УИД 24RS0024-01-2022-003572-23
2.211
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2023 года г.Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Плаксиной Е.Е.,
судей Гришиной В.Г. и Лоншаковой Е.О.,
при ведении протокола помощником судьи Востриковой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Плаксиной Е.Е.
гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Мехк Галины Георгиевны к ООО «Жилищный фонд» о возложении обязанности произвести обследование и выполнить необходимые мероприятия для предотвращения сырости и замачивания грунтов фундаментов и конструкций подвального помещения в МКД,
по апелляционной жалобе ООО «Жилищный фонд»
на заочное решение Канского городского суда Красноярского края от 1 декабря 2022 года, которым на ООО «Жилфонд» возложена обязанность не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование и выполнить необходимые мероприятия для предотвращения сырости и замачивания грунтов фундаментов и конструкций подвального помещения в МКД, а именно: провести мероприятия по восстановлению штукатурки/окрасочного слоя облицовки стен входов; устранить неисправность труб/лотков отводящих воду от стен; устранить неисправность отмостки у стен здания; устранить трещины, отслоение штукатурного слоя; произвести обследование и выполнить необходимые мероприятия по защите цоколя от увлажнения и обрастания мхом; с ООО «Жилфонд» взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 300 руб.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Канский межрайонный прокурор, действующий в интересах Мехк Г.Г., предъявил в суде иск к ООО «Жилищный фонд» о возложении обязанности произвести обследование и выполнить необходимые мероприятия для предотвращения сырости и замачивания грунтов фундаментов и конструкций подвального помещения в МКД.
Требования мотивированы тем, что 21 декабря 2021 года Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в ходе проведения проверки при визуальном осмотре общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> установлены многочисленные нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя России №170 от 27 сентября 2003 года, такие как: основание подвального помещения затоплено; текущий ремонт подъездных помещений не производился, план-график ремонта подъезда отсутствует; водоотводящее устройство с крыши установлено на высоте более двух метров; неисправность отмостки, выразившаяся наличием контруклона, просадок, щелей и трещин по всему периметру многоквартирного дома; цоколь здания увлажнён, наблюдается разрушение стен и обрастание мхом. 21 декабря 2021 года директору ООО «Жилфонд» Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края внесено предписание, установлены сроки исполнения мероприятий по устранению нарушений, которые истекли 21 марта 2022 года и 14 июня 2022 года. В ходе проверки, проведённой прокуратурой 19 августа 2022 года, выявлено, что нарушения указанные в предписании не устранены. Прокурор просит возложить на ООО «Жилищный фонд» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести обследование и выполнить необходимые мероприятия для предотвращения сырости и замачивания грунтов фундаментов и конструкций подвального помещения в МКД, провести мероприятия по восстановлению штукатурки/окрасочного слоя облицовки стен входов, устранить неисправность труб/лотков отводящих воду от стен, устранить неисправность отмостки у стен здания, устранить трещины, отслоение штукатурного слоя, произвести обследование и выполнить необходимые мероприятия по защите цоколя от увлажнения и обрастания мхом.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Жилищный фонд» в лице директора Черновского Н.П. просит решение отменить, дело рассмотреть по правилам производства в суде первой инстанции, ссылаясь на то, что Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края при проведении проверки и вынесении предписания не принято во внимание, что многоквартирный дом по <адрес> расположен на болотистой местности, замачивание грунтов и подтопление подвального помещения происходит из-за выступающих грунтовых вод, а не из-за нарушений ООО «Жилищный фонд» своих обязанностей по содержанию общего имущества. Указывает, что для установления факта выступания грунтовых вод и установления причинно-следственной связи между их наличием и замачиванием фундамента, отмостки и подвального помещения многоквартирного дома необходимо проведение строительной и геодезической экспертизы, однако, при рассмотрении дела такая экспертиза не проведена.
Прокурором Канской межрайонной прокуратуры Поздняковой Л.О. представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых указывается на необоснованность изложенных в жалобе доводов.
Мехк Г.Г., представители ООО «Жилищный фонд», Службы строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, заявлений либо ходатайств об отложении дела не представили, информация о времени и месте рассмотрения дела размещена и на официальном сайте Красноярского краевого суда. На основании ч.3 ст.167, ст.327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно неё.
Выслушав объяснение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края – Гераскевич А.С., проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1); правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3).
В силу статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч.1). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч.1.1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч.2.3).
Исходя из положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий (п.п.3.4.1, 4.1.1 Правил).
В пунктах 4.1.3, 4.1.15 указанных Правил, установлено, что подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию; не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (п.п.3.2.2, 3.2.9 Правил).
Отметы водосточных труб устанавливаются на 20 - 40 см выше уровня тротуаров; желоба, лотки, воронки и водосточные трубы должны быть выполнены как единая водоприёмная система с соблюдением необходимых уклонов, для чего лежачие фальцы загибают по уклону, лотки в нижней части заводят под желоба, колена и звенья водосточных труб вставляют один в другой (верхние внутрь нижних) (п.4.2.1.11 Правил).
Согласно пунктам п.4.6.1.1, 4.1.6, 4.1.7 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками); просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; теплозащиту, влагозащиту наружных стен; цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом; для этого слой гидроизоляции фундамента должен быть ниже уровня отмостки; чтобы предотвратить разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоев фасада следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой (п.п.4.2.1.1, 4.2.1.4, 4.2.1.6 Правил № 170).
Как следует из материалов дела, ООО «Жилищный фонд» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, что подтверждается договором управления многоквартирным домом от 1 июня 2018 года (л.д.8-10).
Согласно п.п.2.1.2, 2.1.3 договора управления, управляющая организация обязуется обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; предоставлять услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Мехк Г.Г. состоит на регистрационном учёте и проживает по адресу: <адрес> (л.д.29).
Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в отношении объекта жилищного фонда, расположенного по адресу <адрес>, проведена внеплановая выездная проверка в рамках лицензированного контроля в отношении управляющей организации ООО «Жилищный фонд», по результатам которой составлен акт проверки №1445-ж от 21 декабря 2021 года.
В ходе проверки произведён осмотр многоквартирного дома, при визуальном осмотре установлены многочисленные нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, а именно: основание подвального помещения затоплено, что является нарушением требований п.3.4.1, п. 4.1.1, п. 4.1.3, п.4.1.15, п.5.8.7 указанных Правил; на первом этаже МКД имеется сильных запах канализации; неисправность отмостки, выразившаяся наличием контруклона, просадок, щелей и трещин по всему периметру МКД, что является нарушением требований п. 4.1.6, п.4.1.7 Правила; текущий ремонт подъездных помещений МКД не производился, план-график ремонта подъезда отсутствует, что нарушает п.3.2.9, п.3.2.2 Правил; цоколь здания увлажнён, наблюдается разрушение стен и обрастание мхом, что является нарушением требований п.п.4.2.1.1, 4.2.1.6 Правил; водоотводящее устройство с крыши установлено на высоте более двух метров, что является нарушением требований п.п.4.2.1.11, 4.6.1.1 Правил (л.д.12).
21 декабря 2021 года Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края выдала ООО «Жилищный фонд» предписание №1445-ж об устранении выявленных нарушений, установив сроки для устранения неисправности отмостки у стен здания, трещин, отслоения штукатурного слоя, проведения обследования и выполнения необходимых мероприятий по защите цоколя от увлажнения и обрастания мхом –до 14 июня 2022 года, а для устранения остальных выявленных нарушений до 21 марта 2022 года (л.д.13).
Постановлением временно замещающего должность заместителя руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края №38-ж/22 от 19 января 2022 года по делу об административном правонарушении ООО «Жилищный фонд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 125000 руб. (л.д.14-15).
Помощником Канского межрайонного прокурора Поздняковой Л.О. совместно со специалистом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ФИО1 проведена проверка на предмет оценки технического состояния жилого дома <адрес>, а также по исполнению мероприятий по предписанию от 21 декабря 2021 года, по результатам которой составлен акт проверки от 19 августа 2022 года, согласно которому нарушения не устранены (л.д.16).
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет ООО «Жилищный фонд», на котором лежит обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Установив, что в ходе проверки, проведённой Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края выявлены нарушения обязательных требований, в адрес ООО «Жилищный фонд» направлено предписание №1445-ж от 21 декабря 2021 года об устранении нарушений п.п.3.2.2, 3.2.9, 3.4.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.6, 4.1.7, 4.1.15, 4.2.1.1, 4.2.1.4, 4.2.1.6, 4.2.1.11, 4.6.1.1, 5.8.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, которое не исполнено, городской суд верно указал, что невыполнение управляющей компанией обязательных требований по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не обеспечивает благоприятные и безопасные условия для проживания граждан - жильцов этого дома, в том числе Мехк Г.Г., и правомерно возложил на ООО «Жилищный фонд» обязанность не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование и выполнить необходимые мероприятия для предотвращения сырости и замачивания грунтов фундаментов и конструкций подвального помещения в МКД, а именно: провести мероприятия по восстановлению штукатурки/окрасочного слоя облицовки стен входов; устранить неисправность труб/лотков отводящих воду от стен; устранить неисправность отмостки у стен здания; устранить трещины, отслоение штукатурного слоя; произвести обследование и выполнить необходимые мероприятия по защите цоколя от увлажнения и обрастания мхом.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, директор ООО «Жилищный фонд» Черновский Н.П. в апелляционной жалобе указывает на то, что при проведении Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края проверки и вынесении предписания не принято во внимание, что многоквартирный дом по <адрес> расположен на болотистой местности, замачивание грунтов и подтопление подвального помещения происходит из-за выступающих грунтовых вод, а не из-за нарушений управляющей компанией своих обязанностей по содержанию общего имущества.
Как было указано выше, в соответствии с п.п.1, 3 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
В силу пп.4.1.1, 4.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Так как в силу действующего законодательства на управляющую организацию возложена обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, к которому в том числе относятся подвалы, именно на управляющей организации лежит и обязанность по проведению обследования и выполнения необходимых мероприятий по предотвращению замачивания грунтов оснований, фундаментов и конструкций подвалов, и тот факт, что многоквартирный дом по <адрес> расположен на болотистой местности, не освобождает ООО «Жилищный фонд» от выполнения этих обязанностей и от устранения нарушений, указанных Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в предписании №1445-ж от 21 декабря 2021 года.
Принимая во внимание, что требования предписания №1445-ж от 21 декабря 2021 года Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края об устранении нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 не исполнены, городской суд обоснованно возложил на ООО «Жилищный фонд» обязанность произвести обследование и выполнить необходимые мероприятия для предотвращения сырости и замачивания грунтов фундаментов и конструкций подвального помещения в многоквартирном доме.
Довод апелляционной жалобы о том, что для установления факта выступания грунтовых вод и установления причинно - следственной связи между их наличием и замачиванием фундамента, отмостки и подвального помещения многоквартирного дома необходимо проведение строительной и геодезической экспертизы, судебная коллегия находит несостоятельными.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку нарушение ООО «Жилищный фонд» Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда подтверждается проверками, проведёнными Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края и Канской межрайонной прокуратурой, доказательств, ставящих под сомнение результаты этих проверок, стороной ответчика не представлено, не заявлено ответчиком и ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы или привлечения к делу специалистов в области строительства и геодезии, городской суд исследовав и оценив по правилам ст.67 ГПК РФ все представленные в дело доказательства, правомерно принял решение об удовлетворении требований прокурора.
Лица, участвующие в деле, в том числе ООО «Жилищный фонд» своервменно и надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела (л.д.27, 28) м вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Так, установив, что ООО «Жилищный фонд» не исполнены требования предписания №1445-ж от 21 декабря 2021 года Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, суд возложил на него обязанность не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование и выполнить необходимые мероприятия для предотвращения сырости и замачивания грунтов фундаментов и конструкций подвального помещения в МКД, при этом, в резолютивной части решения отсутствует адрес многоквартирного дома, в котором необходимо провести указанные мероприятия.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснений, изложенных в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
Учитывая, что нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда выявлены надзорными органами в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить и дополнить резолютивную часть решения указанием о возложении на ООО «Жилфонд» обязанности провести обследование и выполнить необходимые мероприятия для предотвращения сырости и замачивания грунтов, фундаментов и конструкций подвального помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено и оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Канского городского суда Красноярского края от 1 декабря 2022 года изменить.
Дополнить резолютивную часть решения указанием о возложении на ООО «Жилфонд» обязанности провести обследование и выполнить необходимые мероприятия для предотвращения сырости и замачивания грунтов, фундаментов и конструкций подвального помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
В остальной части заочное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Жилищный фонд» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 июня 2023 года