Судья Галиуллина Л.Г. адм. дело № 33а-12667/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 23 сентября 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Шилова А.Е., Подольской А.А.,
при секретаре Лещевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Макарова М.Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 13 июля 2016 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Самары (далее - ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары) обратилась в суд с административным иском к Макарову М.Н. о взыскании недоимки по налогам, указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного, земельного и имущественного налогов.
В нарушение статьи 45 Налогового кодекса РФ Макаров М.Н. не исполнил обязанность по уплате налогов, указанных в налоговом уведомлении, в связи с чем ему было направлено требование об уплате недоимки по налогам и пени.
Требование об уплате налога и пени до настоящего времени не исполнено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары просила суд взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в размере 11 733,50 руб., пени – 942,80 руб., налог на имущество физических лиц в размере 166,60 руб., пени – 13,91 руб., земельный налог в размере 698,94 руб., пени – 28,04 руб.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 13 июля 2016 г. административное исковое заявление ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары удовлетворено частично.
С Макарова М.Н. в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары взыскана задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 11 733,50 руб., пени по транспортному налогу в размере 3,22 руб., налог на имущество физических лиц в размере 103,10 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 22 коп., земельный налог за 2014 год в размере 698,94 руб., пени по земельному налогу 1,53 руб.
Кроме того, с Макарова М.Н. взыскана государственная пошлина в размере 504,09 руб.
В апелляционной жалобе Макаров М.Н. просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении административного иска ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Макаров М.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Представитель административного истца – ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары Салихов А.Ж. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения административного ответчика, возражения на жалобу представителя налоговой инспекции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
До 1 января 2015 г. действовал Закон от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 2003-1).
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 284-ФЗ), в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты утрачивает силу Закон № 2003-1.
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 г., осуществляются в порядке, установленном НК РФ, с учетом положений Закона № 2003-1, действующего до дня вступления в силу Закона № 284-ФЗ (ч. 1 ст. 3 Закона № 284-ФЗ).
Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц. Это следует из п. 1 ст. 1 Закона № 2003-1 и ст. 400 НК РФ (в ред. Закона № 284-ФЗ).
Строения, помещения и сооружения являются объектом налогообложения на основании п. 6 ст. 2 Закона № 2003-1 и пп. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения – п. 1 ст. 388 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 2003-1 и п. 1 ст. 408 НК РФ исчисление налогов производится налоговыми органами.
До 1 января 2015 г. налог на строения, помещения и сооружения исчислялся на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (п. 2 ст. 5 Закона № 2003-1).
Часть 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Макаров М.Н. является собственником гаража с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по указанному адресу, а также 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Кроме того, в 2014 году Макаров М.Н. являлся собственником а/м MITSUBISHI L200, г/н №, – 12 месяцев, и а/м JEEP WRANGLER, г/н №, – 12 месяцев.
Установлено, что ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары налогоплательщику Макарову М.Н. был начислен транспортный налог за 2014 год на а/м MITSUBISHI L200, г/н №, в размере 4 488 руб.; а/м JEEP WRANGLER, г/н №, – 7 245,50 руб.; земельный участок с кадастровым номером № – 698,94 руб., гараж с кадастровым номером № – 39,57 руб., долю в квартире с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в размере 166,60 руб.
Статьями 52 (пункт 4) и 69 (пункт 6) Налогового кодекса РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налога, направленных ему по почте заказанными письмами.
05.05.2015 г. ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары направила Макарову М.Н. заказным письмом налоговое уведомление № 414317 об уплате налога до 01.10.2015 г., содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект и сумма налога, подлежащая уплате (л.д. 9).
В установленный в налоговом уведомлении срок Макаров М.Н. не исполнил обязанность по уплате налога, в связи с чем 20.10.2015 г. налоговым органом на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено требование № 185418 от 09.10.2015 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, согласно которому налогоплательщику в срок до 30.11.2015 г. предложено погасить недоимку по налогам за 2014 год (л.д. 8).
Как видно из материалов дела, административный ответчик не исполнил в добровольном порядке установленную законом обязанность по уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Установлено, что недоимка по налогам за 2014 год, а также пени, начисленные за неуплату налога в установленный срок, административным ответчиком до настоящего времени не уплачены, в связи с чем ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Макарова М.Н. недоимки по налогам и пени в принудительном порядке.
Проверив расчет задолженности, суд обоснованно взыскал с Макарова М.Н. задолженность по транспортному налогу в размере 11 733,50 руб., пени по транспортному налогу в размере 3,22 руб., налог на имущество физических лиц в размере 103,10 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 22 коп., и земельный налог за 2014 год в размере 698,94 руб., пени по земельному налогу – 1,53 руб.
Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен правильно, с учетом положений пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы Макарова М.Н. об отсутствии возможности исполнить обязанность по уплате налогов в связи с тем, что в учетных данных налогоплательщика указаны данные его недействительного паспорта, не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку замена паспорта не освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности по уплате налога.
Доводы апелляционной жалобы о том, что автомобили, указанные налоговой инспекцией в качестве объектов налогообложения, ему не принадлежат, так как имеют различные идентификационные номера, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела. Расчет транспортного налога произведен на автомобили, зарегистрированные за Макаровым М.Н. в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы Макарова М.Н. о неполучении им налогового уведомления и требования об уплате налога, несостоятельны, поскольку в силу статей 52 и 70 НК РФ обязанностью налогового органа является направление плательщику указанных документов по месту его регистрации. Такая обязанность административным истцом исполнена, что подтверждается материалами дела. При этом получение почтовой корреспонденции является правом административного ответчика.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52); в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69).
В силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) налогового уведомления или требования об уплате налога, направленных заказным письмом.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены постановленного решения, не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
С учетом изложенного, основания для отмены решения суда отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 13 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Макарова М.Н. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи