Решение по делу № 2-358/2017 от 16.06.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Звенигород Московская область      19 июля 2017 года

Звенигородский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи             Солодовой А.А.,

при секретаре                    Дерягине Н.А.,

с участием истицы Сидоровой О.А., представителя ответчика Министерства социального развития Московской области, в лице отдела социальной защиты населения г. Звенигорода по доверенности – Суворовой Л.И., третьего лица не заявляющего самостоятельных требований Сидорова В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой Олеси Александровны к Министерства социального развития Московской области, в лице отдела социальной защиты населения г. Звенигорода о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи,

у с т а н о в и л:

Сидорова О.А. обратилась с исковым заявлением к Министерства социального развития Московской области, в лице отдела социальной защиты населения г. Звенигорода о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи, ссылаясь на следующее.

Истица является матерью троих несовершеннолетних детей, проживающих совместно с ней на территории Московской области.

11.05.2017 Сидорова О.А. обратилась в отдел социальной защиты населения г. Звенигорода с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, так как является матерью троих малолетних детей 2013, 2015 и 2017 годов рождения.

11.05.2017 Сидорова О.А. получила отказ в выдаче удостоверения многодетной семьи на основании того, что у ее супруга Сидорова В.Г. нет регистрации по месту жительства на территории Московской области. Истица считает данный отказ незаконным.

Сидоров В.Г. зарегистрирован по адресу: <адрес>, однако фактически проживает по адресу регистрации истицы и их детей по адресу: <адрес>.

Истица указывает, что ее муж удостоверение многодетного отца не получал.

Таким образом, истица просит признать незаконным отказ Министерства социального развития Московской области, в лице отдела социальной защиты населения г. Звенигорода в выдаче ей удостоверения многодетной семьи, а также обязать ответчика выдать ей удостоверение многодетной семьи.

Истец Сидорова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области, в лице отдела социальной защиты населения г. Звенигорода по доверенности – Суворова Л.И. против удовлетворения требований Сидоровой О.А. возражала, ссылаясь на то, что супруг истицы Сидоров В.Г. не имеет регистрации на территории Московской области.

Третье лицо не заявляющее самостоятельных требований Сидоров В.Г. исковые требования поддержал, указал что с 11.04.2017 года по 2018 год имеет временную регистрацию по адресу: <адрес>. Фактически уже более семи лет проживает по адресу регистрации супруги, также указал, что с 2012 года работает на территории Московской области, что подтверждается справкой с места работы.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к следующему.

Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.

В силу статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,... имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

Закон Московской области от 12.01.2006г. N 1/2006-0З "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", устанавливающий виды компенсаций, в том числе и частичную компенсацию оплаты коммунальных услуг многодетным семьям, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

Вопросы социальной поддержки многодетным семьям отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Сидорова О.А. (истица) и Сидоров В.Г. (третье лицо не заявляющее самостоятельных требований) являются родителями троих малолетних детей: Сидорова А.В. Дата обезличена года рождения, Сидоровой Ю.В. Дата обезличена года рождения, Сидорова Е.В. Дата обезличена года рождения, которые зарегистрированы с истицей по месту жительства по адресу: <адрес>. Сидоров В.Г. (третье лицо не заявляющее самостоятельных требований) зарегистрирован по адресу: <адрес>., имеет временную регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги л.д.12-13 и свидетельством о регистрации по месту пребывания от 11.04.2017.

11.05.2017 Сидорова О.А. обратилась в отдел социальной защиты населения г. Звенигорода с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, так как является матерью троих малолетних детей 2013, 2015 и 2017 годов рождения.

11.05.2017 Сидорова О.А. получила отказ в выдаче удостоверения многодетной семьи на основании того, что у ее супруга Сидорова В.Г. нет регистрации по месту жительства на территории Московской области.

Согласно ч. 4 ст. 21 Закона Московской области от 12.01.2006г. N 1/2006-0З "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее Закон) меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

Постановлением Правительства Московской области от 11.03.2016 №178/7 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи" (далее Постановление) устанавливается порядок и условия выдачи удостоверения многодетной семьи.

В силу п. 2 Постановления, удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее - Подразделение) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (далее - заявитель).

Многодетной семье выдается одно удостоверение.

В п. 3 Постановления содержится перечень документов, необходимых для регистрации данного удостоверения, в том числе: документ, подтверждающий место жительства заявителя и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.

В п. 7 Постановления установлено, что удостоверение не выдается в случаях: отсутствия у семьи статуса многодетной; представления неполного комплекта документов, указанных в пункте3 Постановления.

В случае отказа в выдаче удостоверения заявителю дается письменное разъяснение о причине отказа.

Удостоверение согласно данному Постановлению выдается родителям (законным представителям), состоящим в браке, либо одному из родителей (законному представителю), с которым проживают дети.

Как следует из отказа отдела социальной защиты населения г. Звенигорода в выдаче удостоверения многодетной семьи, не у всех членов семьи истицы имеется регистрация по месту жительства на территории Московской области.

Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 2 ФЗ « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор месте пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

На основании анализа указанных положений ГК РФ и ФЗ « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор месте пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» суд приходит к выводу, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Кроме того, в ст. 3 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор месте пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов (постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П, определения от 13 июля 2000 г. N 185-0 и от 6 октября 2008 г. N 169-О-П).

С учетом изложенного, учитывая, что фактическим местом жительства истицы, ее мужа и троих малолетних детей является <адрес>, где истица и дети зарегистрированы на постоянной основе, а супруг истицы зарегистрирован временно, семья не получала ранее удостоверение многодетной семьи, меры социальной поддержки должны быть истице предоставлены субъектом РФ по месту ее фактического проживания Министерством социального развития Московской области, в лице отдела социальной защиты населения г. Звенигорода, кроме того, опровержения фактического проживания супруга истицы по адресу <адрес> ходе судебного разбирательства не установлено, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика за счет бюджета Московской области в пользу истца надлежит взыскать госпошлину в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Сидоровой Олеси Александровны к Министерства социального развития Московской области, в лице отдела социальной защиты населения г. Звенигорода о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства социального развития Московской области, в лице отдела социальной защиты населения г. Звенигорода от 11.05.2017 за № в выдаче истице удостоверения многодетной семьи.

Министерство социального развития Московской области, в лице отдела социальной защиты населения г. Звенигорода обязано выдать Сидоровой Олесе Александровне удостоверение многодетной семьи.

Взыскать с Министерства социального развития Московской области за счет бюджета Московской области в пользу Сидоровой Олеси Александровны госпошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Звенигородский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - судья                        А.А. Солодова

2-358/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Сидорова О.А.
Ответчики
Отдел соцзащиты г.Звенигород
Суд
Звенигородский городской суд Московской области
Дело на странице суда
zvenigorod.mo.sudrf.ru
16.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2017Передача материалов судье
20.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2017Подготовка дела (собеседование)
05.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2017Судебное заседание
19.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее