Дело №2а-4253/2021
УИД 05RS0018-01-2021-023848-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2021г. г. Махачкала
Кировский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдулгамидовой А.Ч., при секретаре Абдуллаевой Э.Б., с извещением сторон,
рассмотрев в упрощенном(письменном) порядке административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции РФ по РД к Дагестанской региональной общественной организации «Спортивно-оздоровительный клуб «Локомотив» о прекращении деятельности в качестве юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции РФ по РД обратилось в суд с административным исковым заявлением к Дагестанской региональной общественной организации «Спортивно-оздоровительный клуб «Локомотив», указывая, что Управлением Минюста России по РД названная организация была зарегистрирована 27.01.2015.
Однако установлено, что данная организация в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», не представлены соответствующие сведения за 2020 г.
Также в нарушение абзаца 8 ч.1 ст.29 вышеуказанного ФЗ, организацией не представлена информация об объеме получаемых организацией от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме(ОН 0003), утвержденной приказом Миюста России от 16.08.2018 №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
Срок предоставления отчетности за 2020 год установлен Приказом Минюста России от 26.05.2020 №122(в ред.от 31.03.2021) «Об установлении некоммерческими организациями отчетности» до 15 июля 2021 года.
В связи с чем, Управлением Минюста России по Республике Дагестан 09.08.2021 исх:№05/03-3748 в адрес организации было направлено письменное предупреждение с указанием срока устранения нарушений. Однако, конверт с предупреждением возвращен, с отметкой (отсутствие адресата), что говорит о том, что по данному юридическому адресу Организация уже не располагается, тем самым названной организацией также нарушены требования ст.29 ФЗ от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которому она обязана информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в частности адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом) за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Указанные нарушения в установленные сроки не были устранены. Изложенное свидетельствует, что в деятельности Организации имеются неоднократные нарушения действующего законодательства.
Согласно части 4 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-
ФЗ «Об общественных объединениях», неоднократное непредставление организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о признании данной Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
С учетом изложенного и на основании части 4 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», просят суд признать Дагестанскую региональную общественную организацию «Спортивно-оздоровительный клуб «Локомотив» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из ЕГРЮЛ.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание своего представителя не отправил. Просил суд рассмотреть дело без их участия.
Административный ответчик Дагестанская региональная общественная организация «Спортивно-оздоровительный клуб «Локомотив», надлежащим образом извещенная по месту регистрации Организации, о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщили, согласно конверта, письмо не вручено по причине «истек срок хранения».
Согласно ст.165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся вышеуказанных сторон, согласно ч.7 ст.150, ч.4 ст.263 КАС РФ, в упрощенном письменном порядке. Явка сторон по закону не является обязательной и не признана таковой судом, в упрощенном письменном порядке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
В развитие названных конституционных положений статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) также обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения.
Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу третьему части 1 статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Согласно ст.29 Федерального Закона РФ от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении. Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением, о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Управлением Минюста РФ 27.01.2015 г. внесена запись о некоммерческой организации «Дагестанская региональная общественная организация «Спортивно-оздоровительный клуб «Локомотив» в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1150500000090, учетным номером 0512010078.
Согласно положениям Устава Организации, ее целью является создание членам организации всех необходимых условий для развития их физической культуры, активного занятия спортом, качественной профессиональной подготовки, физически активного отдыха и эффективного медико-реабилитационного сервиса. Организация может быть реорганизована в порядке, установленном ГК РФ и иным действующим законодательством РФ.
Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, а также сведений, предусмотренных абзацем 8 части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 28 июня 2012 г. N 1246-О, при рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан.
В свою очередь, пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержит требование о представлении юридическим лицом адреса его места нахождения и решения о его изменении.
Как усматривается из копии почтового уведомления, направленного Управлением, предупреждение от 09.08.2021 г. не вручено Дагестанской региональной общественной организации «Спортивно-оздоровительный клуб «Локомотив», по указанному адресу по причине «Истек срок хранения», оно возвращено без вручения.
Следовательно, ответчиком не представлено необходимых сведений, установленных п. 3, п.7 ст.32 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно ст. 262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.
В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций. Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705. Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (пп. "а" п. 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5 Положения).
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Представитель «Дагестанская региональная общественная организация «Спортивно-оздоровительный клуб «Локомотив» в судебное заседание не явился, доводы административного истца в своем заявлении не опроверг, в связи, с чем суд обосновал свое решение представленными истцом доказательствами.
В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 18 ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
Таким образом, из вышеприведенных норм закона и представленных истцом доказательств по делу видно, что «Дагестанская региональная общественная организация «Спортивно-оздоровительный клуб «Локомотив» нарушила требования ФЗ от 19.05.1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», в связи, с чем имеются основания для прекращения деятельности данной некоммерческой организации в качестве юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу третьему части 1 статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
В связи с тем, что ответчик, свои обязанности, установленные федеральным законом, не исполняет, имеются основания для удовлетворения требований административного иска.
Согласно ч.1 ст.178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Так как Управление Минюста России по РД освобождено от уплаты госпошлины, согласно п.19 ст.333.36 НК РФ и в его пользу состоялось решение суда, госпошлина в доход государства взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. ст. ч.7 ст.150, 264 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции РФ по РД - удовлетворить.
Признать Дагестанскую региональную общественную организацию «Спортивно-оздоровительный клуб «Локомотив» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого Государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Дагестанской региональной общественной организации «Спортивно-оздоровительный клуб «Локомотив» госпошлину в доход государства в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение пятнадцати дней со дня его получения.
Настоящее решение также может быть отменено вынесшим его судом с возобновлением рассмотрения дела по общим правилам судопроизводства по основаниям, предусмотренным ст. 294.1 КАС РФ (в случае поступления письменных возражений или новых доказательств, заявления лица, не привлеченного к участию в деле, если разрешен вопрос о его правах).
Председательствующий А.Ч. Абдулгамидова