Дело № 12-3/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об
административном правонарушении
с. Усть-Большерецк Камчатского края 8 февраля 2019 года
Судья Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края Валеев М.Р., рассмотрев жалобу заместителя главы администрации Крутогоровского сельского поселения Струниной А.В. на постановление старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Мильковскому, Быстринскому и Соболевскому районам Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства Чиркова А.А. от 3 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Крутогоровского сельского поселения Соболевского муниципального района Камчатского края,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Мильковскому, Быстринскому и Соболевскому районам Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства (далее – государственный инспектор, должностное лицо) от 3 сентября 2018 года администрация Крутогоровского сельского поселения Соболевского муниципального района Камчатского края (далее – Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, заместитель главы администрации Крутогоровского сельского поселения Струнина А.В., направила в суд жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения. Указывает, что постановление не содержит сведений о том, кто и на каком основании проводил проверку деятельности администрации Крутогоровского сельского поселения в географических координатах N55°00"194" и Е155°35"770". О проведении проверки Администрация уведомлена не была, каких-либо документов, на основании которых проводилась проверка не направлялось, равно как и не направлялся акт по результатам проверки. Сведений о том, составлялся ли такой акт, не имеется. При осмотре места в указанных географических координатах представитель Администрации не присутствовал, и не приглашался на такой осмотр. Полагает, что данные факты свидетельствует о грубом нарушении прав Администрации, а также действующего законодательства, что влечет признание проведенной проверки незаконной и ничтожности доказательств, на которые ссылается надзорный орган. Отмечает, что место совершения административного правонарушения в географических координатах N55°00"194" и Е155°35"770" установлено посредством GPS навигатора, сведения о поверке которого отсутствуют. Согласно сведениям с официального сайта публичной кадастровой карте РФ место в указанных координатах, является частью водного пространства. Также отмечает, что согласно свидетельству о государственной регистрации права № за администрацией Крутогоровского сельского поселения на праве постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано право на земельный участок, категория земель, земли населенных пунктов, разрешенное использование для строительства полигона отходов потребления, общая площадь 12000 кв.м, кадастровый №. В момент выборки данного земельного участка, испрашиваемого под объекты размещения отходов потребления (полигон жидких и бытовых отходов) в п. Крутогоровский, акт и схема расположения земельного участка согласованы, в том числе и начальником отдела организации рыболовства ФГУ «Севвострыбвод» по Соболевскому району. Земельный участок, на котором Администрация ведет хозяйственную деятельность, располагается в 190 метрах от географических координат N55°00"194" и Е155°35"770", указанных в постановлении административного органа. Обращает внимание на то, что административный орган не установил, привлекалась ли Администрация в течение календарного года к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, при этом отмечает, что в постановлении имеется ссылка на ООО «Кристалл Лосось», которое к такой ответственности не привлекалось.
Администрация Крутогоровского сельского поселения Соболевского муниципального района о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представителя в суд не направила, в телефонограмме законный представитель юридического лица просила рассмотреть дело в ее отсутствие, жалобу поддержала.
Должностное лицо, вынесшее постановление, будучи надлежащим образом извещенным о дате и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился, в телефонограмме просил дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении жалобы отказать.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 8 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
Согласно п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются: размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
В силу частей 1,2 статьи 50 ФЗ от 20.12.04 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в ч. 1 данной статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.
При рассмотрении дела установлено, что 6 июня 2018 года в 14 часов 00 минут в ходе проведения рейдового мероприятия по контролю, надзору и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания на территории Соболевского района Камчатского края в водоохранной зоне Охотского моря (в 174 метрах от уреза воды) в географических координатах N55°00"194" и Е155°35"770" обнаружен вывоз и хранение твердых бытовых отходов. На данном участке местности осуществляет хозяйственную деятельность администрация Крутогоровского сельского поселения, без согласования с Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.6-8), план-схемой места совершения правонарушения с привязкой на местности (л.д. 1), приложенными фотографиями (л.д. 2-5), определением об истребовании сведений от 7 июня 2018 года (л.д. 9-10), выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 11-16), копией свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок для строительства полигона отходов потребления от 31 января 2013 года (л.д. 18), копией акта выбора земельного участка, испрашиваемого под объекты размещения отходов потребления (без даты) (л.д. 19), протоколом об административном правонарушении от 12 июля 2018 года (л.д. 32-34) и другими материалами дела, которым должностным лицом дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой не имеется.
При таких обстоятельствах, государственный инспектор на основании всей совокупности исследованных доказательств по делу, установив, что Администрация осуществляет вывоз и хранение бытовых отходов в водоохранной зоне Охотского моря, не имея соответствующего согласования с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству – Северо-Восточным территориальным управлением, пришел к обоснованному выводу о том, что администрация Крутогоровского сельского поселения Соболевского муниципального района Камчатского края нарушила положения ст.ст. 61, 65 Водного кодекса РФ, ч. 2 ст. 50 ФЗ от 20.12.04 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, и правильно квалифицировал действия юридического лица по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Доводы законного представителя о том, что о проведении проверки Администрация уведомлена не была, каких-либо документов, на основании которых проводилась проверка не направлялось, равно как и не направлялся акт по результатам проверки, основан на неверном толковании норм права.
Из материалов дела усматривается, что данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом в результате осуществления контрольно-надзорных мероприятий, а не результате проверки деятельности юридического лица.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно пунктов 2, 32 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу РФ», утвержденного приказом Минсельхоза России от 18.02.15 № 58, (далее – Административный регламент), исполнение такой государственной функции, как федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, включает в себя ряд административных процедур, в том числе не только проведение плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и проведение мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, плановых (рейдовых) осмотров, обследований акватории водоемов, транспортных средств на основании плановых (рейдовых) заданий.
Таким образом, при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, не предусмотрено уведомление юридического лица о таком мероприятии, а также составление акта проверки, как единственного основания для возбуждения дела об административном правонарушении.
Довод о том, что место совершения административного правонарушения установлено посредством GPS навигатора, не имеющего поверку, является несостоятельным. По запросу суда надзорным органом представлена копия свидетельства о поверке № 621/17 от 16 июня 2017 года на аппаратуру навигационную потребителей спутниковой навигационной системы GPS MAP GARMIN, используемую при установлении места совершения административного правонарушения. Средство измерения имеет заводской номер 3BU014513, поверка действительна до 15 июня 2022 года.
Ссылка законного представителя на данные публичной кадастровой карты РФ согласно которой место в указанных координатах является частью водного пространства, является несостоятельной поскольку используемый измерительный прибор прошел метрологическую проверку, и оснований не доверять определенным им координатам, не имеется. Более того, при определении места совершения административного правонарушения, в качестве средств измерений использовалась измерительная металлическая рулетка, которая также прошла поверку 7 августа 2018 года (срок действия до 6 августа 2019 года), посредством которой было установлено расстояние 174 метра от уреза воды в сторону суши, где были обнаружены вывоз и хранение бытовых отходов.
Довод о том, что за администрацией Крутогоровского сельского поселения на праве постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано право на земельный участок в п. Крутогоровский, категория земель, земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для строительства полигона отходов потребления, общей площадью 12000 кв.м, с кадастровым номером: 41:07:0010102:99, акт выбора которого и схема расположения согласованы, в том числе и начальником отдела организации рыболовства ФГУ «Севвострыбвод» по Соболевскому району, не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Как видно из акта выбора земельного участка согласованного комиссией, членом которой был, в том числе начальник отдела организации рыболовства ФГУ «Севвострыбвод» по Соболевскому району, варианты выбора земельного участка обладали следующими характеристиками: 1 вариант – 12 000 кв. м., 2 вариант 10 000 кв. м. На основании сопоставления и сравнения полученных данных по площадкам, комиссия сочла возможным рекомендовать к утверждению размещение объекта по варианту № 1 (л.д. 19-20, 91).
Схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане квартала площадью 12 000 кв. м., собственником которого является Администрация, утверждена в 2010 году (л.д. 90).
Основанием возникновения права пользования Администрации на вышеуказанный участок является постановление администрации Соболевского муниципального района Камчатского края от 24 декабря 2010 года № 261 (л.д. 18).
Таким образом, акт выбора земельного участка является не согласованием территориального органа Федерального агентства по рыболовству на осуществление деятельности по размещению отходов, а одним из первичных документов, на основании которого принималось решение о предоставлении в пользование данного земельного участка Администрации. В дальнейшем - 31 января 2013 года, на основании постановления администрации Соболевского муниципального района Камчатского края от 24 декабря 2010 года № 261, право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок для строительства на нем полигона отходов потребления, было зарегистрировано в Управлении Росреестра по камчатскому краю.
В соответствии Правилами согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 569, действующими до 15 мая 2013 года, Федеральное агентство по рыболовству осуществляло согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения технологических процессов на территории двух и более субъектов Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях.
Пунктами 3-5 вышеуказанных Правил предусмотрена процедура представления в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявки на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы после рассмотрения заявки, принимают решение о согласовании размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, либо об отказе в таком согласовании. Решение о согласовании размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов должно содержать: а) обоснованные выводы о допустимости размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов; б) условия и ограничения, необходимые для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания (условия забора воды и отведения сточных вод, условия работ в водоохранной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия); в) рекомендации по доработке представленных на согласование материалов (пункты 8, 9 Правил).
С 16 мая 2013 года действуют Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 384.
Пунктом 4 названных Правил установлено, что юридические лица для строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.
Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа) и содержит следующие сведения: а) краткое описание деятельности и характеристика ее воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания; б) меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с документацией; в) условия и ограничения, необходимые для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (условия забора воды и отведения сточных вод, условия работ в водоохранной и рыбоохранной зонах, прибрежной защитной полосе водного объекта и рыбохозяйственной заповедной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия); г) выводы о допустимости влияния деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания; д) решение о согласовании (об отказе в согласовании) осуществления деятельности; е) замечания и рекомендации по доработке документации (в случае необходимости ее доработки в части планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания) (пункт 9 Правил).
Доказательств наличия решения о согласовании (до 15 мая 2013 года) либо заключения о согласовании деятельности по хранению отходов потребления Администрацией не представлено, также как не представлено и доказательств тому, что Администрация осуществляет вывоз и хранение бытовых отходов с соблюдением действующего законодательства.
Ссылка законного представителя на голословность вывода должностного лица о том, что именно Администрация осуществляет хозяйственную деятельность в географических координатах N55°00"194" и Е155°35"770", где обнаружены вывоз и хранение твердых бытовых, является необоснованной.
Как следует из материалов дела, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела, законными представителями Администрации не заявлялось, что на указанном участке местности, хозяйственная деятельность данным органом местного самоуправления не велась. При этом копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении, протокола об административном правонарушении, юридическому лицу были своевременно вручены.
Более того, как следует из определения об истребовании сведений от 7 июня 2018 года, государственным инспектором у Администрации были истребованы документы, на основании которых Администрация осуществляла хозяйственную деятельность по вывозу и хранению бытовых отходов в водоохранной зоне Охотского моря (в 174 метрах от уреза воды) в географических координатах N55°00"194" и Е155°35"770".
Данный запрос получен лично главой администрации Овчаренко Г.Н. 8 июня 2018 года, после чего в ответ на запрос глава администрации представила сопроводительным письмом от 9 июня 2018 года № 346 копии истребованных документов, в том числе: свидетельство о государственной регистрации права от 31 января 2013 года на земельный участок, акт выбора земельного участка, испрашиваемого под объекты размещения отходов потребления, схему расположения земельного участка (л.д. 17-24).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что именно администрация Крутогоровского сельского поселения осуществляет хозяйственную деятельность по хранению бытовых отходов на указанном земельном участке, в установленных государственным инспектором географических координатах.
Статьей 4.1 федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Законодатель РФ, с целью защиты охраны окружающей среды установил процедуру согласования хозяйственной деятельности в водоохранной зоне.
Таким образом, Администрация обязана была получить в территориальном органе Федерального агентства по рыболовству – Северо-Восточном территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству заключение о согласовании хозяйственной деятельности по вывозу и хранению бытовых отходов, как того требует законодательство Российской Федерации, после чего осуществлять соответствующую деятельность.
Указание в постановлении о не привлечении ООО «Кристалл Лосось» в течение года к административной ответственности, является явной технической ошибкой и не влечет отмену обжалуемого постановления.
Наказание Администрации назначено с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в минимальном размере и является справедливым.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не нарушен.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований к отмене, изменению обжалуемого постановления либо прекращению производства по делу не имеется, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Мильковскому, Быстринскому и Соболевскому районам Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства от 3 сентября 2018 года Чиркова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении администрации Крутогоровского сельского поселения Соболевского муниципального района Камчатского края оставить без изменения, а жалобу законного представителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.Р. Валеев