Дело 55OS0000-01-2019-000154-81

№ 3а-6/2020

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2020 г.                                                                              г. Омск

Судья Омского областного суда Ершова Л.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Сергеева А. О. к Министерству имущественных отношений Омской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...> в размере их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Сергеев А.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Ссылаясь на положения статей 24.18, 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», выводы отчетов об оценке №32/18 от 22 июля 2019 года, № 33/18 от 22 июля 2019 года, выполненных оценщиком ООО «ЦНЭО «Арус» Мосиной Е.В., административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 13 марта 2015 года в размере <...> с периодом действия с 1 января 2018 года до даты утверждения новой кадастровой оценки; для земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 13 марта 2015 года в размере <...> с периодом действия с 1 января 2018 года до даты утверждения новой кадастровой оценки (том 1 л.д. 7-13, 57-66, 170).

Административный ответчик – Министерство имущественных отношений Омской области против удовлетворения административного иска возражал (том 1 л.д.47-52).

Представитель Администрации города Омска в письменном отзыве против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на несоответствие отчетов, представленных административным истцом, требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. Одновременно указал на отсутствие правовых оснований для распространения установленной судом кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной на период, предшествующий 1 января 2019 года (том 1 л.д.123-125, 163-165).

Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска полагал требования не подлежащими удовлетворению (том 1 л.д.111-114).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области против удовлетворения иска не возражало при условии представления административным истцом неопровержимых доказательств достоверности отчетов о рыночной стоимости земельного участка (отзыв – том 1 л.д.100-102, 151-153).

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Омской области против удовлетворения иска не возражало (отзыв – том 1 л.д.118-122, 140-150).

В ходе судебного разбирательства по ходатайству Администрации города Омска определением суда от 19 ноября 2019 года назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков, проведение экспертизы поручено эксперту Общества с ограниченной ответственностью «Экспертно-оценочное агентство «ЛЕДОН» Гриневу Н.В. (том 1 л.д. 206-210).

После завершения экспертизы и возобновления производства по делу административный истец Сергеев А.О. заявленные требования уточнил, просил установить по состоянию на 13 марта 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере его рыночной стоимости <...>, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере его рыночной стоимости <...> (в соответствии с заключениями судебной экспертизы). Одновременно просил рассмотреть указанное административное дело в порядке упрощенного судопроизводства (том 3 л.д.174).

Лица, участвующие в деле, выразили согласие на рассмотрение дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Определением Омского областного суда от 27 марта 2020 года постановлено рассмотреть административное дело в порядке упрощенного производства (том 3 л.д.196-197).

Изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В силу положений абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов дела, Сергеев А.О. является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, местоположение которого установлено в 372 м северо-западнее относительно двухэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...> Кировском административном округе, на основании договора продажи права аренды земельного участка № <...>_№ <...> от <...>.

На момент заключения договора площадь земельного участка составляла 136 476 кв. м; кадастровая стоимость земельного участка с указанной площадью определена приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года №50-п по состоянию на 1 января 2014 года в размере <...>. Решением Омского областного суда от 20 ноября 2017 года кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости <...> по состоянию на 1 января 2014 года.

В дальнейшем данный земельный участок был разделен на 11 самостоятельных земельных участков, из земельного участка с кадастровым номером <...> выделены, в частности, земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...>. В отношении земельных участков между Сергеевым А.О. и Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска 28 июля 2017 года заключены договоры аренды № № <...> и № № <...> соответственно (том 1 л.д. 18-40).

Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков определена с применением приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года №50-п по состоянию на 13 марта 2015 года: для земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 4 276 кв.м - в размере <...> (том 1 л.д. 16); для земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 2 993 кв.м - в размере <...> (том 1 л.д.17).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При разделе земельного участка согласно пункту 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 указанной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами; при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков, при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 в редакции, действовавшей на момент образования спорного земельного участка).

Исходя из положений пункта 5 статьи 65, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пункты 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года №316 (в редакции от 30 июня 2010 года), действовавших на момент образования рассматриваемых земельных участков (далее - Правил), предусматривали, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее – Методические указания №222). Данные Методические указания утратили силу в связи с изданием приказариказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года № 514.

Согласно пункту 1.2 Методические указания № 222 применяются, в частности, для определения кадастровой стоимости в случае образования нового земельного участка.

В соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний № 222 в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. Аналогичные правила предусмотрены пунктом 2.1.18 Методических указаний №222 для определения кадастровой стоимости образуемого земельного участка путем выдела из существующего земельного участка.

Пунктом 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Приложением №1 к приказу Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года № 50-п в пункте 2991 утвержден удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка с кадастровым номером <...>, равный <...>/кв.м, который, как указывалось выше, и применен для определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>.

Учитывая изложенное, Сергеев А.О. вправе оспорить кадастровую стоимость указанных земельных участков.

