Решение по делу № 2-832/2018 (2-4285/2017;) от 20.12.2017

Гражданское дело № 2-832/18 (публиковать)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск 01 февраля 2018 года

Первомайский районный суда г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Созонова А.А., при секретаре Александровой И.А., помощнике прокурора Нуриевой И.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трониной Е.М. к АО «Ижевский механический завод» о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда. Из текста искового заявления следует, что истец работал в АО «ИМЗ» с <дата> по <дата> в должности <данные скрыты>. Приказом от <дата> был уволен по п.1 ч.1 статьи 77 ТК РФ. Считает увольнение незаконным в связи с тем, что <дата> истца и его коллег вызвали в приемную к управляющему директору предприятия ФИО5, где они просидели полчаса, а потом сообщили, что директор их принять не сможет. В конце рабочего дня, не дав время на раздумья, и.о главного инженера ФИО6 сказал, чтобы все подписали соглашения о расторжении трудовых договоров, иначе уволят по статье. Не было намерения увольняться, вынужден был написать заявление о расторжении трудового договора по соглашению сторон, а <дата> в отделе кадров вынужден был подписать соглашение о расторжении трудового договора, поскольку на него было оказано давление, согласие на прекращение трудовых отношений отсутствовало. Кроме того он испытал моральные и нравственные страдания в вязи с потерей работы – отсутствуют средства к существованию. Моральный вред оценивает в 10 000 рублей. С учетом изложенного истец просит:

1. Восстановить истца на работе в АО «Ижевский механический завод» в должности инженера по проектно-сметным работам второй категории.

2. Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В судебном заседании:

- истец Тронина Е.М. настояла на заявленных требованиях, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

- представитель ответчика Столбов А.В., действовавший на основании доверенности, требование истца не признала. В материалах дела имеются письменные возражения на исковое заявление истца, согласно которых увольнение истца произведено не по инициативе работодателя, а основано на соглашение сторон трудового договора. <дата> истец обратился к ответчику с письменным заявлением об увольнении по соглашению сторон с <дата>, <дата> с истцом заключено и соглашение о расторжении трудового договора с выплатой денежной компенсации. Утверждение истца об отсутствии волеизъявлении на момент подачи заявления об увольнении по соглашению сторон является бездоказательным и не может быть основанием для признания увольнения незаконным. Истец лично подписал соглашение о расторжении трудового договора, на условиях, предложенных работодателем, возражении относительно соглашения в части сроков увольнения, выплаты денежной компенсации, а также выражения несогласия с увольнением по данному основанию от истца не поступало. Факт получения трудовой книжки, получение компенсационных выплат, отсутствие намерений их вернуть или отказаться от денежных средств, фактическое прекращение работы в день увольнения и дальнейших невыход истца на работу, свидетельствует о том, что истец имел намерение расторгнуть трудовые отношения с ответчиком и опровергают довод истца о вынужденном увольнении под давлением работодателя. Доказательств того, что на истца было оказано психологическое воздействие, материалы дела не содержат. В иске просит отказать.

- помощник прокурора Нуриева И.К. дала заключение об отказе в удовлетворении иска.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 суду пояснил, что с <дата> временно исполнял обязанности главного инженера в АО «ИМЗ», истца знает по работе. Свидетель действительно предложил истцу уволиться с работы по соглашению сторон, с выплатой одного среднемесячного заработка, на что истец согласился и написал соответствующее заявление, никаких угроз или давления при этом на истца не оказывалось. В дальнейшем, соглашение о расторжение трудового договора истец подписал самостоятельно в отделе кадров в отсутствии свидетеля.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО9 суду пояснил, что истца знает с <дата> года по совместной работе на АО «ИМЗ», отношения хорошие. <дата> было предложено написать заявление об увольнении за несколько минут до конца рабочего времени, в том числе и истцу, все работники, которым поступило такое предложение, обсуждали данную ситуацию, по лицу истца было видно, что она огорчена, она плакала. <дата> и <дата> истца видел, она была огорчена всей этой ситуацией, но паники не было. Предполагает, что вся эта ситуация с увольнением выбила её из колеи, другую работу ей не предложили. Все написали заявление об увольнении по соглашению сторон, соглашение подписали добровольно. При написании истцом заявления об увольнении не присутствовал. Соглашение о расторжении трудового договора подписано ими самостоятельно в присутствии коллег по работе в отделе кадров, в отсутствие должностных лиц ответчика.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО10 суду пояснил, что истца знает с <дата>, по характеру спокойная, уравновешенная, исполнительная, адекватная. <дата> собрались вечером в отделе, истец была расстроена, были видны слёзы на глазах, сказала, что ее заставили написать заявление об увольнении, а она не согласна увольняться. При написании истцом заявления об увольнении не присутствовал. Соглашение о расторжении трудового договора подписано ими самостоятельно в присутствии коллег по работе в отделе кадров, в отсутствие должностных лиц ответчика. <дата> вместе с истцом поехали в трудовую инспекцию.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО11 суду пояснил, что истицу знает с <дата> года, спокойный, уравновешенный и умный человек. <дата> были написаны заявления об увольнении по соглашению сторон, подписали соглашение. <дата> с утра не пошли к юристу, так как хотел успеть оформить увольнение – подписать обходной лист. При написании истцом заявления об увольнении не присутствовал. Соглашение о расторжении трудового договора подписано ими самостоятельно в присутствии коллег по работе в отделе кадров, в отсутствие должностных лиц ответчика.

Суд, выслушав мнение сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Согласно ст. ст. 15, 16 Трудового кодекса российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ), трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ч. 1 ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является соглашение сторон. Трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

Суд отмечает, что Трудовой кодекс РФ в статье 78 выделяет соглашение сторон в качестве самостоятельного основания прекращения трудового договора, договор может быть в любое время расторгнут по соглашению его сторон. Расторжение трудового договора по данному основанию возможно только в случае согласованного волеизъявления работодателя и работника, направленного на прекращение трудового договора, как и аннулирование такой договоренности (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Судом установлено, что истец осуществлял трудовую деятельность в АО «Ижевский механический завод в должности <данные скрыты> с <дата> на основании приказа о приеме на работу от <дата>.В соответствии с приказом о переводе на другую работу от <дата> истец с <дата> переведена в ремонтно-строительных цех <данные скрыты>. <дата> в этом же цехе переведена на должность <данные скрыты>. <дата> истцу присвоена <данные скрыты>.

<дата> переведена <данные скрыты>. <дата> присвоена третья категория <данные скрыты>. <дата> переведена на должность <данные скрыты>

В дальнейшем, на основании приказа от <дата> истец с <дата> переведена <данные скрыты>.

В соответствии с приказом о переводе на другую работу от <дата> истец переведена в цех на должность <данные скрыты>, что подтверждается трудовым договором от <дата>.

В соответствии с приказом о переводе на другую работу от <дата> истец переведена в цех по ремонту зданий и сооружений на должность <данные скрыты>

01 декабря истцом на имя Управляющего директора АО «ИМЗ» ФИО5 подано заявление об увольнении истца <дата> по соглашению сторон.

<дата> стороны пришли к соглашению о расторжении трудового договора от <дата> , предусмотрев, что трудовые отношения прекращаются <дата> по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по соглашению сторон. Соглашение оформлено в письменном виде, подписано сторонами <дата> (со слов истца), экземпляр соглашения истец получил на руки <дата>.

В соответствии с приказом от <дата> N трудовой договор между сторонами расторгнут <дата> по соглашению сторон по п. 1. ч. 1. ст. 77 ТК РФ. Приказ со стороны ответчика подписан начальником отдела кадров ФИО12 (действовавшим на основании доверенности от <дата>). С приказом истец ознакомлена под роспись <дата>, возражений относительно увольнения не выразила. В день ознакомления с приказом об увольнении истцу была выдана трудовая книжка, произведен расчет в полном объеме.

Изучив представленные сторонами доказательства суд приходит к выводу о том, что соглашение между сторонами о расторжении трудового договора от <дата> достигнуто между сторонами <дата>, оформлено в письменном виде, подписано сторонами без каких-либо замечаний, при этом, стороны согласовали срок и основание увольнения, добровольное подписание соглашения о расторжении трудового договора, ознакомление с приказом об увольнении, получении в день расторжения трудового договора трудовой книжки, фактическое прекращение трудовых отношений, свидетельствует о наличии волеизъявления двух сторон на прекращение трудового договора. Соответственно, увольнение истца <дата> не противоречит положению ст. 78 ТК РФ, согласно которому, увольнение работника, с учетом достигнутого ранее соглашения между сторонами о прекращении трудового договора, может быть произведено в любое время.

Доказательств того, что истец с предложенными условиями согласился под принуждением, в материалах дела не имеется. Пояснения допрошенных по ходатайству истца свидетелей не изменяют сделанных судом выводов, поскольку не свидетельствуют о подписании истцом указанного соглашения под принуждением.

Истец выразил свою волю на увольнение, подписав соглашение о расторжение трудового договора, доказательством чего является также ознакомление с приказом о прекращении трудового договора и пояснение самого истца, указавшего в судебном заседании, что соглашение о расторжении трудового договора подписано им в присутствии коллег по работе в отделе кадров, в отсутствие должностных лиц ответчика.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015 г.) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров, связанных с прекращением трудового договора по соглашению сторон (пункт 1 части первой статьи 77, статья 78 ТК РФ), судам следует учитывать, что в соответствии со статьей 78 Кодекса при достижении договоренности между работником и работодателем трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, или срочный трудовой договор может быть расторгнут в любое время в срок, определенный сторонами. Аннулирование договоренности относительно срока и основания увольнения возможно лишь при взаимном согласии работодателя и работника.

Суд отмечает, что истец, заявляя об оказания на него давления при увольнении, не представил суду достаточно достоверных доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства. При этом истец, указав в исковом заявлении на обстоятельства такого давления: «…В конце рабочего дня, не дав нам время на раздумья, временно исполняющий обязанности главного инженера предприятия ФИО6 нам сказал, чтобы мы подписали соглашения о расторжении трудовых договоров (с выплатой денежной компенсации в размере одной среднемесячной заработной платы), иначе нас уволят («по статье»)…», в судебном заседании не смог пояснить, что, по его мнению, значит, уволят «по статье», а также негативные последствия такого увольнения.

Также, в исковом заявлении истец указал: «…. а <дата> в отделе кадров мы были вынуждены подписать соглашения о расторжении трудового договора против своей воли…». Вместе с тем, в судебном заседании истец пояснил, что соглашение о расторжении трудового договора подписано им самостоятельно в присутствии коллег по работе в отделе кадров, в отсутствие должностных лиц ответчика.

Кроме того, что, суд считает также обратить внимание и на то обстоятельство, что совокупность и последовательность действий истца непосредственно после написания заявления о прекращении трудовых отношений по соглашению сторон, как то: подписание соглашения о расторжении трудового договора, заполнение обходного листка, фактическое прекращение осуществления трудовых обязанностей с <дата>, получение трудовой книжки и денежных сумм при увольнении, отсутствие каких-либо возражений относительно увольнения по соглашению сторон со стороны истца до увольнения; тем самым, по мнению суда, подтверждает, наличие волеизъявления истца уволиться и расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон, свидетельствует о достижении между сторонами соглашения о прекращении трудовых отношений на добровольной основе.

Таким образом, доводы истца о нарушении процедуры увольнения не соответствуют приведенным положениям закона и фактическим обстоятельствам дела, поскольку прекращение трудовых отношений с истцом было произведено ответчиком, с учетом требований статей 77, 78 ТК РФ, п. 7.1., 7.3. трудового договора от <дата> и подписанного сторонами Соглашения о расторжении трудового договора от <дата>.

С учетом изложенного, требование истца о восстановлении на работе в АО «Ижевский механический завод» в должности инженера по проектно-сметной работе второй категории не основано на законе, а потому удовлетворению не подлежит.

Соответственно, не подлежит удовлетворению и требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, поскольку указанное требование истца основано на требовании истца о восстановлении на работе, в удовлетворении которого истцу отказано.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, судебные расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

С учётом изложенного не имеют значения иные доводы сторон и представленные ими доказательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований иску Трониной Е.М. к АО «Ижевский механический завод» о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.

Мотивированная часть решения изготовлена 14 февраля 2018 года.

Судья - ПОДПИСЬ

КОПИЯ ВЕРНА

Судья - А.А. Созонов

2-832/2018 (2-4285/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тронина Е. М.
Ответчики
АО "Ижевский механический завод"
Суд
Первомайский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Созонов Андрей Анатольевич
Дело на странице суда
pervomayskiy.udm.sudrf.ru
20.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2017Передача материалов судье
21.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.01.2018Предварительное судебное заседание
01.02.2018Судебное заседание
14.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее