ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Чупина Е.П. УИД 18RS0011-01-2022-000815-15
Апел.производство: № 33-1871/2022
1-я инстанция: № 2-654/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июня 2022 года г.Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дубовцева Д.Н.,
судей Пашкиной О.А., Нургалиева Э.В.,
при секретаре Шкляевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики гражданское дело по апелляционной жалобе Бессоновой Т.Ю. на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 16 марта 2022 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Бессоновой Татьяны Владимировны к ООО «ЕвроЖгут» о признании приказа №85/1 от 26.11.2021 «Об отстранении от работы» незаконным, взыскании компенсации за вынужденный прогул за период с 01.12.2021 по 21.02.2022 в размере 78141,18 руб. и далее по 941,46 руб. за каждый день вынужденного прогула по дату допуска к работе, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000,00 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец Бессонова Т.В. обратилась в суд с иском к ООО «ЕвроЖгут», которым просила признать приказы от 06.10.2021, №85/1-к от 26.11.2021 «Об отстранении от работы» незаконными; взыскать с ООО «ЕвроЖгут» компенсацию за вынужденный прогул с 01.12.2021 по 21.02.2022 в размере 78141,18 руб. и далее по 941,46 руб. за каждый день вынужденного прогула по дату допуска к работе; компенсацию морального вреда в размере 50000,00 руб.
Требования мотивировала тем, что истец с 14.01.2019 является работником ООО «ЕвроЖгут» и занимает должность комплектовщика проводов. Работодатель издал приказ «О вакцинации работников», которым установил всем работникам пройти вакцинацию от COVID-19 однокомпонентной вакциной или первым компонентом двухкомпонентной в срок до 31.10.2021, вторым компонентом двухкомпонентной вакцины – до 30.11.2021. В случае отсутствия документального подтверждения получения работником прививки от COVID-19 к 01.11.2021, либо не завершения курса вакцинации к 01.12.2021, при отсутствии медицинских противопоказаний и невозможности переводов на дистанционную работу, работник отстраняется от работы без сохранения заработной платы. 30.11.2021 истец написал отказ от прохождения курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции. 26.11.2021 ответчик издал приказ №85/1 «Об отстранении от работы», которым истца отстранил от работы без сохранения заработной платы на период с 01.12.2021 и до окончания эпидемиологического неблагополучия либо прохождения вакцинации от COVID-19. Считает приказы от 06.12.2021 и №85/1 от 26.11.2021 незаконными и необоснованным. Ответчик не указал, какие им проведены мероприятия по прохождению вакцинации, какой процент работников прошел вакцинацию, иными словами не мотивировал. В приказе от 26.11.2021 упомянут только истец, таким образом, на момент издания оспариваемого приказа, процент работников, прошедших вакцинацию составляет более 80%, рекомендованных постановлением Главного санитарного врача УР №2 от 05.10.2021. Считает, что профессия истца не входит в перечень профессий, содержащийся в Национальном календаре профилактических прививок, который содержит исчерпывающий перечень профессий и должностей, подлежащих обязательной вакцинации. Оспариваемыми приказами нарушены права истца: приказы повлекли невозможность трудиться, получать заработок, причинили моральные страдания. Поскольку истец была незаконно отстранена работодателем с 01.12.2021, то с данного момента истец не работает, то есть у неё образовался вынужденный прогул по вине работодателя, в течение которого она лишена возможности исполнять свои трудовые обязанности.
