушав помощника прокурора Северского района Ереджибокову В.Н., представителя заинтересованного лица, администрации Азовского сельского поселения, главу Азовского сельского поселения Северского района Подобного А.В., обсудив изложенные доводы, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Прокуратурой Северского района в соответствии со ст. 21 3акона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка реализации Федерального закона соблюдения законодательства о противодействии коррупции при принятии органами местного самоуправления Северского района нормативных правовых актов и установлены следующие нарушения в Азовском сельском поселении.
Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного, отношения к коррупционному доведению; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой, системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; обесценение доступа, граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и другие.
Статьёй 3 Закона Краснодарского края от 23.07.2009г. N 1798-КЗ "О противодействии коррупции в Краснодарском крае" установлено, что профилактика коррупции осуществляется органами местного самоуправления в Краснодарском крае путём применения в пределах их полномочий следующих основных мер: предъявление в установленном законом порядке специальных (квалификационных) требований к гражданам, претендующим на замещение муниципальных должностей органов местного самоуправления в Краснодарском крае, должностей муниципальной службы, а также проверка достоверности сведений, представленных указанными гражданами; утверждение административных регламентов предоставления государственных, и муниципальных услуг и другие.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными, правовыми актами.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 15 Закона Краснодарского края от 08.06.2007г. N I244-K3 "О муниципальной службе в Краснодарском крае" при замещении, должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.
Проведённой проверкой установлено, что представительным органом Азовского сельского поселения не принят муниципальный правовой акт, определяющий Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, что является нарушением требований антикоррупционного законодательства в части совершенствования порядка прохождения муниципальной службы, установления антикоррупционных стандартов при поступлении в муниципальную службу (ст. 7 ФЗ № 273).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008г. N273-ФЗ «О противодействии коррупции", ст. 3 Закона Краснодарского края от 23.07.2009г. N 1798-КЗ "О противодействии коррупции в Краснодарском крае", одной из форм профилактики коррупции является предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Статьями 8, 8.1 Закона N 273-ФЗ установлено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; граждане претендующие на замещение должностей руководителей государственных, (муниципальных) учреждений; лица, замещающие указанные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга), и несовершеннолетних детей.
Частью 6 ст. 8 Закона N 273-Ф3 предусмотрено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами размещаются в информационно-телекоммуникационной - сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Ч. 4 ст. 8.1 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход лица, замещающего (занимающего) одну из указанных выше должностей, и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, представленные в соответствии с Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных.
Статьей 15 Федерального закона от 02.03.2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими, служащими субъектов Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", сведения о расходах лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законам, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, представляются в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами и т.д.
В соответствии с ч. 6 ст. 8 Закона N 273-ФЗ, п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013г. N 613 «Вопросы противодействия коррупции» органами местного самоуправления для противодействия коррупции должны быть разработаны и приняты нормативные правовые акты, регламентирующие Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам марсовой информации для опубликования.
Согласно п. 15 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010г. N 210-Ф3 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", вступившего в силу с 30.07.2010г., порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
Проведенной проверкой, установлено, что администрацией Азовского сельского поселения до настоящего времени не приняты муниципальные правовые акты: об установлении порядка разработки и утверждения, административных регламентов предоставления муниципальных услуг; регламентирующие Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Вместе с тем, в апреле 2014 года в адрес главы Азовского сельского поселения прокурором района вносилось представление о необходимости устранить вышеуказанные пробелы в муниципальном нормотворчестве путём разработки и принятия перечисленных нормативных правовых актов.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами гражданского дела, указанные пробелы муниципального нормотворчества свидетельствуют о бездействии органа местного самоуправления по выполнению требований вышеуказанного законодательства, о ненадлежащей работе представительного органа и администрации Азовского сельского поселения по профилактике и противодействию коррупции, что в свою очередь приводит к подрыву авторитета органов местного самоуправления, возникновению недоверия к ним граждан.
Перечисленные обстоятельства предоставляют право прокурору обратиться с соответствующим заявлением.
Как указано в ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования прокурора Северского района Краснодарского края в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействия Совета Азовского сельского поселения, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, определяющего Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Совета Азовского сельского поселения, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, определяющего Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы.
Обязать Совет Азовского сельского в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в администрации Азовского сельского поселения.
Признать незаконным бездействие администрации Азовского сельского поселения, выразившееся в непринятии муниципальных правовых актов: об установлении порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций; регламентирующие Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Обязать администрацию Азовского сельского поселения в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять нормативные правовые акты: об установлении порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций; регламентирующие Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца.
Председательствующий А.С. Мальцев