В ходе проведения судебной экспертизы экспертом Гриневым Н.В. сделаны выводы о величине рыночной стоимости рассматриваемых земельных участков по состоянию на 13 марта 2015 года: применительно к земельному участку с кадастровым номером <...> эта величина составила <...> (том 2 л.д.106), применительно к земельному участку с кадастровым номером <...> - <...> (том 3 л.д.70).

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением эксперта (комиссии экспертов) должно быть мотивировано в решении или определении суда. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценивая заключения эксперта ООО «Экспертно-оценочное агентство «ЛЕДОН» Гринева Н.В., суд не усматривает оснований сомневаться в достоверности и обоснованности выводов о рыночной стоимости земельных участков. Экспертное заключение (в отношении каждого из участков) содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные экспертом выводы содержат ответ на поставленный судом вопрос. Выводы эксперта о рыночной стоимости каждого земельного участка осуществлены на основе метода сравнения продаж с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, опубликованных в периодических печатных изданиях 2014 - 13 марта 2015 годов, с применением корректирующих коэффициентов. Подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в конкретном населенном пункте в соответствующий период и заслуживающих внимание обстоятельств.

Заключения эксперта содержат обоснование подходов и методов, вывод о применимости сравнительного подхода, расчет стоимости земельного участка сравнительным подходом, обоснование корректировок и результаты расчета.

Эксперт Гринев Н.В. обладает достаточным опытом и необходимой квалификацией, не имеет заинтересованности в исходе спора, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Достоверность выводов эксперта об итоговой величине рыночной стоимости земельных участков не подвергнута сомнению участниками процесса, каких-либо возражений относительно выводов эксперта в ходе разбирательства не приведено.

Проанализировав названные экспертные заключения в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд полагает возможным установить по состоянию на 13 марта 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере его рыночной стоимости <...>, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере его рыночной стоимости <...>.

Разрешая требование Сергеева А.О. об определении периода действия установленной судом кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, суд исходит из положений абзацев 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающих, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Абзацем 5 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Как указывает непосредственно административный истец, он обращался в Комиссию с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков в 2018 году. Так, первое обращение в Комиссию в отношении данных земельных участков имело место 10 октября 2018 года. При этом величины рыночной стоимости, которые просил установить Сергеев А.О., были иными: применительно к земельному участку с кадастровым номером <...> эта величина составляла <...>, применительно к земельному участку с кадастровым номером <...> - <...> (том 1 л.д.61).

В материалы дела также представлены решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Омской области от 23 января 2019 года № 9, 12, которыми заявления Сергеева А.О. о пересмотре результатов кадастровой стоимости указанных земельных участков отклонены по причине несоответствия представленных отчетов требованиям ФСО (том 1 л.д.103-105, 108-110). Из содержания решений следует, что комиссия анализировала отчеты о рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, отличающиеся от представленных при обращении с административным иском в суд. Данные отчеты составлены оценщиком Мосиной Е.В. 3 декабря 2018 года и содержат иные величины рыночной стоимости (<...> и <...> соответственно).

Доказательств обращения Сергеева А.О. в Комиссию с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков на основании отчетов об оценке № <...> от 22 июля 2019 года, № <...> от 22 июля 2019 года, выполненных оценщиком ООО «ЦНЭО «Арус» Мосиной Е.В., в материалы дела не представлено. При этом величины рыночной стоимости спорных земельных участков в соответствии с указанными отчетами не совпадают с величинами, определенными оценщиком в отчетах от 3 декабря 2018 года.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что датой обращения Сергеева А.О. с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...> следует считать дату обращения в суд – 9 августа 2019 года (том 1 л.д.7).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению Комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Однако в силу прямого указания в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Поскольку датой обращения Сергеева А.О. с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых земельных участков является 9 августа 2019 года, а пересмотр кадастровой стоимости имеет правовое значение для исчисления арендной платы, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного требования о распространении действия установленной судом кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной на период, предшествующий 1 января 2019 года (т.е. на период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года).

Руководствуясь статьями 175-180, 249, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <...>, <...> ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <...>, ░░░░░░░░ 4 276 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 550 ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░░, <...>, ░░░░░░░░░ ░░, <...>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ <...>

░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <...>, ░░░░░░░░ 2 993 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 640 ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░░ <...>, ░░░░░░░░░ ░░, <...>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ <...>.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <...>, <...> ░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <...>, <...> ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                              ░.░. ░░░░░░

3а-6/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сергеев Антон Олегович
Ответчики
Министерство имущественных отношений Омской области
Другие
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области
Администрация г. Омска
Управление Росреестра по Омской области
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска
Суд
Омский областной суд
Судья
Ершова Лена Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
17.10.2019Регистрация административного искового заявления
17.10.2019Передача материалов судье
17.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
17.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2019Судебное заседание
28.02.2020Производство по делу возобновлено
12.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
27.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2020Дело оформлено
23.05.2020Дело передано в архив
27.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее