УИД 56RS0028-01-2019-000674-91
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 октября 2019 года п. Переволоцкий
Оренбургская область
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре судебного заседания Бикбаеве И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Трофимовой С. А. к Министерству здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Переволоцкая районная больница» о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,
у с т а н о в и л :
Трофимова С.А. обратилась в Переволоцкий районный суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Переволоцкая районная больница», указав, что работает в ГБУЗ «Переволоцкая районная больница» в должности ...
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ от 22.07.93. № 5487-1, во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 22.08.04. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21.11.11. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», права на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением обладает правом на получение возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением.
Согласно справкам истцом уплачено за освещение за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. включительно - ... руб. ... коп., за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. включительно ... руб. ... коп. В качестве ежемесячной денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг ей выплачено за период ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ, всего - ... руб. Она и члены ее семьи получателями ЕДК по оплате ЖКУ не являются.
Просит: взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области за счет средств областного бюджета в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в ее пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. включительно 38237,21 рублей.; обязать ГБУЗ «Переволоцкая районная больница» при поступлении на счет ГБУЗ «Переволоцкая районная больница» денежных средств из Министерства здравоохранения Оренбургской области в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением мне внести денежную компенсацию в сумме 38237,21 рублей в реестр распределения денежных средств, который направить в Публичное акционерное общество ... для зачисления на её банковский счет.
Трофимова С.А. в судебное заседание не явилась. Просила рассмотреть гражданское дело в её отсутствие, согласна на рассмотрение дела в порядке заочного производства, настаивает на удовлетворении исковых требований.
Представители ответчиков: Министерства здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Переволоцкая районная больница» в судебное заседание не явились. О месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, об уважительности причины неявки суд не известили, о рассмотрении дела в их отсутствии не просили.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено на основании представленных документов, что Трофимова С.А. зарегистрирована и проживает с семьей в сельской местности – в <адрес>.
Трофимова С.А. согласно данным трудовой книжки, справке ГБУЗ «Переволоцкая районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ. № принята ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> Ей в качестве ежемесячной денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг выплачено за ДД.ММ.ГГГГ ... руб.
Таким образом, по мнению суда, Трофимова С.А. была принята в ГБУЗ «Переволоцкая районная больница» до ДД.ММ.ГГГГ. и получала по месту работы ежемесячную денежную компенсацию на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ от 22.07.93. № 5487-1 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.04. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанное положение Основ признано утратившим силу.
Этим же пунктом ст. 35 Закона ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ от 22.07.93. № 5487-1, дополнена статями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций устанавливаются Правительством РФ. Те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения- органами местного самоуправления.
Приведенный выше Федеральный закон от 22.08.04. № 122- ФЗ, в соответствие с преамбулой, принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Его нормы должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Кроме того, пункт 1 статьи 153 этого же Федерального закона от 22.08.04. № 122- ФЗ устанавливает, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных законодательством. При этом вновь устанавливаемые размеры гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года, а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Указанная правовая позиция также отражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.06. № 5-П.
В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 07.02.07. № 383-0-П правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, прав и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005г. на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.09. № 149-0-П, в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Из п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. N 12-П следует, что как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, из конституционного принципа равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания законодательного регулирования, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона. Приведенная правовая позиция имеет общее значение для всех сфер законодательного регулирования, в том числе для финансового регулирования.
Законом Оренбургской области от 12.01.2005 № 1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» в качестве меры социальной поддержки медицинских работников предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги в размере 155 рублей.
Федеральным законом от 21.11.11. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.04. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признан утратившим силу. Вместе с тем, ч. 2 ст. 72 указанного Закона закрепляет положение, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
То обстоятельство, что Трофимова С.А. пользовалась правом на получение возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением подтверждено допустимыми и относимыми доказательствами, в том числе имеющими преюдициальное значение, судебными решениями Переволоцкого районного суда Оренбургской области, которыми в пользу Трофимовой С.А. ранее была взыскана компенсация за отопление и электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.; за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ; за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Трофимова С.А. обладает правом на получение возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением.
Выплата ей ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за коммунальные услуги в размере ... рублей нарушает её право, поскольку носит символический характер по сравнению с фактическими затратами, понесенными в связи с оплатой жилья с отоплением и освещением.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.11. № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) услуга отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха не ниже 18 градусов. Отопление предоставляется круглосуточно бесперебойно в течение отопительного периода.
Пунктом 5 тех же Правил установлено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно- технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Если при отсутствии централизованного теплоснабжения производство и предоставление исполнителем коммунальной услуги по отоплению осуществляются с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются решением собственников помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов. В случае непринятия такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов отопительный период начинается и заканчивается в установленные уполномоченным органом сроки начала и окончания отопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно- технического обеспечения.
В соответствии с п.п. 16, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06. № 307 (действовавших до 01.07.16.) оплата отопления производится по показаниям приборов учета либо по нормативу потребления.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Услуга газоснабжения предусматривает бесперебойное круглосуточное снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажу бытового газа в баллонах.
Поскольку целевое назначение отопления- поддержание в жилом помещении температуры воздуха не ниже 18 градусов, газовое отопление жилого помещения должно производиться в отопительный период, который определяется в соответствии с п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно постановлению администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области от 03.10.18. № 849- п «О начале отопительного периода 2018/2019 годов», отопительный период 2018- 2019 годов считается открытым с 08 октября 2018 года.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области от 23.04.19. № 366- п «Об окончании отопительного сезона 2018/2019 годов», отопительный сезон 2018-2019 годов закрыт с 26 апреля 2019 года.
По мнению суда, расчет сумм, подлежащих взысканию в пользу Трофимовой С.А., произведен правильно, на основании сведений ...
Трофимова С.А. и члены её семьи получателями ЕДК по оплате ЖКУ не являются.
Таким образом, подлежат взысканию в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в пользу Трофимовой С.А. ... рублей ... копейка по следующему расчету: уплачено за освещение за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. включительно ... руб. ... коп.; за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. включительно- ... руб. ... коп.; получено в качестве ежемесячной денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных ДД.ММ.ГГГГ ... рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.06.13. № 517-пп «О принятии в государственную собственность Оренбургской области муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Переволоцкая центральная районная больница», находящегося в муниципальной собственности Переволоцкого района» МБУЗ «Переволоцкая ЦРБ» как имущественный комплекс принята в государственную собственность Оренбургской области, переименована в ГБУЗ. Функции и полномочия учредителя медицинской организации возложены на Министерство здравоохранения Оренбургской области. Право государственной собственности Оренбургской области на имущество возникло с 01 июля 2013 года.
Вышеуказанные положения также закреплены в Уставе ГБУЗ «Переволоцкая районная больница».
В соответствии с Указом губернатора Оренбургской области от 09.09.10. № 184-ук «Об утверждении положения, структуры и предельной численности Министерства здравоохранения Оренбургской области» Министерство здравоохранения Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия РФ в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Деятельность министерства финансируется за счет средств областного и федерального бюджетов, поступающих в областной бюджет в виде субвенций для осуществления отдельных полномочий РФ в области охраны здоровья граждан, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (п. 6). Министерство осуществляет полномочия главного администратора доходов по средствам, поступающим на счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые Министерству и подведомственным ему государственным учреждениям, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства, оказание услуг в сфере охраны здоровья граждан и реализацию возложенных на Министерство функций (п. 12).
Согласно справке ГБУЗ «Переволоцкая районная больница» № от ДД.ММ.ГГГГ. субсидии на реализацию мер социальной поддержки медицинских работников предоставляются Министерством здравоохранения Оренбургской области. Выплаты, направленные на реализацию данных мер, производятся за счет средств областного бюджета, предусмотренных Министерству здравоохранения Оренбургской области.
Таким образом, иск Трофимовой С.А. в части взыскания в пользу Трофимовой С.А. расходов по оплате жилья с отоплением и освещением является обоснованным, предъявлен к надлежащему ответчику- Министерству здравоохранения <адрес>.
Требование Трофимовой С.А. по исполнению ГБУЗ «Переволоцкая районная больница» обязанности по предоставлению в ПАО Сбербанк реестра распределения денежных средств не противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации, Уставу ГБУЗ «Переволоцкая районная больница».
По смыслу норм, содержащихся в статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации, в Положении об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденном Банком России от 24.12.04. № 266-п, денежные средства в виде компенсации расходов по оплате жилья с отоплением и освещением подлежат перечислению на банковский счет последних.
В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ. о порядке выпуска и обслуживания банковских карт для работников предприятия (организации), заключенным между ... и ГБУЗ «Переволоцкая районная больница» банк по поручению и за счет предприятия (организации) осуществляет зачисление денежных средств (заработной платы, стипендии, пенсий, пособий и т.д.) в рублях Российской Федерации на счета карт в соответствии с расчетными документами и представленными к ним электронными реестрами, а предприятие (организация) осуществляет перечисление денежных средств для зачисления на счета карт в соответствии с электронными реестрами.
В соответствии с Уставом Публичного акционерного общества ... утвержденным протоколом годового Общего собрания акционеров № от ДД.ММ.ГГГГ., согласованным с ЦБ РФ ДД.ММ.ГГГГ., наименование банка изменено с Открытого акционерного общества ... на Публичное акционерное общество ...
Возражений от ответчика ГБУЗ «Переволоцкая РБ» по данному требованию не поступило. В связи с чем суд полагает его обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковое заявление Трофимовой С. А. удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области за счет средств областного бюджета в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в пользу Трофимовой С. А. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. включительно 38 237 (тридцать восемь тысяч двести тридцать семь) рублей 21 копейка.
Обязать ГБУЗ «Переволоцкая районная больница» при поступлении на счет ГБУЗ «Переволоцкая районная больница» денежных средств из Министерства здравоохранения Оренбургской области в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением Трофимовой С. А. внести денежную компенсацию в сумме 38237 рублей 21 копейка в реестр распределения денежных средств, который направить в Публичное акционерное общество «Сбербанк России» для зачисления на банковский счет Трофимовой С. А..
Заочное решение может быть обжаловано сторонами так же в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.Н. Чарикова
Мотивированное решение изготовлено 07.10.2019.
Судья Т.Н. Чарикова