Истец Бессонова Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя, указала, что на исковых требованиях настаивает в полном объеме, по доводам, изложенным в нем. Дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Дюкин И.М. с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в удовлетворении исковых требований, представил возражения (л.д. 22-25), согласно которым с указанными исковыми требованиями не согласны, считают их незаконными и необоснованными, подлежащими отклонению в полном объёме по следующим причинам. Основным видом деятельности ООО «ЕвроЖгут» является производство электрического оборудования ОКВЭД 27.90 (К 029-2014 (КДЕС Ред. 2) раздел С «Обрабатывающее производство». На всех работников организации, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания, распространяются требование об обязательной вакцинации от COVID-19. В целях исполнения Постановления Главного государственного санитарного врача по УР от 05 октября 2021 № 2 на ООО «ЕвроЖгут» был издан Приказ от 06.10.2021 № 74 «О вакцинации работников». С приказом от 06.10.2021 № 74 все работники организации ознакомлены под роспись, включая Истца. По состоянию на 30.11.2021 и в дальнейшем комплектовщик проводов 3 разряда Бессонова Т.В. не прошла вакцинацию от COVID-19 при отсутствии противопоказаний для вакцинации (сведения о противопоказаниях не представлены). В представленном заявлении от 30.11.2021 пояснила, что от проведения вакцинации отказывается по причине нежелания участвовать в испытаниях вакцины. Наличие медицинских противопоказаний к вакцинации от COVID-19 может быть установлено только медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию. С учётом особенностей технологического процесса перевод работника по профессии комплектовщик проводов» на дистанционную работу невозможен. С учётом всех данных обстоятельств ООО «ЕвроЖгут» было обязано издать Приказ от 26.11.2021 № 85/1 об отстранении от работы с 01.12.2021 и до окончания периода эпидемиологического неблагополучия либо прохождения вакцинации от COVID-19 комплектовщика проводов Бессоновой Татьяны Владимировны. Приказ зарегистрирован 26.11.2021, издан 30.11.2021 после получения объяснений работника, вступил в силу с 01.12.2021. Приказы об отстранении от работы работников, не прошедших вакцинацию от COVID-19, при отсутствии медицинских противопоказаний издавались индивидуально по каждому работнику в целях предотвращения распространения персональных данных работников. Достижение уровня вакцинации в 80% от списочной численности работников не освобождает работодателя от обязанности по отстранению от работы невакцинированных сотрудников, не имеющих медицинских противопоказаний. Следует отметить, что ООО «ЕвроЖгут» является предприятием Всероссийского общества слепых. Значительная часть сотрудников представила документы о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации, уровень вакцинации в 80% к 01.12.2021 достигнут не был. Внесение изменений в п. 7.3 Постановления Главного государственного санитарного врача по УР от 05.10.2021 № 2 (постановление № 3 от 08.10.2021) не отменяет обязанность работодателя по отстранению от работы работников в случаях, установленных Федеральными законами.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Бессонова Т.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. При этом приводит доводы аналогичные основаниям, изложенным в иске.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО «ЕвроЖгут» выражает несогласие с содержащимися в ней доводами.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё. Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ответчик ООО «ЕвроЖгут» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.03.2022 является юридическим лицом, ОГРН 1191832000172. Основным видом деятельности ООО «ЕвроЖгут» является производство электрического оборудования ОКВЭД 27.90 (К 029-2014 (КДЕС Ред. 2) раздел С «Обрабатывающее производство» (л.д.51-53).
Согласно записи в трудовой книжке AT-IV №2270288, трудовому договору № 7-19 от 14.01.2019, дополнительным соглашениям к нему (л.д. 30-31, 9-10, 11) Бессонова Т.В. работает в должности комплектовщика проводов 3 разряда в ООО «ЕвроЖгут» с 14.01.2019.
Приказом ООО «ЕвроЖгут» № 74 от 06.10.2021 «О вакцинации работников», в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по УР 05.10.2021 №2 «О проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году по эпидемическим показаниям» приказано: работникам ООО «ЕвроЖгут» пройти вакцинацию от COVID-19 однокомпонентной вакциной или первым компонентом двухкомпонентной в срок до 31.10.2021, вторым компонентом двухкомпонентной вакцины – до 30.11.2021; работникам, прошедшим вакцинацию от COVID-19, представить сертификат или иной подтверждающий документ инспектору по кадрам на бумажном носителе; работникам, имеющим противопоказания к вакцинации от COVID-19, письменно сообщить об этом инспектору по кадрам и представить подтверждающие документы; …. Мастеру провести среди работников информационно-разъяснительную работу по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции, обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок; в случае отсутствия документального подтверждения получения работником прививки от COVID-19 к 01.11.2021, либо не завершения курса вакцинации к 01.12.2021, при отсутствии медицинских противопоказаний и невозможности перевода работника на дистанционную работу, работник отстраняется от работы без сохранения заработной платы (абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 ФЗ от 17.09.1998 №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней») (л.д. 27).
Согласно листу ознакомления, Бессонова Т.В. 07.10.2021 с приказом № 74 от 06.10.2021 ознакомлена (л.д. 28).
Согласно заявлению Бессоновой Т.В. от 30.11.2021, последняя отказалась от прививки от COVID-19, мотивируя тем, что эффективность и безопасность вакцины не установлена, ее исследования до сих пор продолжаются, не хочет у них участвовать, что является ее конституционным правом (л.д. 14).
Как указал представитель истца в ходе судебного разбирательства, противопоказаний к прохождению вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, у истца не имеется.
Приказом №85/1 от 26.11.2021, Бессонова Т.В. была отстранена от работы на основании ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 ФЗ от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» на период с 01.12.2021 до окончания периода эпидемиологического неблагополучия либо прохождения вакцинации от COVID-19. (л.д. 13). Из текста приказа следует, что по состоянию на 30.11.2021 комплектовщик проводов Бессонова Т.В. не прошла вакцинацию от COVID-19 при отсутствии противопоказаний для вакцинации (сведения о противопоказаниях не представлены) От проведения вакцинации отказывается (заявление об отказе от вакцинации и от участия в исследовании вакцин против COVID-19 от 30.11.2021).
Бессонова Т.В. с приказом № 85/1 от 26.11.2021 также ознакомлена 30.11.2021, указала, что не согласна с процедурой отстранения (л.д. 37).
Разрешая спор, суд руководствовался ст.ст.17, 37, 55 Конституции РФ, ст.ст.76, 237 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825, Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 №42-РГ, Постановлением №2 «О проведении профилактических прививок отельным группам граждан по эпидемическим показаниям», вынесенным Главным государственным санитарным врачом по УР 05.10.2021, Постановлением №3, вынесенным Главным государственным санитарным врачом по УР 08.10.2021, СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4, определением Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1867-О.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 №42-РГ введен с 18.03.2020 и до особого распоряжения на территории Удмуртской Республики режим функционирования «Повышенная готовность», который не отменен. Главным государственным санитарным врачом по УР 05.10.2021 вынесено Постановление №2 по эпидемическим показаниям, принято решение об обязательной вакцинации граждан работающих на промышленных предприятиях, предприятиях, занимающихся производством (изготовлением) продукции, на руководителей юридических лиц возложена обязанность организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников в приведенных сферах, в срок до 01.11.2021 - первым компонентом; в срок до 01.12.2021 - вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом в соответствии с планом.
У ответчика отсутствовали полномочия исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку Постановлением главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике №2 от 05.10.2021 устанавливается ее обязательность для всех работников, работающих на промышленных предприятиях, предприятиях, занимающихся производством (изготовлением) продукции. Кроме того, как установлено в судебном заседании на момент издания оспариваемого приказа от 26.11.2021 в ООО «ЕвроЖгут» 80% вакцинированных к 01.12.2021 достигнуто не было, тогда как в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по УР №3 от 08.10.2021 установлен норматив не менее 80% от общей численности работников.
Поскольку истец добровольно отказалась от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний к прививке от COVID-19 не представила, выполняемая истцом работа дистанционно проводится не может, работодателем правомерно издан оспариваемый приказ об отстранении от работы, порядок отстранения истца от работы не нарушен, в связи с чем он не может быть признан незаконным. Заработная плата не может быть взыскана, поскольку таковая работнику не начислялась в период его отстранения от работы по правилам ст. 76 ТК РФ. Оснований для компенсации морального вреда не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50); - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51).
Согласно пункту 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4 (действуют с 01.09.2021) решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Пункт 67 СанПиН 3.3686-21 предусматривает, что внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22.05.2020 N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее Федеральный закон от сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н (действовавший в спорный период по 30.12.2021). В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Из письма Роструда от 13.07.2021 N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23.07.2021 N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусиой инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Вакцинация является обязательной для группы (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации. В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации). Основание абзац восьмой части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации (п. п.п. 1,6,7 Приложения к Разъяснениям Минтруда России, Роспотребнадзора "Разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных").
Из приведенных норм и разъяснений следует, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной. Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 №42-РГ введен с 18.03.2020 впредь до особого распоряжения на территории Удмуртской Республики режим функционирования «Повышенная готовность» для органов управления, сил и средств Удмуртской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, указанный режим в настоящее время не отменен.
В соответствии с положениями абзаца 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, п.2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ по эпидемиологическим показаниям Главным государственным санитарным врачом по УР 05.10.2021 вынесено Постановление №2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году».
В соответствии с данным Постановлением Главный государственный санитарный врач по УР учел, что эпидемиологическая обстановка по заболеваемости новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Удмуртии нестабильная, эпидемиологический прогноз неблагоприятный. В целях усиления мероприятий по предупреждению заболевания, а также в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для окружающих, среди населения Удмуртской Республики постановил: 1. Обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе: 1.2. Работающим на промышленных предприятиях, предприятиях, занимающихся производством (изготовлением) продукции.
Также, Главным государственным санитарным врачом по УР 08.10.2021 Постановлением №3 внесены изменения в указанное Постановление №2 от 05.10.2021, в том числе в п.7. Предписано: 7. Руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям: 7.1. Организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников в сферах, указанных в п. 1 настоящего постановления, в срок до 01.11.2021 - первым компонентом; в срок до 01.12.2021 - вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом в соответствии с планом.
Таким образом, Постановление №2 Главного государственного санитарного врача по УР 05.10.2021 о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции принято по эпидемическим показаниям, поэтому такая вакцинация для указанных в Постановлении граждан является обязательной. Постановление является действующим, не отменено.
Основным видом деятельности ООО «ЕвроЖгут» является производство электрического оборудования ОКВЭД 27.90 (К 029-2014 (КДЕС Ред. 2) раздел С «Обрабатывающее производство» (л.д.52). Поэтому на всех работников организации ООО «ЕвроЖгут», за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания, распространяются требования об обязательной вакцинации от COVID-19 установленные Постановлением №2 Главного государственного санитарного врача по УР 05.10.2021, как работающих на предприятиях, занимающихся производством (изготовлением) продукции. Организовать вакцинацию обязан работодатель в установленные данным Постановлением сроки.
В связи с этим приказ ООО «ЕвроЖгут» № 74 от 06.10.2021 «О вакцинации работников» на основании Постановления №2 Главного государственного санитарного врача по УР 05.10.2021 с требованием к работникам, в том числе и к истцу, о прохождении вакцинации в установленные сроки является законным.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21.11.2013 N 1867-О).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции без уважительных причин, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива.
Работа истца не предусматривает возможность выполнения ее дистанционно. Противопоказаний для прививки у истца не имеется, она отказалась от вакцинации без уважительных причин. Отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией.
При таких обстоятельствах отстранение истца от работы приказом от 26.11.2021 № 85/1 произведено правомерно на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ и абзаца 8 части 1 статьи 76 ТК РФ.
Действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников. Вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Доводы жалобы о том, что издавая обжалуемые приказы, работодатель не указал, какие им проведены мероприятия по прохождению вакцинации работниками ООО «ЕвроЖгут», какой процент работников Общества прошел вакцинацию, т.е. не мотивировал его, подлежат отклонению. Вопреки доводам жалобы приказ об отстранении истца от работы является мотивированным. Достижение уровня вакцинации в 80% от списочной численности работников не освобождает работодателя от обязанности по отстранению от работы невакцинированных сотрудников, не имеющих медицинских противопоказаний. К тому же как установлено судом первой инстанции такой показатель на момент отстранения истца от работы достигнут не был.
Суждения апеллянта о том, что на рабочих местах работодателя созданы условия, препятствующие распространению заболеваний (обработки рабочего места дезинфицирующим раствором, средства индивидуальной зашиты, расстояние между рабочими местами более 1,5 метров) не свидетельствуют о незаконности отстранения истца от работы, поскольку ее вакцинация является обязательной.
Доводы апелляционной жалобы истца, что выполняемая ею работа не входит в перечень профессий, содержащийся в Национальном календаре профилактических прививок, который содержит исчерпывающий перечень профессий и должностей, подлежащих обязательной вакцинации, что работа не связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, что ФЗ № 52 предоставляет Главному сантитарному врачу по УР право выносить постановления об отстранении от работы только для являющихся носителями инфекционных заболеваний, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции тщательно проанализировал материалы дела, верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, рассмотрел дело в соответствии с заявленными истцом требованиями, привел в решении все необходимые ссылки на правовые нормы.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции стороны истца, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции и правильно признаны ошибочны по мотивам, подробно изложенным в судебном акте.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального и не могут служить основанием для отмены решения суда, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 16 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 июня 2022 года.
Председательствующий Д.Н. Дубовцев
Судьи О.А. Пашкина
Э.В. Нургалиев