Дело № 33-11217/2023
Номер дела в суде первой инстанции 2-3041/2023
УИД: 59RS0004-01-2023-002701-24
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Владыкиной О.В. и Шабалиной И.А. при секретаре Анваровой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 24 октября 2023 года дело по апелляционной жалобе Лыковой Ларисы Юрьевны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 31 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения представителя истца Лыковой Л.Ю. – Цуканова А.Н., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Захарова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Лыкова Л.Ю. обратилась с иском к муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации г. Перми, управлению жилищных отношений администрации ****, в котором просит возложить обязанность произвести равноценное возмещение за изъятие квартиры № **, расположенной в доме № 143 по **** в размере 1909500 руб.
В обоснование требований указано, что спорное жилое помещение приобретено истцом 17.05.2021 по договору купли-продажи за 980000 руб. Право собственности зарегистрировано 21.05.2021. 10.01.2023 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми принято решение об изъятии для муниципальных нужд путем выплаты возмещения жилого помещения принадлежащего истцу. Рыночная стоимость изымаемого жилого помещения составляет 1909500 руб. Истец обращалась с досудебной претензией в адрес управления жилищных отношений администрации г.Перми, которая письмом от 24.03.2023 оставлена без удовлетворения, с ссылкой на выкупную стоимость в размере 980000 руб. В период с 09.12.2020 по 03.08.2021 жилой дом в котором расположено спорное жилое помещение судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда не признавала аварийным и подлежащим сносу. Полагает, что возмещение за жилое помещение должно быть выплачено в соответствии с положениями ч.7 ст. 32 ЖК РФ, поскольку жилое помещение приобретено в тот период, когда дом не был признан аварийным, производился капитальный ремонт дома, оснований для применения положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ не имеется.
В судебном заседании истец и ее представитель просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 31 июля 2023 года с муниципального образования «город Пермь» в лице администрации г. Перми в пользу Лыковой Ларисы Юрьевны взыскано возмещение за жилое помещение – квартиру, общей площадью 19,1 кв.м, расположенное по адресу: **** д. 143** в размере 980 000 руб. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано. Решение суда после выплаты возмещения за жилое помещение - квартиру, общей площадью 19,1 кв.м, расположенное по адресу: **** д. 143** является основанием для прекращения права собственности Лыковой Ларисы Юрьевны, и возникновения права муниципальной собственности.
Не согласившись с решением Лыкова Л.Ю. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части равноценного возмещения рыночной стоимости жилого помещения и принять по делу новое решение. Указывает, что суд незаконно ограничил права истца как собственника принудительно изымаемого жилого помещения на равноценное возмещение. Согласно отчету об оценке № 22/1558-81 от 30.12.2022 является сумма 1909500 руб. Суд присудил только 980000 руб., что не является равноценным возмещением рыночной стоимости жилого помещения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца на доводах жалобы настаивал.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, заслушав представителя истца, заключение прокурора, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии ст. 26 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 61, 67 ГПК РФ, согласно заключению ООО «ИЛ Северный город», выполненного в 2019 году, в процессе проведения технического обследования состояния несущих и ограждающих конструкций жилого дома по адресу: **** д. 143, выявлены дефекты и повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и здания в целом. Многолетнее отсутствие капитального ремонта серьезно сказалось на несущей способности надземных и подземных конструкциях здания, а также на инженерных системах. Строительство здания, либо замена частей кладки в процессе эксплуатации выполнялась с нарушением технологических норм. Отсутствие вытяжной вентиляции в подвале и заделка окон естественной вентиляции и их принципиально недостаточное количество на лицевом фасаде здания создали условия для разрушения подземных конструкций. Общая стихийность ремонта, перестройки, противоаварийных работ, отсутствие документирования каких-либо работ, низкое качество выполнения работ дополнительно ухудшает состояние конструкций здания. Фасады здания находятся в аварийном состоянии и требуют частичной замены выпадающей кладки. Разбор стены лицевого фасада неизвестными, по результатам поверочного расчета, катастрофически ухудшает ситуацию и создает опасность обрушения части стены. Трещины на фасадах вызваны прогрессирующим разрушением кирпичной кладки под воздействием неблагоприятных погодных условий. Развитие трещин на фасадах продолжается. Перераспределение нагрузки, вызванное ослаблением стен фасада, вызывает трещины на кирпичных стенах несущего каркаса здания, что в свою очередь ведет к снижению несущей способности. Обрушение лицевого фасада здания может вызвать каскадный эффект разрушения всего несущего каркаса и полное обрушение здания. Необходимы срочные противоаварийные работы по разгрузке и усилению лицевого фасада. Внутренняя отделка здания требует обширного ремонта. Инженерные системы здания требуют полной перестройки и документирования в процессе капитального ремонта, создания кабельных каналов, вкладышей для прохождения труб сквозь стены и заделки отверстий. Необходима полная замена системы теплоснабжения. Необходим пересмотр проектного решения вентиляции подвальных помещений, обширный ремонт плит перекрытия подвала, ремонт напольного покрытия подвала, удаление отделочных покрытий и полная очистка стен. Необходимо переустройство гидроизоляции «мокрых» помещений устранения протечек. Требуется усиление балконов, либо их демонтаж. Необходимо полное переустройство крылец здания. Требуется демонтаж не работающих вентиляционных каналов над поверхностью кровли. Техническое состояние здания оценено как аварийное согласно ГОСТ 31937-2011 и СП 13-102-2003. Общий износ здания составляет 88%, что подтверждает аварийную опасность здания (л.д. 42-54).
17.05.2019 заключением межведомственной комиссии № 150 выявлены основания для признания многоквартирного дома № 143 по **** аварийным и подлежащим сносу (л.д. 33).
13.06.2019 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми многоквартирный дом № 143 по **** признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам жилых помещений рекомендовано освободить жилые помещения и снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. Отделу расселения жилищного фонда предписано принять меры по отселению граждан в срок до 31.12.2025 (л.д. 34).
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 24.12.2019 по административному делу № 2а-4832/2019 в удовлетворении административного искового заявления Степановой Е.В., ТСЖ «***», Балдина Д.А., Тиуновой Г.А. к администрации Свердловского района г. Перми, Первому заместителю главы администрации Свердловского района г. Перми Пастуху В.Е., постоянно действующей межведомственной комиссии при администрации Свердловского района г. Перми для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, начальнику Управления жилищных отношений администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании незаконным заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 150 от 17.05.2019 в отношении дома № 143 по ****; признании незаконным распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 13.06.2019 № 059-11-01-04-83 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» - отказано в полном объеме.
Апелляционным определением Пермского краевого суда от 09.12.2020 заключение межведомственной комиссии от 17.05.2019 и распоряжение от 13.06.2019 признаны незаконными.
17.05.2021 между Разиновым Д.А. и Лыковой Л.Ю. заключен договор купли-продажи, по условиям которого покупатель приобретает в собственность у продавца комнату, общей площадью 19,1 кв.м, расположенную по адресу: **** д. 143** кадастровый номер **. Из пункта 4 Договора следует, что стоимость комнаты составляет 980000 руб.
Государственная регистрация права собственности Лыковой Л.Ю. произведена 21.05.2021 (л.д. 23-26).
Лыкова Л.Ю. с 27.01.2004 зарегистрирована по месту жительства по адресу: **** д. 17** (л.д. 27).
Определением седьмого кассационного суда от 3 августа 2021 г. апелляционное определение Пермского краевого суда от 09.12.2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 29.09.2021 решение Свердловского районного суда города Перми от 24.12.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Товарищества собственников жилья «***» без удовлетворения (л.д. 37 оборот-41).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 22.10.2021 отменено распоряжение от 09.02.2021 об отмене распоряжения от 13.06.2019 (л.д. 37).
Из протокола внеочередного заседания комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Свердловского района г.Перми от 10.08.2022 № 17 по результатам которого определен режим функционирования РСЧС, как режим повседневной деятельности.
Из протокола внеочередного заседания комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Свердловского района г.Перми от 11.08.2022 № 5 усматривается, что 29.06.2022 произведён осмотр многоквартирного дома № 143 по ****, в ходе визуального осмотра выявлены многочисленные признаки наличия угрозы внезапного обрушения несущих конструкций, что влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан на безопасные условия проживания. Заключением межведомственной комиссии от 13.06.2019 дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в Реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания граждан, и аварийных многоквартирных домов. С 2019 года собственниками многоквартирного дома ведутся судебные тяжбы по снятию аварийности. В настоящее время на основании распоряжения от 13.06.2019 дом является аварийным и подлежащим сносу, включен в реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и аварийных многоквартирных домов. В результате визуального осмотра установлено следующее: вертикальные и косые трещины в несущих стенах на высоту более четырех рядов кладки. Повреждение кладки под опорами перемычек в виде трещин, раздробление кирпича, смещения рядов по горизонтальным швам на глубину более 2 см; по осям вертикальные сквозные трещины в наружных стенах многоквартирного дома, расслоение кирпичной кладки стен, снижение прочности кирпичной кладки; многочисленные сквозные трещины в простенке между оконными проемами первого этажа; вымывание и выветривание раствора из швов кирпичной кладки под окнами четвертого этажа; раскрытие маячков, установленных в 2017. Принято решение в целях предотвращения дальнейшего развития аварийной ситуации в многоквартирном доме по адресу: **** д. 143, защиты здоровья и имущества граждан, ходатайствовать перед главой г. Перми о выделении денежных средств из муниципального резервного фонда для проведения мониторинга несущих конструкций для определения опасности проживания жителей данного многоквартирного дома.
18.08.2022 состоялось внеочередное заседание комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Свердловского района г.Перми № 4, согласно которому рассматривался вопрос о финансированию мероприятий по проведению обследования и мониторинга технического состояния несущих конструкций по выявлению опасности проживания в многоквартирном доме № 143 по ****.
06.12.2022, 06.12.2022, 09.12.2022 проводились совещания при главе администрации Свердловского района г. Перми по вопросу исполнения протокола внеочередного заседания комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № 6 от 15.11.2022 о введении режима повышенной готовности в связи с аварийным состоянием многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: **** д.143 и по вопросу исполнения протокола № 5 совещания от 28.11.2022.
09.01.2023 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми изъят для муниципальных нужд города Перми земельный участок, расположенный под многоквартирными жилым домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, с кадастровым номером ** площадью 4124,91 кв.м, **** д. 143 г. Перми (л.д. 35-36).
10.01.2023 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми, в связи с признанием многоквартирного жилого дома по ****, д. 143 аварийным и подлежащим сносу, изъято для муниципальных нужд путем выплаты возмещения жилое помещение № ** площадью 19,1 кв.м. (л.д. 13-18).
20.07.2023 состоялось внеплановое заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми о снятии режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» для органов управления и сил районного звена территориальной подсистемы РСЧС Пермского края в границам многоквартирного дома, расположенного по адресу: **** д. 143.
Лыкова Л.Ю. обращалась в адрес управления жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением об изъятии жилого помещения с выплатой возмещения в размере 1980000 руб. (л.д. 6).
Письмом Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 24.03.2023 требование Лыковой Л.Ю. о выплате денежной компенсации взамен аварийного жилого помещения оставлено без удовлетворения, с указанием права на получение такой выплаты в соответствии с положениями ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ (л.д. 19).
Из указанного письма усматривается, что заключением межведомственной комиссии от 17.05.2019 и распоряжением от 13.06.2019 многоквартирный дом № 143 по **** признан аварийным и подлежащим сносу. Апелляционным определением Пермского краевого суда от 09.12.2020 заключение межведомственной комиссии от 17.05.2019 и распоряжение от 13.06.2019 признаны незаконными. В связи с чем издано распоряжение об отмене распоряжения от 13.06.2019. Определением седьмого кассационного суда апелляционное определение Пермского краевого суда от 09.12.2020 отменено. Апелляционным определением Пермского краевого суда от 29.09.2021 решение Свердловского районного суда г. Перми от 24.12.2019 оставлено без изменения. В связи с чем 22.10.2021 издано распоряжение об отмене распоряжения от 09.02.2021.
В подтверждение размера возмещения истцом представлен отчет об оценке № 22/1558-81, выполненный ООО «ОЦЕНКА-КОНСАЛТИНГ» по заказу Управления жилищных отношений администрация г. Перми на основании муниципального контракта № ** от 28.12.2022, из которого следует, что рыночная стоимость квартиры, общей площадью 19,1 кв.м, по адресу: **** д. 143**, по состоянию на 30.12.2022 составляет 1909 500 руб., убытки, причиненные собственнику жилого помещения при его изъятии – 102 900 руб., компенсация за непроизведенный капитальный ремонт – 182 000 руб. (л.д. 9).
Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что органами местного самоуправления процедура, предусмотренная положениями ст. 32 ЖК РФ, соблюдена, земельный участок под многоквартирным домом и жилые помещения в указанном доме изъяты, в настоящее время дом снесен.
При определении рыночной стоимости жилого помещения суд принял во внимание отчет об оценке № 22/1558-81, выполненный ООО «ОЦЕНКА-КОНСАЛТИНГ» Согласно которому рыночная стоимость квартиры по адресу: **** д.9 ** составляет 1015000 руб. Многоквартирный дом, в котором расположен спорный объект, признан аварийным и подлежащим сносу в 2019 году; 17.05.2021 комната приобретена Лыковой Л.Ю. за 980000 руб.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 г.
Как следует из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у истца возникло на основании договора купли-продажи от 17 мая 2021 г., т.е. после введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На момент возникновения права собственности истца заключением межведомственной комиссии от 17 мая 2019 г. выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а 13 июня 2019 г. распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми многоквартирный дом № 143 по **** признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанное распоряжение решением Свердловского районного суда г. Перми от 24 декабря 2019 г., вступившим в законную силу 29 сентября 2021 г. было признано законным.
Действительно, распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 13 июня 2019 г., которым многоквартирный дом № 143 по **** признан аварийным и подлежащим сносу являлось предметом оспаривания в суде и апелляционным определением судебной коллегии по административным дела Пермского краевого суда от 9 декабря 2020 г. был признано незаконным.
Вместе с тем, определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 3 августа 2021 г. апелляционное определение Пермского краевого суда от 09 декабря 2020 г. было отменено.
Последующим судебным актом – апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 29 сентября 2021 г. в удовлетворении требований о признании распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 13 июня 2019 г. было отказано.
Органом местного самоуправления на основании вступившего в законную силу судебного акта, было принято решение от 22 октября 2021 г., которым отменено распоряжение от 09 февраля 2021 г. об отмене распоряжения от 13 июня 2019 г.
В силу ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст.16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Соответственно, принимая решение по заявленным исковым требованиям, на дату разрешения спора, суд первой инстанции был обязан руководствоваться вступившими в законную силу судебными актами которыми была признана законность распоряжения о признании дома аварийным от 13 июня 2019 г., и действующим распоряжением, после принятия которого истцом было приобретено спорное жилое помещение.
Вопреки доводам жалобы истца, наличие спора о признании распоряжения о признании дома аварийным и подлежащим сносу на дату приобретения жилого помещения, само по себе не может служить основанием для удовлетворения судом требования о взыскании возмещения в размере, предусмотренном ч.7 ст.32 ЖК РФ, если судом установлено, что жилое помещение приобретено после признания дома аварийным, поскольку иное противоречило бы смыслу положений ч.8.2 ст.32 ЖК РФ.
Ссылка жалобы на то, что на дату приобретения жилого помещения имелось вступившее в законную силу решение суда об отмене распоряжения от 13 июня 2019 г. и действовало распоряжение от 09 февраля 2021 г. об отмене распоряжения от 13 июня 2019 г. основанием для переоценки выводов суда являться не могут, поскольку соответствующие акты на дату обращения истца в суд о взыскании возмещения были отменены и не подлежали исполнению.
Иное толкование создавало бы правовую неопределенность и неравенство лиц, приобретших жилые помещения в подлежащем сносу доме по возмездным сделкам после признания его аварийным, однако в разные периоды до вступления в силу судебного акта, которым распоряжение о признание дома аварийным было признано законным.
Доводы, изложенные в жалобе истца, что на дату приобретения жилого помещения вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу не был разрешен; что жилое помещение в установленном законом порядке не признано аварийным и подлежащим сносу, соответственно возможно проживание в нем; что она действовала добросовестно, не обладала информацией о признании многоквартирного дома аварийным, ей как собственнику не вручено соответствующих документов, при покупке ею была осмотрена квартира, имеются все необходимые для проживания коммуникации, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
В данном случае, поскольку основания возникновения права собственности у истца не связаны с наследованием, а буквальное толкование положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации иных исключений не содержит и не ставит возможность применения указанной нормы в зависимость от того, было ли известно покупателю при приобретении жилого помещения, что оно находится в жилом доме, признанном аварийным, доводы жалобы о том, что истец не была осведомлена как о принятии решения о признании аварийным, так и последующей отмене распоряжения об отмене распоряжения о признании дома аварийным, не могут являться основанием для переоценки выводов суда.
Судебная коллегия отмечает также, что положения части 8.2 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации были введены законодателем в целях исключения злоупотребления правом лицами, приобретающими жилые помещения в домах, признанных аварийными в целях получения выплат, предусмотренных ч.7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что жилой дом имел признаки аварийности и значительный износ более 88 % еще в 2019 г. до приобретения истцом жилого помещения, а в последующем проявились многочисленные признаки наличия угрозы внезапного обрушения несущих конструкций, о чем свидетельствуют вышеуказанные заключение специализированной организации ООО «ИЛ Северный город», а также содержание протоколов заседания комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Свердловского района г.Перми, что привело к экстренному расселению дома и его сносу.
Истец спорную комнату не вселялась, имеет в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Указанное позволило суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что жилое помещение было приобретено истцом в доме, имеющем явные признаки аварийности, при этом действуя добросовестно, приобретая жилое помещение, при осмотре жилого дома и комнаты имела возможность убедиться в их состоянии путем визуального осмотра, поскольку уже в 2019 году дом находился в таком состоянии, при котором проживать в доме опасно.
При изложенных обстоятельствах, применение судом к правоотношениям сторон соответствует положениям ч.8.2 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, как по смыслу, так и исходя из буквального толкования указанной нормы.
Иные доводы к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит, другими лицами, участвующими в деле решение суда не оспаривается, в связи с чем судебная коллегия, в силу положений ст.327.1 ГПК РФ не дает оценку другим выводам суда.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 31 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лыковой Ларисы Юрьевны – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи